Безопасность работ в учебных
мастерских общеобразовательной школы
Глозман Евгений Самуилович,
учитель технологии ЦО № 293, г. Москвы, доцент кафедры технологии МИОО, к.п.н., заслуженный учитель РФ, отличник народного просвещения, учитель методист, лауреат ВДНХ СССР, лауреат ВВЦ РФ, обладатель гранта Департамента образования г. Москвы за подготовку победителей городских и всероссийских олимпиад школьников по технологии, лауреат конкурса «Грант Москвы» в области наук, технологий в сфере образования 2006 г.
Учитель технологии, педагог дополнительного образования, инструктор по труду, мастер производственного обучения, организующие и проводящие учебные, внеурочные занятия и другие виды деятельности с учащимися на базе учебных мастерских школы должны:
— знать законодательство о труде, правила, нормы и инструкции по охране труда и технике безопасности;
— разрабатывать и осуществлять мероприятия по обеспечению безопасности жизнедеятельности школьников с учетом условий и специфики их обучения.
Охрана труда (в соответствии со ст. 209 Трудового кодекса РФ) – система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические и иные мероприятия.
Техника безопасности — это комплекс средств и мероприятий, внедряемых в производство (учебные мастерские школы) с целью создания здоровых и безопасных условий труда.
Школьные учебные мастерские – специальные помещения школы, оборудованные в соответствии с нормативными, организационно педагогическими, санитарно -гигиеническими, эстетическими, технико-технологическими и технико-экономическими требованиями и предназначенные для проведения занятий по технологическому обучению, воспитанию и профессиональной ориентации учащихся
Основные нормативные документы определяют статус школьных учебных мастерских, их оснащение и функционирование:
- Положение об учебных мастерских общеобразовательной школы (от 28.07.1986 г. № 169) [1]
- «Правила по технике безопасности и производственной санитарии для школьных учебных и учебно-производственных мастерских, а также для учебных комбинатов, цехов (пролетов), участков и предприятий, в которых проводится трудовая подготовка учащихся», утвержденные Министерством просвещения, а также Министерством здравоохранения (21.06.1971 г.) (с изменениями и дополнениями от 28.11. 2002 г. Приказ МП № 44) [2].
- Акт-разрешение на проведение занятий в школьных мастерских ( от 15 августа 1977 г. № 54-М [2, с.57]).
- Санитарно-гигиенические требования к организации трудового обучения учащихся 1-7 классов, утвержденные Главным санитарно-эпидемиологическим управлением Минздрава СССР 22 февраля 1985 г. № 3216-85.
- Типовые правила пожарной безопасности для учреждений МП СССР. (Правила пожарной безопасности для общеобразовательных школ, ПТУ, школ-интернатов, детских домов, дошкольных, внешкольных и других учебно-воспитательных учреждений (ППБ 101-89). (Бюллетень Госкомитета СССР по народному образованию № 2, 3, 1990 г.).
- Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих. Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. N 761н г. Москва. Зарегистрирован в Минюсте РФ 6 октября 2010 г. Регистрационный N 18638).
Положение об учебных мастерских общеобразовательной школы (от 28.07.1986 г. № 169) (Извлечение)
- Учебные мастерские создаются в каждой средней, неполной средней и начальной школе. Они предназначены для: трудового обучения учащихся I-VII классов в соответствии с утвержденными программами; организации общественно полезного, производительного труда учащихся; проведения факультативных занятий по трудовому обучению; работы технических, художественно-прикладных кружков и клубов по интересам.
- В общеобразовательной школе создаются следующие учебные мастерские: для трудового обучения и общественно полезного труда учащихся I-IV классов, по обработке металла, по обработке древесины (или комбинированная мастерская по обработке металла и древесины), по обработке тканей, для работ с пищевыми продуктами.
- Количество мастерских, их разновидность и площади в каждой школе принимаются в зависимости от количества и наполняемости классов (классов-комплектов) с учетом Номенклатуры типов зданий, состава и площадей помещений общеобразовательных школ, утвержденной Госгражданстроем СССР и согласованной с Министерством просвещения СССР и Госпланом СССР 27 мая 1985 г. (НШ-85-90).
