УТВЕРЖДЕНА
протоколом заседания коллегии
Минпросвещения России
КОНЦЕПЦИЯ
преподавания предметной области «Технология»
в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы
I.Общие положения
Настоящая Концепция предметной области «Технология» в образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы (далее соответственно – Концепция, общеобразовательные организации), представляет собой систему взглядов на основные проблемы, базовые принципы, цели, задачи
и направления развития предметной области «Технология» как важнейшего элемента овладением компетенциями, в том числе метапредметными, навыками XXI века,
в рамках освоения основных общеобразовательных программ (далее по тексту – технологическое образование) в общеобразовательных организациях.
Концепция разработана на основании поручения Президента Российской Федерации от 4 мая 2016 г. с учетом Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. № 642, Национальной технологической инициативы, (постановление Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2016 г. № 317 «О реализации Национальной технологической инициативы») и Программы «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. № 1632-р.
II.Значение технологического образования
Высокий уровень исследований и разработок, постоянно возрастающая значимость усвоения и практического использования новых знаний для создания инновационной продукции являются ключевыми факторами, определяющими конкурентоспособность национальных экономик и эффективность национальных стратегий безопасности.
Для реализации указанных в Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации приоритетов необходимы определенные модели мышления и поведения личности, которые, как показывает опыт многих стран, формируются в
школьном возрасте.
Технологическое образование является необходимым компонентом общего образования, предоставляя обучающимся возможность применять на практике знания основ наук, осваивать общие принципы и конкретные навыки преобразующей деятельности человека, различные формы информационной
и материальной культуры, а также создания новых продуктов и услуг. Технологическое образование обеспечивает решение ключевых задач воспитания.
Предметная область «Технология» является организующим ядром вхождения в мир технологий, в том числе: материальных, информационных, коммуникационных, когнитивных и социальных. В рамках освоения предметной области «Технология» происходит приобретение базовых навыков работы
с современным технологичным оборудованием, освоение современных технологий, знакомство с миром профессий, самоопределение и ориентация обучающихся
на деятельность в различных социальных сферах, обеспечивается преемственность перехода обучающихся от общего образования к среднему профессиональному, высшему образованию и трудовой деятельности. Для инновационной экономики одинаково важны как высокий уровень владения современными технологиями,
так и способность осваивать новые и разрабатывать не существующие еще сегодня технологии.
Различные виды технологий, в том числе обозначенные в Национальной технологической инициативе (далее – НТИ), являются основой инновационного развития внутреннего рынка, устойчивого положения России на внешнем рынке. Для эффективного ответа на вызовы времени с учетом взаимодействия человека
и природы, человека и техники, социальных институтов глобального конвергентного развития, в том числе через использование методов гуманитарных и социальных наук, на каждом из уровней образования соответствующим образом
и преемственно должны быть представлены следующие технологии: цифровые технологии, интеллектуальные производственные технологии, технологии здоровьесбережения, природоподобные технологии, современные технологии сферы услуг, гуманитарные и социальные технологии как комплексы методов управления социальными системами.
Накопленный в нашей стране опыт преподавания предметной области «Технология» является базой для ее модернизации. Успешный опыт включения России в международное движение «WorldSkills International» при этом является основой для оценки качества образования и трансляции практики по модернизации содержания профессионального обучения. Особенно это актуально по направлениям перспективных профессий и профессий цифровой экономики.
