В.М. Казакевич
Институт стратегии развития образования Российской академии образования
[email protected]
МОДЕРНИЗАЦИЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ
Казакевич В.М.
Аннотация: в статье раскрываются причины проявления кризисных
явлений в преподавании курса технологии в системе общего образования. В
качестве концентра модернизированного технологического образования
представлен понятийный аппарат, характеризующий современную техносферу.
Обоснованы тематические компоненты обновленного содержания
технологического образования.
Ключевые слова: техносфера, технология, технологический процесс.
V.M. Kazakevich
Institute of education development strategy of RAO
MODERNIZATION OF THE BASIC GENERAL TECHNOLOGICAL EDUCATION IN THE CONDITIONS OF A MODERN MEDIA INFORMATION
Abstract: The article reveals causes the manifestations of crisis in the teaching of
technology course in the general education system. As due the upgraded technological
education presented conceptual apparatus describing modern techno sphere.
Justification thematic components of the updated content of technological education.
Keywords: technosphere, technology, technological process.
Статья подготовлена в рамках проекта 27. 6122. 2017 / БЧ «Обновление содержания общего
образования и методов обучения в условиях современной информационной среды».
В современной системе общего образования учебный предмет «Технология» находится в состоянии стагнации. Уже более 40 лет содержание обучения технологии не претерпевает никаких изменений,
оставаясь на техническом уровне ручного малоквалифицированного труда. На уроках технологии (технический, обслуживающий и сельскохозяйственный труд) изучаются трудовые процессы,
построенные на ремесленном производстве начала прошлого века.
Учащиеся обучаются выполнять, преимущественно, несложные ручные операции простыми не электрифицированными инструментами и механизмами. Изучаемые ими технологические машины, которыми в настоящее время оснащены многие образовательные организации для проведения занятий по технологии (токарный станок, швейная машина), по техническому уровню соответствуют веку паровой машины.
Учащихся знакомят с только элементарными электротехническими устройствами, например, цепь карманного фонарика, электрического звонка и т.п.
Наблюдается ярко выраженное отставание содержания технологического образования от современного уровня развития техносферы. Современные технологические машины управляются не людьми, а компьютерами, механическое резание заменяется плазменной и лазерной обработкой материалов, нарастает использование 3D принтеров и нанотехнологий. Показать это все в рамках действующего содержания технологического образования практически невозможно.
Оно ориентировано на обучение ребят ремесленному труду, в котором практически нет места современным технологиям. В целом можно выделить следующие факторы возникновения кризисных явлений в преподавании технологии.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
Устаревшее содержание технологического образования, более соответствующее простому ремесленному труду, владение которым было необходимо для ведения домашнего хозяйства в первой половине прошлого века. Соответственно падение интереса обучаемых к
предмету «Технология».
Существующая материально-техническая база образовательных организаций (там, где она осталась) сохранила уже устаревшие состояние и уровень материально-технического обеспечения бывшего в СССР трудового обучения. На ее основе нельзя изучить современные технологии. Возникло пренебрежительное отношение обучаемых, особенно в старших классах, к предлагаемым для изучения примитивным средствам труда и изготовляемым кустарным изделиям.
НАУЧНЫЕ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ
Понятие «технология» в науке, производстве и повседневной практике настоящее время не имеет семантически однозначной трактовки.
Технология, как учебный предмет, не имеет четко ограниченной предметной области общественных знаний, соответствующей какой-либо целостной базовой науке.
Экономическая невозможность в настоящее время и в ближайшей перспективе создавать в каждой образовательной организации материально-техническую базу для инструментальной и технически
оснащенной практической деятельности для существующего содержания технологического образования: технического, обслуживающего и сельскохозяйственного труда.
Непривлекательность для молодежи труда в сферах материального производства и транспорта в силу его непрестижности и невозможности быстрого и большого обогащения и соответственно пренебрежительное отношение к урокам технологии.
Пропаганда культа быстрого обогащения и высокий имидж в обществе богатых людей, независимо от способа их обогащения.
Назрела настоятельная необходимость модернизации курса технологии в системе общего образования в условиях современной техносферы и информационной среды.