- При необходимости для группы близлежащих школ могут создаваться в установленном порядке межшкольные учебные мастерские.
Кроме того, в дополнение к указанным мастерским базовые предприятия (организации) могут создавать учебно-производственные участки для производительного труда учащихся V-VII и других классов на правах своих структурных подразделений.
- Учебные мастерские оснащаются станочным и другим оборудованием, инструментами, приспособлениями, учебно-наглядными пособиями, техническими средствами обучения в соответствии с действующими Типовыми перечнями учебно-наглядных пособий и учебного оборудования для общеобразовательных школ, утверждаемыми Министерством просвещения СССР на каждую пятилетку, а также дидактическими материалами, технической и технологической документацией.
При наличии свободной площади мастерские могут оснащаться также дополнительным станочным и другим оборудованием, приспособлениями и инструментами, необходимыми для общественно полезного, производительного труда учащихся, работы технических кружков, а также профессионального обучения в VIII-IХ классах по профилям, указанным в п. 1. В соответствии с п. 9 Положения о базовом предприятии общеобразовательной школы, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 30 августа 1984 г. № 928. в оборудовании учебных мастерских школам содействуют их базовые предприятия.
Оборудование, не предусмотренное Типовыми перечнями, в том числе самодельное, устанавливается в мастерских с разрешения технической инспекции труда профсоюзов, что оформляется соответствующими актами.
- В учебных мастерских оборудуются рабочие места учащихся индивидуального и коллективного пользования, рабочее место учителя.
Конструкция и организация рабочих мест должны обеспечивать возможность выполнения работ в полном соответствии с учебными программами, а также учитывать различия антропометрических данных учащихся, требования эргономики, научной организации труда и технической эстетики.
Планировка мастерских, размещение в них рабочих мест, оборудования и мебели должны обеспечивать благоприятные и безопасные условия для организации учебно-воспитательного процесса, возможность контроля за действиями каждого учащегося.
- Рабочее место учащегося для индивидуального пользования — верстак или специальный стол с откидным, приставным или выдвижным сидением. Конструкция верстака (стола) должна обеспечивать его переналадку в соответствии с ростом учащихся или позволять применять подставки для ног. Рабочее место укомплектовывается постоянно применяемыми инструментами и приспособлениями, которые размещаются в укладках различной конструкции.
Количество рабочих мест в мастерских определяется наполняемостью классов с учетом деления V-IX классов на подгруппы в соответствии с установленными нормами: в городских школах с числом учащихся 25 и более человек, в сельских — 20 и более человек (указанные нормы деления вводятся одновременно со снижением наполняемости классов: с 1 сентября 1986 г. начиная с 1 класса по одному классу в год (Инструктивное письмо Министерства просвещения СССР от 22.05.1985 г. № 33-М).
- Рабочее место учителя в мастерской располагается на возвышении — подиуме размером (примерно) 3600Х2000Х200 мм. Оно оборудуется столом с емкостью для ТСО (ГОСТ 18313-73, тип. II), классной доской с комплектом классных инструментов и устройством для аварийногообесточивания рабочих мест учащихся. В зоне рабочего места учителя рекомендуется размещать шкафы-секции для хранения учебно-наглядных пособий и инструментов. К рабочему месту учителя подводится электропитание напряжением не свыше 42В.
- В мастерских должны строго соблюдаться требования Положения об организации работы по охране труда в системе Министерства просвещения СССР и Правил по технике безопасности и производственной санитарии для школьных учебных и учебно-производственных мастерских, а также для учебных комбинатов, цехов (пролетов, участков) и предприятий, в которых проводится трудовая подготовка учащихся, утвержденных Министерством просвещения СССР. В соответствии с требованиями данных Правил производится освещение, отопление, общая и местная вентиляция мастерских. Электрические розетки в мастерских маркируются по напряжению.
- Каждая учебная мастерская оснащается умывальниками со щетками и мылом в количестве 20 % от числа учащихся, а также электрополотенцами (полотенцами), допускается размещение умывальников в прилегающей к мастерской рекреации. В специально отведенных местах размещаются емкости для отходов, стружки, мусора, обтирочных материалов. В комплект оборудования мастерских входят носилки и универсальная аптечка первой помощи (ТУ 64-7-51-72), а также противопожарные средства, включая углекислотный огнетушитель. Около аптечки указываются адрес и телефон ближайшего лечебного учреждения.