III. Цели и задачи Концепции
Целью Концепции является создание условий для формирования технологической грамотности, критического и креативного мышления, глобальных компетенций, необходимых для перехода к новым приоритетам научно-технологического развития Российской Федерации.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
- создание системы преемственного технологического образования на всех уровнях общего образования;
- изменение статуса предметной области «Технология» в соответствии
с ее ключевой ролью в обеспечении связи фундаментального знания с преобразующей деятельностью человека и взаимодействия между содержанием общего образования и окружающим миром; - модернизация содержания, методик и технологий преподавания предметной области «Технология», ее материально-технического и кадрового обеспечения (включая педагогическое образование); усиление воспитательного эффекта; изучение элементов как традиционных, так и наиболее перспективных технологических направлений, включая обозначенные в НТИ, и соответствующих стандартам Ворлдскиллс;
- формирование у обучающихся культуры проектной и исследовательской деятельности, использование проектного метода во всех видах образовательной деятельности (в урочной и внеурочной деятельности, дополнительном образовании);
- формирование ключевых навыков в сфере информационных
и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в рамках учебных предметов «Технология» и «Информатика и ИКТ» и их использование в ходе изучения других предметных областей (учебных предметов); - создание системы выявления, оценивания и продвижения обучающихся (включая продолжение образования), обладающих высокой мотивацией
и способностями в сфере материального и социального конструирования, включая инженерно-технологическое направление и ИКТ, расширение олимпиад НТИ; широкое участие в чемпионатах юниоров и демонстрационных экзаменах
по стандартам Ворлдскиллс, учет достижений обучающихся в системе «Паспорт компетенций»; - поддержка лидеров технологического образования (организаций, коллективов, отдельных педагогических работников, работающих с детьми, профессионалов – носителей передовых компетенций); популяризация передовых практик обучения и стимулирование разнообразия форм технологического образования, формирование открытого интернет-банка модулей технологического образования, создаваемых лидерами технологического образования различных регионов, для выбора этих модулей при разработке общеобразовательной организацией рабочей программы по предметной области «Технология».
IV.Основные направления реализации Концепции
Реализация Концепции требует достижения указанных в настоящем разделе ориентиров, основанных на системно-деятельностном подходе
-
Общие направления
В предметной области «Технология» на всех уровнях общего образования реализуются три взаимосвязанных ключевых направления:
- введение в контекст создания и использования современных и традиционных технологий, технологической эволюции человечества, ее закономерностей, современных тенденций, сущности инновационной деятельности;
- получение опыта персонифицированного действия и трудовое воспитание в процессе разработки технологических решений и их применения, изучения и анализа меняющихся потребностей человека и общества;
- введение в мир профессий, включая профессии будущего, профессиональное самоопределение (профессиональные пробы на основе видов трудовой деятельности, структуры рынка труда, инновационного предпринимательства и их организации
в регионе проживания, стандартов Ворлдскиллс).
Предметная область «Технология» играет значительную роль в формировании универсальных учебных действий, навыков XXI века, в равной мере применимых
в учебных и жизненных ситуациях.
Ведущей формой учебной деятельности в ходе освоения предметной области «Технология» является проектная деятельность в полном цикле: «от выделения проблемы до внедрения результата». Именно проектная деятельность органично устанавливает связи между образовательным и жизненным пространством, имеющие для обучающегося ценность и личностный смысл. Разработка и реализация проекта в предметной области «Технология» связаны с исследовательской деятельностью
и систематическим использованием фундаментального знания.
Проектная деятельность служит основой интеграции учебных предметов
и реализуется в различных формах, включая учебно-производственные бригады, агроклассы.
Приоритетными результатами освоения предметной области «Технология» являются:
ответственное отношение к труду и навыки сотрудничества;
владение проектным подходом;
знакомство с жизненным циклом продукта и методами проектирования, решения изобретательских задач;
знакомство с историей развития технологий, традиционных ремесел, современных перспективных технологий; освоение их важнейших базовых элементов;
знакомство с региональным рынком труда и опыт профессионального самоопределения;
овладение опытом конструирования и проектирования; навыками применения ИКТ в ходе учебной деятельности;
базовые навыки применения основных видов ручного инструмента
(в том числе электрического) как ресурса для решения технологических задач,
в том числе в быту;
умение использовать технологии программирования, обработки и анализа больших массивов данных и машинного обучения.
Содержание предметной области «Технология» осваивается через учебные предметы «Технология» и «Информатика и ИКТ», другие учебные предметы,
а также через общественно полезный труд и творческую деятельность в пространстве общеобразовательной организации и вне его, внеурочную и внешкольную деятельность, дополнительное образование, а также проект «Урок «Технологии»
на базе высокотехнологичных организаций, в том числе на базе мобильных детских технопарков «Кванториум», проект ранней профессиональной ориентации обучающихся «Билет в будущее», систему открытых онлайн уроков «Проектория». При этом учитывается специфика общеобразовательной организации, привлекаемого ею кадрового потенциала, ее социально-экономического окружения, включая систему дополнительного образования. Целесообразно интегрировать ИКТ в учебный предмет «Технология»; при этом учитель информатики может обеспечивать преподавание информатики в рамках предметной области «Математика
и информатика» и преподавание ИКТ в предметной области «Технология»
при расширении доли ИКТ в технологии в соответствии с потребностями образовательного процесса и интересами обучающихся.
