От самостоятельных учебных работ к учебным и творческим проектам
Глозман Евгений Самуилович,
учитель технологии ЦО № 293, г. Москвы, заслуженный учитель школы РФ, доцент кафедры технологии МИОО, кандидат педагогических наук, отличник народного просвещения, учитель методист, лауреат ВДНХ СССР, лауреат ВВЦ РФ, обладатель гранта Департамента образования г. Москвы за подготовку победителей городских и всероссийских олимпиад по технологии, лауреат конкурса «Грант Москвы» в области наук, технологий в сфере образования 2006г.
Самостоятельная учебная работа учащихся – ведущий фактор теоретической и практической подготовки учащихся к предстоящей деятельности по формированию знаний, умений, навыков и нравственно-психологических качеств.
Для формирования целостной и гармоничной личности необходимо систематическое включение ее в самостоятельную деятельность, которая в процессе особого вида учебных заданий – самостоятельных работ – приобретает характер проблемно-поисковой деятельности.
Под самостоятельной учебной работой понимают организованную учителем активную деятельность учащихся, направленную на выполнение поставленной дидактической цели в специально отведенное для этого время.
Уровни самостоятельной деятельности учащихся
- Копирующие действия учащихся по заданному образцу.
На этом этапе происходит подготовка учащихся к самостоятельной работе.
- Репродуктивная деятельность учащихся по воспроизведению полученной информации.
На этом этапе начинается обобщение приемов и методов познавательной деятельности.
- Продуктивная деятельность учащихся самостоятельного применения приобретенных знаний.
На этом этапе решаются задачи выходящие за пределы известного образца, требующая способности к выводам.
- Самостоятельная деятельность учащихся по переносу знаний при решении задач в совершенно новых условиях.
На этом этапе составляются новые самостоятельные программы принятия решений.
__________________
¹Педагогика: учебник для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей/Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2008.
- Самостоятельная работа должна соответствовать возрастным особенностям учащихся.
- Любая самостоятельная работа должна иметь конкретную цель.
- Степень сложности должен удовлетворять принципу постепенного перехода с одного уровня самостоятельной работы на другой.
- Основное назначение самостоятельной работы – развитие познавательных способностей и творческой инициативы.
- Содержание самостоятельной работы, форма ее выполнения должны вызывать интерес у учащихся, желание выполнить работу творчески.
- Самостоятельные работы подбираются и организуются так, чтобы они вырабатывали навыки и привычку к труду, к творческой деятельности
- По форме организации самостоятельные работы могут быть:
индивидуальные, групповые и коллективные
Основные типы самостоятельных работ
Воспроизводящие самостоятельные работы по образцу
Данный вид деятельности необходим для запоминания способов действий, формирования и закрепления умений и навыков.
Например, изготовление декоративных лопаточек по шаблону
Самостоятельные работы реконструктивно-вариативного типа
Эвристические самостоятельные задания
Эвристика – искусство ведения спора, наука о творчестве, теория и практика организации избирательного поиска при решении сложных задач.
Данный вид деятельности позволяет учащимся найти самостоятельно конкретные способы решения задач применительно к условиям задания.
Например, самостоятельная разработка графической документации, подбор материала, изготовление декоративной лопаточки с фризом и декоративной отделкой.
Творческие самостоятельные работы
Данный вид деятельности позволяет учащимся получать принципиально новые для них знания и закрепляет навыки самостоятельного поиска знаний.
Например:
- самостоятельная разработка графической документации на декоративный набор из лопаточки и фриза;
- подбор материала, разработка способа соединения фриза и лопаточки;
- разработка способа крепления набора на стене;
- изготовление декоративной лопаточки и фриза;
- чистовая обработка готового набора и декоративная отделка.
Виды самостоятельных работ на уроках технологии
- Работа с печатными пособиями и электронными носителями.
- Упражнения, направленные на выработку практических умений и навыков: тренировочные, воспроизводящие, реконструктивные и т.д.
- Разработка и составление графической документации.
- Выполнение самостоятельных, контрольных, лабораторных и практических работ.
- Разработка тестов для закрепления пройденного материала.
- Выполнение учебного или творческого проекта.