- Помещения мастерских оформляются стендами, таблицами и плакатами постоянного пользования, в том числе — по безопасности труда и производственной санитарии, материаловедению, профессиональной ориентации и другими.
В мастерских организуются постоянно действующие выставки изделий, изготовленных учащимися, с указанием, кто и когда изготовил экспонаты.
Цвет для окраски стен, инвентаря, оборудования мастерских следует подбирать исходя из требований эргономики и технической эстетики с использованием сигнальных цветов и знаков безопасности по ГОСТу 12.4.026-76 «Цвета сигнальные и знаки безопасности».
- Рабочие места учащихся обеспечиваются инструкциями по технике безопасности при выполнении конкретных видов работ, разработанными на основе типовых, утвержденными директором школы и согласованными с профсоюзным комитетом.
Инструкции пересматриваются по мере необходимости, но не реже одного раза в три года.
- В соответствии с приказом Министерства здравоохранения СССР от 10 апреля 1981 г. № 387 к занятиям (работе) в учебных мастерских допускаются школьники, прошедшие медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний к занятиям по трудовому обучению.
Сведения об учащихся, не допущенных к работе в учебных мастерских, учитель получает у медицинского персонала, закрепленного за школой.
Все работы в мастерских учащиеся выполняют в спецодежде (халат, берет, передник, косынка). Коллективное пользование спецодеждой при этом не допускается.
К выполнению каждого нового вида работ учащиеся допускаются только после проведения инструктажа по технике безопасности.
- Заключение о пригодности мастерских к проведению занятий дается ежегодно комиссией по приему школы к учебному году и оформляется актом согласно инструктивному письму Министерства просвещения СССР от 15 августа 1977 г. № 54-М «Об акте приема готовности школы к новому учебному году».
- Организация и режим занятий, условий внешней среды в учебных мастерских определяются с учетом Санитарно-гигиенических требований к организации трудового обучения учащихся I-VII классов, утвержденных Главным санитарно-эпидемиологическим управлением Минздрава СССР 22 февраля 1985 г. № 3216-85.
- Администрация школы принимает меры по модернизации мастерских, систематическому пополнению их оборудованием, инструментами, приспособлениями, улучшению их технического обслуживания, рационализации рабочих мест.
Приказом по школе на учителя (учителей) трудового обучения возлагается выполнение обязанностей мастера учебной мастерской (мастерских).
Учитель трудового обучения, выполняющий обязанности мастера учебных мастерских:
— совместно с заместителем (помощником) директора по хозяйственной части (заведующим хозяйством) выполняет работу по обеспечению мастерских оборудованием, инструментами, материалами;
— планируют работу мастерских; совместно с педагогическим работником школы, осуществляющим организацию общественно полезного, производительного труда учащихся, планирует изготовление изделий на учебный год;
— организует наладку и ремонт техники, оборудования, инструментов, приспособлений;
— следит за своевременной проверкой электрооборудования, его заземления (зануления), состояния изоляции электропроводки;
— отвечает за безопасное состояние оборудования и санитарно-гигиеническое состояние мастерских;
принимает на ответственное хранение имущественно-материальные ценности мастерских, ведет в установленном порядке учет.
Учителя трудового обучения, руководители кружков и общественно полезного, производительного труда, работающие в мастерских (дается дополнительно к обязанностям учителей, определенным Уставом общеобразовательной школы, квалификационными характеристиками, Правилами внутреннего трудового распорядка для работников общеобразовательных школ системы Министерства просвещения СССР и Положением об организации работы по охране труда в системе Министерства просвещения СССР):
— осуществляют подготовку инструментов и приспособлений к занятиям (заточку, наладку);
— обеспечивают занятия заготовками, технической документацией;
проводят инструктаж учащихся по технике безопасности по каждому виду проводимых работ с регистрацией в классном журнале;
— несут ответственность за выполнение учащимися правил техники безопасности, производственной санитарии и за охрану жизни и здоровья учащихся во время работы в школьных учебных мастерских.