Для эффективной реализации основных задач предметной области «Технология» необходимо:
- адаптировать федеральные государственные образовательные стандарты общего образования и примерные основные общеобразовательные программы
к новым целям и задачам предметной области «Технология», предусматривая вариативность ее освоения; - предоставить обучающимся возможность использовать цифровые ресурсы (инструменты, источники и сервисы) в работе на всех предметах, включая процедуры итоговой аттестации, так, как они используются сегодня
в профессиональной и повседневной деятельности человека; - использовать ресурсы организаций дополнительного образования, центров технологической поддержки образования, детских технопарков, включая «Кванториумы», центров молодежного инновационного творчества (ЦМИТ), площадок для проверки бизнес-идей, связанных с промышленным производством (фаблабы), специализированных центров компетенций (включая Ворлдскиллс), музеев, организаций, осуществляющих обучение по программам профессионального образования и профессионального обучения, а также государственных и частных корпораций, их фондов и образовательных программ. Эти ресурсы предполагается использовать для создания и апробации модулей учебного предмета «Технология»
и межпредметных проектных модулей. После экспертизы на федеральном уровне
(с использованием краудсорсинга) успешные модули будут доработаны
с привлечением грантовой поддержки для включения в открытую федеральную базу, с бесплатным использованием которой общеобразовательные организации смогут самостоятельно и вариативно, с соблюдением требованием примерной основной образовательной программы, создавать рабочие программы учебного предмета «Технология» и межпредметных проектов; - использовать социальные и профессиональные личностно значимые
и общественно значимые практики, обеспечивающие получение начальных профессиональных навыков с учетом потребности экономики региона, в центрах молодежного инновационного творчества, центрах компетенций Ворлдскиллс, детско-взрослых производствах, в поддержании школьной ИКТ-инфраструктуры
и консультировании учителей и в школьных компаниях, в том числе входящих
в движение «Достижения молодых»; получаемый образовательной организацией
за счет деятельности обучающихся доход может быть использован
их непосредственных интересах.
-
Начальное общее образование
Предметная область «Технология» и проектная деятельность на уровне начального общего образования обеспечивают развитие творческого потенциала детей и изобретательства, а также являются мотивирующим фактором для освоения других предметных областей. Наряду с этим при решении мотивирующих обучающегося задач формируется настойчивость и трудолюбие.
С целью формирования технологического мышления создается образовательная среда, позволяющая приобрести компетенции, необходимые
для дальнейшего развития, проектной и исследовательской деятельности. Технологическое образование на уровне начального общего образования включает следующие направления:
- практическое знакомство с материальными технологиями прошлых эпох,
с художественными промыслами народов России, в том числе в интеграции
с изобразительным искусством, технологиями быта; - применение ИКТ при изучении всех учебных предметов, включая набор текста, поиск информации в сети Интернет, компьютерный дизайн, анимацию, видеосъемку, измерение и анализ массивов данных;
- освоение в рамках предметной области «Математика и информатика» основ программирования для виртуальных сред и моделей;
- проектирование и изготовление самодельных приборов и устройств
для проведения учебных исследований, сбора и анализа данных, в том числе компьютерного, при изучении учебного предмета «Окружающий мир»; - во внеурочной деятельности и дополнительном образовании организуются образовательные путешествия (экскурсии), где обучающиеся знакомятся с трудовыми процессами, технологической оснащенностью общества.
-
Основное общее образование
Важнейшими элементами образовательной деятельности в рамках предметной области «Технология» являются:
- освоение рукотворного мира в форме его воссоздания, понимания
его функционирования и возникающих проблем, в первую очередь, через создание
и использование учебных моделей (реальных и виртуальных), которое стимулирует интерес и облегчает освоение других предметов; - изготовление объектов, знакомящее с профессиональными компетенциями и практиками; ежегодное практическое знакомство с 3-4 видами профессиональной деятельности из разных сфер (с использованием современных технологий) и более углубленно – с одним видом деятельности через интеграцию с практиками, реализованными в движении Ворлдскиллс;
- приобретение практических умений и опыта, необходимых для разумной организации собственной жизни;
- формирование универсальных учебных действий: освоение проектной деятельности как способа преобразования реальности в соответствии с поставленной целью по схеме цикла дизайн-процесса и жизненного цикла продукта; изобретение, поиск принципиально новых для обучающегося решений;
- формирование ключевых компетентностей: информационной, коммуникативной, навыков командной работы и сотрудничества; инициативности, гибкости мышления, предприимчивости, самоорганизации;
- знакомство с гуманитарными и материальными технологиями
в реальной экономике территории проживания обучающихся, с миром профессий
и организацией рынков труда.