Содержание технологического образования не имеет четко выраженной ограниченной области научных знаний, на основе которых можно было бы сформировать основу учебного предмета, подобно таким предметам, как физика, химия, биология. Поэтому необходимо
выделить из современного технологического мира и техносферы те базовые компоненты, которые могли бы составить инвариант содержания общего технологического образования.
Изначально должен быть задан понятийный аппарат, который составит костяк содержания технологического образования. Это следующие категории и понятия современной техносферы, как концентр содержания технологического образования.
ПРОЦЕСС ПРОИЗВОДСТВА – это процесс преобразования предмета труда в продукт труда. Производство включает в себя основной технологический процесс и вспомогательные процессы
(снабжение, заготовка, энергоснабжение, наладка, ремонт, транспортировка и др.).
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС – это последовательность операций воздействия на предмет труда посредством техники по его преобразованию в продукт труда.
ТЕХНИКА – это орудия труда и любые искусственные устройства, созданные и используемые человеком для преобразования окружающей среды и безопасного, комфортного взаимодействия с ней, выступающие как средства жизни или труда для создания других средств производства
и предметов, необходимых для удовлетворения различных потребностей.
ТЕХНОЛОГИЯ (как хозяйственно-экономическая категория) – это сложная развивающаяся система артефактов (искусственных объектов) и соответствующих им методов преобразования вещества,
энергии и информации, ресурсных источников, социальных подсистем, сведений, управления, финансирования и взаимодействия с другими системами.
ТЕХНОЛОГИЯ (как функциональная сущность производства) – это строго упорядоченный (алгоритмизированный), предполагающий возможность стереотипного повторения комплекс организационных мер, условий, операций и методов воздействия на материалы, энергию,
информацию, объекты живой природы и социальной среды, состав и структура которого предопределяется имеющимися техническими средствами, научными знаниями, квалификацией работников, наличествующей инфраструктурой и который обеспечивает возможность стереотипного преобразования предметов труда в желательные конечные продукты труда, обладающие заданной
потребительной стоимостью.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ДИСЦИПЛИНА – это строгое и точное соблюдение в процессе производства требований к технологии изготовления продукции, которые содержатся в операционных технологических картах или других технологических документах.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА – это уровень развития преобразовательной деятельности человека, выраженный в совокупности достигнутых технологий материального и духовного производства и позволяющий ему эффективно участвовать в современных технологических процессах на основе гармоничного взаимодействия с природой, обществом и технологической средой.
Модернизации содержания общего технологического образования может осуществляться путем дидактического преломления характеристик техносферы, информационной среды и современных
технологий в область образования.
Прежде всего, необходимо комплексно представить все возможные объекты технологических преобразований – то есть возможные предметы труда. Их составляют естественные (природные) и искусственные (квазиприродные) материальные объекты, энергия, информация и объекты социальной среды.
1. Материальные объекты технологических преобразований
• естественная природная среда (сфера неживой природы);
• естественная природная среда (сфера живой природы);
• квазиприродная среда – техносфера (неживая составляющая);
• квазиприродная среда – техносфера (живая составляющая).
2. Энергия.
3. Информация.
4. Социальные объекты.
Объекты технологических преобразований в процессе производства при переводе из предметов труда в продукты труда проходят через следующие технологические процессы: получение (добыча),
преобразование (обработка), транспортировка (передача), применение (использование), накопление и хранение, утилизация (уничтожение).
Каждый из этих процессов строится на основе нескольких вариантов современных технологий, которые и станут предметом базового содержания технологического образования.
Тематически программная структура модернизированного общего технологического образования выглядит следующим образом:
1. Основы современного производства.
2. Технология.
3. Техника.
4. Технологии получения, обработки, преобразования и
использования материалов (включая пищевые продукты).
5. Технологии получения, преобразования и использования энергии.
6. Технологии получения, обработки и использования информации.
7. Технологии растениеводства.
8. Технологии животноводства.
9. Социально-экономические технологии.
10. Технологии науки или методы и средства творческой
исследовательской и проектной деятельности.