- Подготовка докладов, рефератов, пояснительной записки к проектам и их защита.
- Выполнение работ по техническому моделированию, конструированию, декоративно-прикладному и художественному творчеству, художественным ремеслам.
Система технологического образования школьников, как известно, определяется продуманным, обоснованным, рациональным и научным подходом к выбору объектов труда.
Основные требования, предъявляемые к выбору объектов труда:
- Соответствие учебной программе, разделу, теме.
- Общественно полезная значимость изделия.
- Преемственность на ранее пройденный материал.
- Соответствие возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся
- Учитывали межпредметные связи.
- Отвечали требованиям безопасной работы.
- Создавали возможность формировать знания и умения, культуру труда, технологическую и проектную культуру.
- Отвечали требованиям технической эстетики, экономики, экологии.
- Были конкурентоспособны и востребованы
Классификация объектов труда
- По номенклатуре
(для мастерских, школы, детского сада, дома, дачи, производства …)
- По видам графической и технологической документации
(чертеж, эскиз, технологическая карта …)
- По разновидности
( однодетальные, многодетальные, комбинированные )
- По материалу изготовления
( металл, древесина, ткань)
- По способам обработки
( ручная, механическая, … )
- По способам технологического исполнения
( ковка, литье, штамповка, …)
- По видам соединений
( пайка, резьбовое, заклепочное, …)
- По формам организации труда
( индивидуальная, коллективная … )
- По нормированию объекта труда
( возраст, пол, поправочный коэффициент)
- По оплате труда
( форма оплаты, … )
- По формам реализации
(школьная ярмарка, подарок, через торговую сеть…)
Основные составляющие «школы» проектной деятельности
Задача учителя технологии научить учащихся проектной деятельности.
Эту работу следует начинать через:
- самостоятельные учебные задания;
- индивидуальные или коллективные учебные проекты, выполняемые под руководством учителя;
- самостоятельные творческие проекты, заложив таким образом «школу проектной деятельности».
Школа проектной деятельности состоит из: индивидуальных, групповых, коллективных учебных и творческих проектов
Коллективный учебный проект – самостоятельная деятельность учащихся по решению практических и теоретических задач, выполняемых под руководством учителя.
Примерная последовательность выполнения коллективного учебного проекта
I этап – Поисково-исследовательский
1 шаг. Поиск идеи, темы предполагаемого проекта. Определение целей.
2 шаг. Обсуждение идеи с друзьями, одноклассниками, родителями, учителями.
3 шаг. Поиск информации всеми участниками учебного проекта и обсуждение идей по его выполнению.
4 шаг. Выбор наилучшей идеи (темы) и ее исследование (сбор различных данных, экономическая и экологическая целесообразность).
5 шаг. Самостоятельная работа каждого учащегося по подготовке графической документации.
6 шаг. Обсуждение наработанного материала. Составление плана работы на II этап .
ІІ этап – Конструкторско технологический
1 шаг. Разработка шаблонов, составление технологической документации каждым участником учебного проекта.
2 шаг. Подбор материалов, инструментов, оборудования. Обсуждение с учителем технологической последовательности изготовления учебного проекта.
3 шаг. Изготовление каждым учащимся опытного образца проекта (при необходимости). Обсуждение его достоинств и недостатков.
4 шаг. Изготовление окончательного варианта проекта. Обсуждение с учителем. Устранение недостатков. Художественная отделка.
5 шаг. Планирование заключительного этапа.
III этап – Заключительный (Презентационный)
1 шаг. Подготовка проекта к защите. Разработка рекламного проспекта – товарного знака.
2 шаг. Письменное оформление проекта
3 шаг. Составление плана защиты проекта.
4 шаг. Защита (презентация) творческого проекта.
5 шаг. Оценка проекта.
Выводы и предложения по дальнейшей реализации проекта (выставки, олимпиады, фестивали; музей, класс, мастерские, рекреации школы, спортзал, группа продленного дня, детский сад; для дачи, дома, гаража; подарок; по заказам предприятий, фирм; в торговую сеть …)
Презентация «Учебные задания» Скачать
Презентация «Школа резьбы по дереву» Скачать
Презентация «Этнографический музей» Скачать