Г.Ю. Семенова
Институт стратегии развития образования
Российской академии образования
[email protected]
КОНЦЕНТРИЧЕСКАЯ ПРЕЕМСТВЕННАЯ СИСТЕМА
СОДЕРЖАНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ
Семенова Г.Ю.
Аннотация: в статье рассматриваются подходы к совершенствованию структуры содержания технологического образования на основе концентрической структуры и принципа преемственности. Выделены основные дидактические линии содержания курса технологии. Показано развитие содержания технологического образования в основной и старшей школе.
Ключевые слова: содержание технологического образования, концентрическая структура, преемственность.
G.Y. Semenova
Institute for strategy of education development of the Russian Academy of education
CONCENTRIC SUCCESSIVE SYSTEM OF TECHNOLOGICAL
EDUCATION IN THE INFORMATION ENVIRONMENT
Abstract: the article discusses approaches to improving the structure of the content of technological education based on the concentric structure and the principle of continuity. Main didactic lines of the course content of technology. Shows the development of the content of technological education in primary and secondary schools.
Keywords: the content of technological education, concentric structure, continuity.
Введение. Современная информационная среда характеризуется стремительным развитием техники и технологий. Высокая скорость обновления технологических процессов и технологий требует разработки новых подходов не только к отбору, но и к структурированию содержания технологического образования.
Учитывая особенности технологического образования, возможно концентрическое структурирование содержания курса технологии на основе принципа преемственности.
Цель исследования. Совершенствование содержания технологического образования в условиях современной информационной среды.
Методы исследования. Анализ психолого-педагогической, методической литературы; изучение педагогического опыта в школе.
Сегодня не утихают дискуссии о том, каким должно быть содержание технологического образования в школе. В настоящее время существуют различные подходы к отбору и построению содержания
технологического образования, направленные на егосовершенствование.
Одним из важных факторов, влияющих на развитие технологического образования, является современная информационная среда. Внедрение информационных процессов в систему образования влечет за собой изменения во всех компонентах учебно-воспитательного
процесса, в том числе и в содержании технологического образования.
Возрастание информационных потоков в современной информационной среде детерминируется достижениями научно-технического прогресса, стремительным развитием техники и
технологий. Высокая скорость обновления технологических процессов и технологий требует разработки новых подходов не только к отбору, но и к структурированию содержания технологического образования.
Структурный подход в разработке содержания общего образования рассматривался в работах К. Сосницкого, Д. Брунера, Ч. Куписевича и др.[1].
На сегодняшний день выделяют несколько вариантов структурирования содержания общего образования − это линейное, концентрическое, спиральное и смешанное. Линейная структура
предполагает построение содержания в строгой, логически обоснованной последовательности, без повторного возвращения к пройденному. Концентрическая структура предполагает построение
одного и того же учебного материала на разных уровнях, каждый из которых имеет свои цели и требования к уровню подготовки учащихся.
Спиральная структура предполагает последовательное расширение и углубление содержания, но исключает завершенность и перерывы.
Структура учебного предмета «Технология» основана на блочно-модульном принципе построения содержания. Целостный курс учебного предмета «Технология» строится из логически законченных элементов – блоков, включающих технологии преобразования материалов, энергии,
информации, живой природы и социальной среды. Учитывая эти особенности содержания технологического образования, следует отметить, что для его построения необходима концентрическая структура.
Структурирование содержания курса технологии в современных условиях – это концентрическое развитие предметно-содержательного компонента, который создает на каждом этапе обучения базу для последующего изучения учебного предмета на более высоком уровне за
счет расширения и углубления тематики, включения новых, развивающихся технологий в содержание курса, и выделения «сквозных» дидактических линий. Концентрическая структура
содержания технологического образования позволяет на каждом новом этапе обучения создавать условия для повторений и пропедевтики с использованием принципа преемственности. Такой подход к построению содержания технологического образования создает концентрическую преемственную систему, в которой все элементы содержания логически связаны между собой, а на каждом этапе
обучения происходит их взаимосвязанное развитие.
На этапе основной школы содержание учебного материала курса технологии включает следующие сквозные дидактические линии:
основы производства; общая технология; техника; технологии получения, обработки, преобразования и использования материалов; технологии получения, обработки, преобразования и использования
пищевых продуктов; технологии получения, преобразования и использования энергии; технологии получения, обработки и использования информации; технологии растениеводства; технологии
животноводства; социальные технологии; методы и средства творческой и проектной деятельности. Учащиеся знакомятся с технологиями получения, преобразования, транспортировки, применения, накопления, утилизации объектов окружающей среды. К таким объектам относятся:
широко распространенные виды природных и искусственных материалов; виды механической, тепловой и электрической энергии; различные виды информации; объекты живой природы (культурные растения, грибы и микроорганизмы, домашние животные). Учащиеся
овладевают необходимыми в повседневной жизни базовыми приемами ручного и механизированного труда с использованием распространенных инструментов, механизмов и машин, способами управления распространенной в быту техники, необходимой как в обыденной жизни, так и в будущей профессиональной деятельности.