Учебный предмет «Технология» обеспечивает оперативное введение
в образовательную деятельность содержания, адекватно отражающего смену жизненных реалий и формирование пространства профессиональной ориентации
и самоопределения личности, в том числе: компьютерное черчение, промышленный дизайн; 3D-моделирование, прототипирование, технологии цифрового производства в области обработки материалов (ручной и станочной, в том числе станками
с числовым программным управлением и лазерной обработкой), аддитивные технологии; нанотехнологии; робототехника и системы автоматического управления; технологии электротехники, электроники и электроэнергетики; строительство; транспорт; агро- и биотехнологии; обработка пищевых продуктов; технологии умного дома и интернета вещей, СМИ, реклама, маркетинг.
Все перечисленные направления должны быть разработаны с учетом общемировых стандартов (на основе стандартов Ворлдскиллс) и специфики и потребностей региона.
На уровне основного общего образования базовые элементы ИКТ
и их применение во всех учебных предметах могут также осваиваться в предметной области «Технология».
-
Среднее общее образование
Обучающимся предоставляются возможности одновременно с получением среднего общего образования (возможно и раньше) пройти профессиональное обучение, освоить отдельные модули среднего профессионального образования
и высшего образования в соответствии с профилем обучения по выбранным ими профессиям, основы предпринимательства, в том числе с использованием инфраструктуры образовательных организаций профессионального образования
и высшего образования.
Одним из решений может стать разработка модулей на основе компетенций Ворлдскиллс с учетом специфики и потребностей региона. Из большого разнообразия модулей для рабочей программы учебного предмета «Технология» могут быть выбраны те, которые наиболее востребованы и значимы для региона.
В партнерстве с системой профессионального образования можно использовать практику демонстрационного экзамена, успешно применяемую
в Ворлдскиллс, при государственной итоговой аттестации по учебному предмету «Технология» (по выбору обучающихся).
-
Поддержка технологического творчества
Создание условий для выявления талантливой молодежи, построения успешной карьеры в области науки, технологий, инноваций и развитие интеллектуального потенциала страны достигаются путем формирования современной системы научно-технического творчества детей и молодежи, включая систему оценивания индивидуальных достижений.
Необходимо:
создание условий для фиксации хода и результатов проектов, выполненных обучающимися, в информационной среде образовательной организации;
представление обучающимися выполненных ими проектов в ходе открытых презентаций (в том числе представленных в социальных сетях и на специализированных порталах), соревнований, конкурсов и т.д.;
оценивание результатов проектной деятельности с участием в этой системе известных изобретателей, ученых, бизнесменов с целью популяризации технологического образования;
модернизация содержания всероссийской олимпиады школьников по технологии через введение (расширение) номинаций по наиболее интересным
и перспективным технологическим направлениям, ее преобразование (с использованием опыта Ворлдскиллс) в конкурс выполнения заданий, выявляющий способности формулировать прикладные задачи и проектировать их решения;
введение командного формата соревнований, в том числе инженерных, позволяющего обучающимся осваивать основы разделения труда, принципы командной работы, основы межличностного взаимодействия и деловой этики;
создание всероссийского конкурса профессиональных компетенций на основе Ворлдскиллс среди обучающихся;
расширение сети региональных модельных центров дополнительного образования, а также создание центров выявления и поддержки одаренных детей,
в том числе на базе ведущих образовательных организаций, с учетом опыта Образовательного Фонда «Талант и успех» и федеральной сети детских технопарков «Кванториум».
-
Подготовка кадров и эффективное использование
человеческого потенциала
Технологическое образование в образовательных организациях должно опираться на кадровые ресурсы учителей технологии, информатики и ИКТ, преподавателей дополнительного образования, профессионального образования
и потребности экономики региона проживания обучающихся.