Учителя трудового обучения один раз в пять лет проходят курсовую переподготовку по охране труда и аттестацию по знанию правил технической эксплуатации электроустановок напряжением до 1000 В, использующихся в учебных
мастерских, с присвоением квалификационной группы не ниже 3-й.
- Использование учебных мастерских, их оборудования в целях, не предусмотренных настоящим Положением, запрещается.
Требования к отдельным видам мастерских
Мастерская для трудового обучения и общественно полезного труда учащихся I-IV классов
- В мастерской для трудового обучения и общественно полезного труда учащихся I-IV классов рабочее место индивидуального пользования, как правило, представляет собой стол ученический для кабинетов труда (ГОСТ 22046-76). Стол оснащается съемными укладками, в которых находятся комплекты ручных инструментов № 1 и № 2. Высота столов подбирается (примерно) следующая: 50 % столов ростовой группы «Б» (600 мм) и 50 % столов группы «В» (660 мм).
- Для выполнения отдельных видов работ, предусмотренных программой, а также для различных занятий во внеурочное время в мастерской оборудуются 6-8 рабочих мест коллективного пользования (покрытие столов пластиковое или линолеумное).
Высота столов на рабочих местах коллективного пользования должна соответствовать ростовой группе «Г» (720 мм), так как работа за ними производится в основном стоя.
Мастерские по обработке древесины и металла
- Рабочим местом индивидуального пользования в данных мастерских является столярный, слесарный или комбинированный верстак. При отсутствии в мастерских комплекта электроснабжения комбинированного (КЭК) к верстакам может подводиться электропитание напряжением не выше 42 В для выполнения электротехнических работ.
- Рабочими местами коллективного пользования в мастерских по обработке древесины и металла являются станки, муфельная печь, пресс для штамповки, универсальные приспособления для прокатки и гибки листового металла, проволоки, а также дополнительное оборудование, устанавливаемое базовым предприятием для организации общественно полезного, производительного труда учащихся. Станочные рабочие места оборудуются тумбочками или укладками для размещения измерительных и режущих инструментов, заготовок, готовой продукции и документации. Токарные станки дополнительно укомплектовываются крючками для удаления стружки.
- Окраска изделий распылением в мастерских должна производиться в специально оборудованном для этих целей вытяжном шкафу. При пайке и выжигании в мастерских используются комплекты специального оборудования с отсосом воздуха. В случае отсутствия такого комплекта для пайки оборудуются специальные места с обязательным устройством местных вентиляционных отсосов.
- Специальные помещения (инструментальная комната мастера, кладовая для хранения сырья и готовой продукции), предусмотренные в составе мастерских, предназначаются для хранения инструментов, приспособлений, заготовок, материалов, незавершенных работ учащихся, учебно-наглядных пособий, выполнения заготовительных работ.
Эти помещения являются, как правило, смежными с помещениями мастерских. Расположение и геометрия помещения кладовой должны обеспечивать возможность разрезания на круглопильном станке длинномерных (до 6 м) пиломатериалов.
- Станки: фуговальный школьный СФО-1, круглопильный школьный СКД-1, заточные — относятся к оборудованию, на котором работает только учитель.
Эти станки устанавливаются в специальных помещениях мастерских. В исключительных случаях они могут устанавливаться непосредственно в мастерских около рабочего места учителя, при этом во время занятий с учащимися закрываются запирающимися футлярами.
Указанные станки, а также токарные станки по дереву и муфельная печь обязательно оборудуются вентиляционными отсосами.
- Рабочее место учителя в мастерских по обработке древесины и металла дополнительно оснащается верстаком для демонстрации приемов выполнения работ.
Мастерские по обработке тканей и кулинарии
- Мастерские по обработке тканей и кулинарии могут быть раздельными или совмещенными. В последнем случае для работ с пищевыми продуктами в них выделяется специальная зона (20-25 % площади).
- Рабочими местами индивидуального пользования в данных мастерских являются универсальные рабочие столы со встроенными швейными машинами типа «Чайка-ЗМ» или «Подольск», укомплектованными ручным и электрическим приводами, с планшетами для инструкционных карт и укладками с инструментами.