Содержание учебного предмета на этапе средней школы обеспечивает формирование системы технических и технологических знаний и умений, представлений о технологической культуре
производства, культуре труда, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств личности.
Полученные учащимися в основной школе знания по основам наук, позволяют им в старших классах осознанно воспринимать технологические закономерности становления и развития технологической сферы и технологий. Именно поэтому в старшей школе возможна реализация уже не пропедевтического как в основной школе, а базового курса технологии.
В старшей школе содержание учебного материала по курсу технологии представлено более расширенно и углубленно, основываясь на фундаменте естественнонаучных знаний по физике, химии и биологии, полученных учащимися в основной и старшей школе. Акцент содержания учебного материала по технологии в старшей школе смещен от обучения учащихся трудовым умениям и навыкам по конкретному виду труда к изучению технологии, как упорядоченной совокупности средств и методов получения, преобразования и использования материалов энергии, информации, объектов живой природы и социальной среды.
Технология является практико-ориентированным учебным предметом, поэтому содержание учебного материала должно носить прикладной характер, тем самым обеспечивая преемственность
теоретической и практической составляющей учебного процесса.
Содержание курса технологии предоставляет учащимся возможность практической деятельности по проектированию и созданию объектов, отвечающих их личным потребностям [2].
Учебный предмет «Технология» на этапе старшей школы должен быть представлен как на базовом уровне, обеспечивающим минимально необходимое и достаточное по стандарту общего образования базовое содержание, так и на профильном (углубленном) уровне. В соответствии
с этим положением и реализуя концентрическую структуру и принцип преемственности содержания учебного предмета «Технология» на этапе старшей школы, необходимо двухуровневое построение содержания учебного курса.
Содержание базового курса «Технология» в старшей школенаправлено на:
• знакомство учащихся с современными представлениями о технико-технологическом мире;
• раскрытие интегративного характера любой технологии, базирующейся на законах и закономерностях природных явлений;
• раскрытие основных направлений профессионального образования и трудовой деятельности.
Содержание профильного курса технологии в старшей школе направлено на:
• знакомство с современными отраслевыми технологиями и конкретными производственными технологиями в выбранном профильном направлении;
• формирование основных ключевых компетенций школьников;
• развитие интереса и творческих способностей школьников в выбранном направлении трудовой деятельности.
Использование в курсе технологии практических и лабораторных работ исследовательской направленности, творческих исследовательских проектов, дает возможность формирования
универсальных учебных действий, помогает учащимся осознать структуру и функции этой деятельности и нацеливает их на самосовершенствование и саморазвитие. Технологические задания с исследовательской направленностью позволяют учащимся успешно осваивать социальный опыт, развивать наблюдательность, поисковую активность, удовлетворять, присущую этому возрасту любознательность, формировать исследовательское поведение, создавать условия для профессионального самоопределения личности.
Заключение.
Конструирование содержания технологического образования на основе концентрической преемственной системы способствует:
– последовательному развитию целей и задач этапов основной и старшей школы в обучении технологии;
– выстраиванию взаимосвязей между отдельными дидактическими единицами учебного материала технологического образования;
– построению общей логики развертывания курса технологии в целом и созданию на каждом этапе базы для последующего изучения учебного предмета на более высоком уровне за счет расширения и углубления тематики, включения новых, развивающихся технологий в содержание курса;
– выделению «сквозных» дидактических линий в содержании курса, организации повторений и пропедевтики;
– выстраиванию горизонтальной взаимосвязи, межпредметных связей курса технологии с учебными предметами естественнонаучного и гуманитарного циклов;
– формированию единого подхода к выбору форм и методов обучения технологии;
– проектированию требований, предъявляемых к образовательным результатам учащихся по технологии на каждом этапе обучения;
– учету возрастных особенностей и потенциальных возможностей учащихся основной и старшей школы;
– реализации стратегий и тактик взаимодействия субъектов в учебном процессе на каждом этапе обучения.
Данная статья подготовлена в Институте стратегии развития образования в рамках проекта 27.6122. 2017 / БЧ «Обновление содержания общего образования и методов обучения в условиях
современной информационной среды».
Библиографический список
1. Куписевич Ч. Основы общей дидактики. М.: Высшая школа, 1986. С. 368. URL: ttp://www.biblioclub.ru/index.php?page=book&id=88045 (дата обращения: 14.11.2016).
2. Семенова Г.Ю. Преемственность основного и дополнительного образования в организации проектной и учебно-исследовательской деятельности школьников // Школа и производство. 2017. № 2. С. 16–23.
Bibliographic list:
1. Kupisiewicz H. Fundamentals of General didactics / Kupisiewicz C.– M.: Higher school. 1986. S. 368. URL: on http://www.biblioclub.ru/index.php?page=book&id=88045.
2. Semenova G. Y. The Continuity of basic and additional education in the organization of project and teaching and research activities of students // School and production. 2017. № 2. Р. 16−23.