Совершенствование содержания и методов технологического образования требует опережающей подготовки педагогических работников и их дополнительного профессионального образования, учитывающих разрабатываемые примерные рабочие программы по технологии для общего образования, а также современные образовательные технологии и ресурсы, включая дистанционные, технологии автоматизированного сбора и анализа данных об учебном прогрессе обучающихся.
Это предполагает:
разработку и реализацию образовательных программ высшего образования
(в том числе в сетевой форме) по направлению подготовки высшего образования «Педагогическое образование» (уровень бакалавриата) (Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки));
разработку и реализацию образовательных программ высшего образования
(в том числе в сетевой форме) по направлению подготовки высшего образования «Педагогическое образование» (уровень бакалавриата), ориентированных
на осуществление выпускниками одновременно научной и педагогической деятельности;
разработку и реализацию образовательных программ высшего образования
(в том числе в сетевой форме) по направлению подготовки высшего образования «Педагогическое образование» (уровень магистратуры), ориентированных
на специалистов, имеющих высшее образование и опыт работы в области управления современными технологическими процессами и оборудованием;
разработку и реализацию программ повышения квалификации в области владения современными технологиями педагогических работников, преподающих учебные предметы в рамках предметной области «Технология» в соответствии
с федеральными государственными образовательными стандартами общего образования;
создание системы поддержки работающих с детьми профессионалов, обладающих компетенциями и опытом в области технологического образования;
профессиональную переподготовку в области образования лиц, владеющих современными технологическими процессами, опытом проектной деятельности
и работы с техническими устройствами, с учетом квалификационных требований, указанных в квалификационных справочниках по соответствующим должностям, профессиям и специальностям;
поддержку регионов, развивающих целевую подготовку учителей технологии в программах педагогического образования;
создание программ грантовой поддержки образовательных организаций
для участия в выставках современных образовательных технологий;
поддержку образовательных организаций, реализующих образовательные программы высшего образования по направлению подготовки высшего образования «Педагогическое образование» (уровень бакалавриата), осуществляющих целевую подготовку учителей технологии;
развитие института наставничества, в том числе разработку образовательных программ для наставников в предметной области «Технология» и привлечение наставников из предприятий для работы с обучающимися в рамках уроков «Технология» и «Информатика и ИКТ».
-
Модернизация материально-информационной среды
общего образования
Будут разработаны и апробированы:
учебно-методические комплексы для учебного предмета «Технология»
и межпредметной проектной деятельности;
примерный перечень оборудования с учетом стандартов Ворлдскиллс
и рекомендации по формированию функциональных зон образовательной деятельности предметной области «Технология»: проектная, производственная, сборочная.
Освоение учебного предмета «Технология» может осуществляться
как в общеобразовательных организациях, так и в организациях-партнерах,
в том числе в модели учебно-производственных комбинатов и технопарков.
V. Реализация Концепции
Реализация Концепции обеспечит переход изучения предметной области «Технология» на уровень, адекватный задачам страны в области технологического развития, будет способствовать развитию всех уровней системы образования. Планируемым механизмом реализации Концепции является включение соответствующих задач в разработку нормативных и методических документов, регламентирующих данную предметную область, в осуществляемые мероприятия целевых федеральных и региональных программ, программ развития отдельных общеобразовательных организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, а также через привлечение спонсорских средств и средств государственных корпораций.