Разрешается оборудовать рабочие места индивидуального пользования одно-двухместными столами со светлой поверхностью из водоотталкивающего материала с установленными на них бытовыми швейными машинами с электрическим и ручным приводами.
- Рабочими местами коллективного пользования являются швейные машины 51-А класса (оверлоки), гладильные доски, примерочная, электрические (газовые) плиты, мойки, разделочные и обеденные столы, а также дополнительное оборудование, устанавливаемое базовым предприятием для организации общественно полезного, производительного труда учащихся. При отсутствии универсальных рабочих столов в мастерской по обработке тканей устанавливается также стол или съемный щит для раскроя тканей.
- Места для влажно-тепловой обработки, швейные машины следует располагать в непосредственной близости от рабочего места учителя. К мойкам в мастерских подводится горячая и холодная вода. При отсутствии в школе горячего водоснабжения мойки оборудуются настенными электрическими или газовыми нагревателями.
- Рабочее место учителя в мастерской по обработке тканей дополнительно оборудуется манекеном с комплектом чертежей основ швейных изделий.
Список литературы
- Положение об учебных мастерских общеобразовательной школы // Школа и производство. – 1986. – № 11. – С. 5-7.
- Правила по технике безопасности и производственной санитарии для школьных учебных и учебно-производственных мастерских, а также для учебных комбинатов, цехов (пролетов), участков и предприятий, в которых проводится трудовая подготовка учащихся // Школа и производство. – 1973. – № 7. – С. 50-58.
Инструктор по труду (Приложение)
Должностные обязанности:
- Формирует у обучающихся, воспитанников трудовые умения и навыки, готовит их к практическому применению полученных знаний.
- Проводит с обучающимися, воспитанниками профориентационную работу, организует их общественно полезный и производительный труд, участвует в предпрофильной подготовке подростков и организации профессионального обучения старшеклассников, расширяет знания обучающихся, воспитанников о труде и его видах, используя в профориентационной работе современные знания о труде, образовательных и производственных технологиях.
- Содействует формированию основных составляющих компетентности коммуникативной, информационной, правовой у обучающихся, воспитанников.
- Обеспечивает выполнение программы обучения.
- Принимает необходимые меры по оснащению мастерских оборудованием, техническими средствами, инструментами и материалами, отвечает за их сохранность и рациональное использование.
- Осуществляет текущий и профилактический ремонт оборудования и технических средств или организует его проведение.
- Обеспечивает выполнение обучающимися, воспитанниками требований охраны труда и пожарной безопасности.
- Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся, воспитанников во время образовательного процесса.
- Оказывает при необходимости первую доврачебную помощь.
- Применяет навыки работы с персональным компьютером, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием.
- Участвует в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в организации и проведении оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи педагогическим работникам.
- Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.
Должен знать:
— приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации;
— законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность;
— конвенцию о правах ребенка; возрастную и специальную педагогику и психологию; физиологию, гигиену;
— формы и методы обучения и воспитания; инструктивно-нормативные документы и рекомендации по организации трудового обучения и воспитания; концепцию профильного обучения;
— методы развития мастерства; современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода; методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контакта с обучающимися, воспитанниками, детьми разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе;
— действующие стандарты и технические условия эксплуатации оборудования, технических средств; основы организации труда;
— способы оказания первой доврачебной помощи; правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения;
— правила по охране труда и пожарной безопасности.
Требования к квалификации.
Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы.
Пространственно-функциональные модули
школьных мастерских
- Модуль индивидуальных рабочих мест учащихся
- Модуль рабочего места учителя
- Модуль основного технологического и вспомогательного оборудования
- Модуль малогабаритной техники и средств малой механизации
- Экспозиционно-музейный модуль
- Модуль заготовки и хранения
- Модуль личной и общественной гигиены
- Модуль противопожарной безопасности и охраны труда
- Мультимедийный модуль
- Модуль учебно-методической литературы
- Модуль художественной обработки конструкционных материалов
- Модуль художественной ковки, сварки, сборки, окраски и отделки
- Модуль художественной керамики, литья и гончарного дела
- Модуль функциональных помещений :
- пост вентиляции;
- инструментальная комната;
- комната заготовки и хранения материала