Скачать документ Концепции Word
«Содержание и организация образовательного процесса предметной области «Технология» в условиях реализации ФГОС и профессионального стандарта педагога»
Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-ФЗ.-М;
Концепция развития дополнительного образования детей Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. N 1726-р г. Москва
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва
Профессиональное самоопределение
Самостоятельное определение выбора профессии, построение профессионального плана и его реализации, через согласование социально-профессиональных и личностных потребностей
Концепция
от лат. conceptio — «понимание», «система»:
определённый способ понимания, трактовки каких-либо явлений;
основная точка зрения, руководящая идея для их освещения;
система взглядов на явления — в мире, природе, обществе
Технология
от др.-греч. τέχνη — искусство, мастерство, умение;
λόγος — «слово», «мысль», «смысл»,
совокупность методов и инструментов для достижения желаемого результата;
применение научного знания для решения практических задач
Цели и задачи концепции
Создание условий для формирования у обучающихся:
технологической грамотности;
технологической компетентности
Создание системы преемственного технологического образования на всех уровнях общего образования
Изменение статуса предметной области «Технология» в соответствии с ее ключевой ролью:
обеспечение связи фундаментального знания с преобразующей деятельностью человека;
взаимодействие между содержанием общего образования и окружающим миром
модернизация содержания, методик и технологий преподавания предметной области «Технология»;
усиление воспитательного эффекта предметной области «Технология;
изучение элементов наиболее перспективных технологических направлений
формирование у обучающихся культуры проектной и исследовательской деятельности;
использование проектного метода во всех видах образовательной деятельности
Формирование ключевых навыков в сфере информационных и коммуникационных технологий в рамках учебных предметов:
«Технология»;
«Информатика;
«ИКТ» и их использование в ходе изучения других учебных предметов
Продвижение обучающихся обладающих с высокой мотивацией и способностями в инженерно-технологической сфере
Популяризация передовых практик технологического образования;
Стимулирование разнообразия форм технологического образования
Основные направления реализации Концепции предметной области «Технология»
использования современных и традиционных технологий в инновационной деятельности;
трудовое воспитание ;
вхождение в мир профессий: профессиональное самоопределение, профессиональные пробы
Формирование универсальных учебных действий в предметной области «Технология»
Основной формой учебной деятельности обучающихся является:
проектная исследовательская деятельность;
в цикле дизайн – процесса:
«потребность – цель – способ – результат»
Приоритетными результатами освоения предметной области «Технология» являются
воспитание ответственного отношения к труду и навыков сотрудничества;
формирование базовых навыков использования основных видов ручного проектирование;
освоение и применение технологий поддержки инфраструктуры образовательной организации в соответствии с её профилем
знакомство с историей развития технологий и традиционными ремеслами,
с потребностями местного производства,
с современными перспективными технологиями и освоение их важнейших базовых элементов
освоение цикла «дизайн-процесса»,
знакомство с жизненным циклом продукта и методами инженерного проектирования, дизайн-анализа, решения изобретательских задач;
освоение базовых навыков применения ИКТ в учебных предметах «Технология» и «Информатика и ИКТ» с их закреплением в других учебных предметах;
использование технологий программирования, обработки и анализа больших массивов данных и машинного обучения, освоение фундаментальных основ этих технологий в предметной области «Математика и информатика»
Содержание предметной области «Технология»
осваивается через учебные предметы:
технология;
информатика;
информационно коммуникационные технологии;
общественно полезный труд;
творческую деятельность в пространстве образовательной организации;
внеклассную и внешкольную работу;
дополнительное образование
Для эффективной реализации основных задач предметной области «Технология» необходимо
усовершенствовать федеральные государственные образовательные стандарты общего образования и примерные основные общеобразовательные программы
Приоритетными результатами освоения предметной области «Технология» являются
использование во всех учебных предметах проектного компонента;
реализация коллективных, многопредметных и метапредметных проектов в учебном планировании для обучающихся и учителей урочное и внеурочное время
предоставить обучающимся возможность использовать ИКТ во всей образовательной деятельности, включая процедуры итоговой аттестации
Оптимальным образом использовать ресурсы
организаций дополнительного образования;
центров технологической поддержки образования;
детских технопарков «Кванториум»;
специализированных центров компетенций Ворлдскиллс и Джуниорскиллс («WorldSkills» и «JuniorSkills»);
музеев;
организаций профессионального образования;
центры молодежного инновационного творчества;
детско-взрослых производствах и школьных фирмах
Начальное общее образование
Технология и технологические проекты выступают в роли пространства для развития творческого потенциала детей и изобретательства, а также мотивирующего фактора для освоения других предметных областей.
Воспитание настойчивости и трудолюбия.
Формирование технологического мышления
практическое знакомство:
с материальными технологиями прошлых эпох;
с художественными промыслами народов России;
интегративно с изобразительным искусством,;
с технологиями дома
Приоритетными результатами освоения предметной области «Технология» являются
применение во всех учебных предметах ИКТ:
набор текста,
поиск в интернете,
компьютерный дизайн,
анимация,
видеосъемка
освоение в предметной области «Математика и информатика» программирования (дизайна алгоритмов) для наглядных виртуальных сред и движущихся моделей
проектирование и изготовление самодельных приборов и устройств для проведения учебных исследований, сбора и компьютерного анализа данных при изучении «Окружающего мира»
во внеурочной деятельности и дополнительном образовании организуются образовательные путешествия (экскурсии), где обучающиеся знакомятся с трудовыми процессами, технологической оснащенностью общества
Основное общее образование
изготовление объектов, знакомящее с профессиональными компетенциями и практиками;
ежегодное практическое знакомство с 3-4 видами профессиональной деятельности из разных сфер (с использованием современных технологий), более углубленно – с одним видом деятельности;
приобретение практических умений и опыта, необходимых для разумной организации собственной жизни;
формирование универсальных учебных действий:
—освоение проектной деятельности по схеме цикла дизайн-процесса и жизненного цикла продукта;
—Изобретательская деятельность — поиск принципиально новых решений
формирование ключевых компетентностей:
Информационная;
Коммуникативная;
Самоконтроля;
навыки работы в коллективе и сотрудничестве;
инициативность,
гибкость мышления,
предприимчивость
Учебный предмет «Технология» обеспечивает оперативное введение в образовательную деятельность содержания
компьютерное черчение;
промышленный дизайн;
3D-моделирование;
прототипирование;
цифровое производство;
аддитивные технологии;
нанотехнологии;
робототехнику;
технологии умного дома;
и интернета вещей;
технологии в области механической обработки материалов (ручной и станочной, в том числе станками с ЧПУ);
электротехники и электроники, электроэнергетики, автоматики; строительства;
транспорта;
агро — и биотехнологии;
обработки пищевых продуктов;
СМИ, рекламы, маркетинга.
Среднее общее образование
примерная программа, по которой идет изучение учебного предмета «Технология», должна быть составлена с учетом профиля, реализуемого в рамках основной образовательной программы
Обучающимся предоставляются возможности одновременно с получением среднего общего образования пройти:
профессиональное обучение;
освоить отдельные модули среднего профессионального и высшего образования, в соответствии с профилем обучения по выбранным ими профессиям;
освоить основы предпринимательства;
с пользованием инфраструктуры организаций среднего профессионального и высшего образования
Введение государственной итоговой аттестации по технологии (по выбору обучающихся) в форме экспертной оценки цифрового портфолио;
Должен быть создан механизм ресурсного обеспечения реализации индивидуальных и коллективных проектов обучающихся, прежде всего – межпредметных.
Поддержка мотивации к технологическому творчеству
Создание возможностей для выявления талантливой молодежи, построения успешной карьеры в области науки, технологий, инноваций и развитие интеллектуального потенциала страны достигаются путем формирования современной системы научно-технического творчества детей и молодежи, включая систему оценивания индивидуальных достижений.
создание условий для фиксации хода и результатов проектов, выполненных обучающимися, в информационной среде образовательной организации
создание целостной национальной программы технологической подготовки;
представление обучающимися выполненных проектов и открытых презентаций в социальных сетях и на специализированных порталах;
оценивание представленных проектов и презентаций в соревнованиях и конкурсах
участие в системе известных изобретателей, ученых, бизнесменов будет содействовать популяризации технологического образования;
модернизация содержания всероссийской олимпиады школьников по технологии по наиболее перспективным технологическим направлениям:
введение командного формата инженерных соревнований;
задания выявляющие принципы и способности обучающихся осваивать, формулировать прикладные задачи и проектировать их решения.
Создание всероссийского конкурса профессиональных компетенций, на основе родившегося в России Джуниорскиллс («JuniorSkills»).
программа ранней профориентации и основной профессиональной подготовки школьников, которая связана с обучением будущих профессионалов
Подготовка кадров и эффективное использование человеческого потенциала
Технологическое образование в общеобразовательных организациях должно опираться:
на кадровые ресурсы учителей технологии, информатики и ИКТ, других учебных предметов;
на организации дополнительного образования;
на организации профессионального образования;
на реальную экономику региона и проживания обучающихся.
Технологическое образование в общеобразовательных организациях должно опираться
На опережающую подготовку педагогов дополнительного профессионального образования:
создание и развитие основных образовательных программ двухпрофильных бакалавриатов педагогического образования:
информатика и технология,
физика и технология,
химия и технология,
искусство и технология
Подготовка бакалавриатов двух направлений:
научное направление и педагогическое;
магистерской подготовки учителей технологии из числа специалистов, имеющих высшее образование и опыт работы в области управления современными технологическими процессами и оборудованием
Зоны образовательной деятельности предметной области «Технология»
проектная;
производственная;
сборочная
Оснащение учебного предмета «Технология» может размещаться как в общеобразовательных организациях, так и в организациях-партнерах, в том числе – в модели учебно-производственных комбинатов и технопарков
Реализация Концепции
Реализация настоящей Концепции обеспечит переход технологического образования на уровень, адекватный задачам страны в области технологического развития, будет способствовать развитию всех уровней системы образования
Планируемые механизмы реализации Концепции
включение соответствующих задач в разработку нормативных и методических документов, регламентирующих эту предметную область;
мероприятия осуществляемые в целевых федеральных и региональных программах,
— программ развития отдельных образовательных организаций, финансируемых за счет средств федерального, региональных и муниципальных бюджетов.
Тесная связь обучения с жизнью, с трудом, с практикой, должна являться ведущим началом образования и воспитания подрастающего поколения.
Скачать документ PoverPoint
Новая КОНЦЕПЦИЯ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ «ТЕХНОЛОГИЯ» : КОНСТРУИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ОБУЧЕНИЯ
Махотин Дмитрий Александрович кандидат педагогических наук, доцент Московский городской педагогический университет
Распределение уроков «Технологии», «Черчения и технического конструирования», «Ведения в профессиональную деятельность», «Технологической практики» по классам и по часам (новый учебный план)
Модель реализации предметной области «Технология»
Скачать полностью документ PDF
Обновление содержания и технологий обучения предметной области «Технология»
Замятина Оксана Михайловна, ректор ТОИПКРО, к.т.н., доцент
Филиппова Надежда Алексеевна, старший преподаватель кафедры здоровьесберегающих технологий и развития образования детей с ОВЗ
Скачать документ PDF
Уроки технологии на базе кванториума
Проект «Квантоурок» г. Москва
Скачать презентацию Презентация Урок технологии
Приказ №632 от 22.11.2019
Федеральный перечень учебников
Скачать документ PDF
Новые линии УМК по Технологии
Линия УМК «Технология» 5-9 классы.
Авторы: Глозман Е.С, Кожина О.А., Хотунцев Ю.Л., Кудакова Е.Н., Воронин И.В., Воронина В.В., Глозман А.Е., Груненков А.А., Маркуцкая С.Э., Новикова Л.Э
Характеристика учебников PDF
«Рабочая программа»
к линии УМК Е.С. Глозмана, О.А. Кожиной, Ю.Л.Хотунцева Технология 5-9 классы.
Вариант А и вариант Б. Скачать PDF
Линия УМК «Технология» 5-9 классы
Авторы: Тищенко А.Т., Синица Н.В.
Характеристика учебников PDF
Характеристика линий УМК
Скачать документ PDF
Запись вебинара «Точки роста» для просмотра
https://web.roskvantorium.ru/playback/presentation/2.0/playback.html?meetingId=873000f46ce94c0d8dfef591764231fdc845bf48-1584423676692
Для изучения других методических рекомендаций и материалов по сопровождению деятельности Центров «Точка роста» — подписывайтель на Telegram канал «Точки роста — метод.сопровождение»!
Вебинары для учителей технологии на 2020 год
Под руководством корпорации «Российский учебник»
Разрабатываем рабочую программу по технологии на 2020-2021 учебный год
Ссылка на запись вебинара: https://youtu.be/CPqWcS6yDbc?list=PLPCZa4DrmlmgM4dMdPDbSL3s7ajNHatbc
Обновление содержания технологического образования Е. А. Гилёва, канд. пед. наук, методист по технологии корпорации «Российский учебник».
Ссылка на запись вебинара: https://youtu.be/ZqbxzzhTskM
Модель организации технологической подготовки в обновленном формате
Ссылка на запись вебинара: https://youtu.be/nvXNPaVdmGw
Плейлист всех вебинаров по технологии (в том числе будущих) https://www.youtube.com/playlist?list=PLPCZa4DrmlmgM4dMdPDbSL3s7ajNHatbc