Презентации на уроках технологии
Существующие компьютерные программы можно разбить на 4 вида:
— справочно-информационные,
— тренажеры,
— контролирующие,
— демонстрационные.
И все эти функции успешнее всего на уроках технологии может выполнять презентация.
Она органичнее всего вплетается в канву урока, позволяя реализовать все задумки учителя.
Презентации по технологии (индустриальные технологии):
5 класс
Тема: Древесина. Пиломатериалы и древесные материалы. Скачать
6 класс
Тема: Свойства древесины. Скачать
Тема: Устройство токарного станка по обработке древесины СТД-120 М. Скачать
Тема: Технология точения древесины на токарном станке (Тесты). Скачать
7 класс
Тема: Назначение и устройство токарно-винторезного станка ТВ-6. Скачать
Тема: Устройство настольного горизонтально-фрезерного станка. Скачать
8 класс
Применение презентаций на уроках технологии, разработанных в среде Power Point, способствуют решению всех задач, которые мы ставим:
учебных:
- ознакомление учащихся с учебным материалом;
- отработка навыков решения технических задач по данной теме;
- контроль усвоения;
развивающих:
- развитие пространственного воображения учащихся, образного мышления;
- развитие логического мышления учащихся;
- формирование умения чётко и ясно излагать свои мысли
воспитательных:
- совершенствование графической культуры;
- воспитание таких черт характера, как точность, четкость, внимательность, честность;
- привитие интереса к предмету и учебе в целом.
Использование презентаций позволяет учителю значительно облегчить процесс обучения через реализацию различных принципов обучения:
- научности – материал слайдов достоверен и точен;
- системности – стройность и логичность в изложении материала закладывается при подготовке слайдов;
- доступности – в презентации статический чертеж мы можем «оживить», т.е. показать последовательные шаги построения, показать динамику дополнительных построений, чертежи строятся на глазах у учеников, появляется возможность многократного повторения логической цепочки одновременно с дополнительными построениями и выделением всех необходимых элементов;
- наглядности – изображения с использованием средств компьютерной графики меняет весь характер преподавания этого предмета;
- сознательности и активности учения детей – применение презентаций делает урок более наглядным, способствует более глубокому и осознанному усвоению материала;
- прочности обучения – сознательное усвоение уже делает его прочным, а для повторения ранее изученного материала, что также способствует прочности усвоения, достаточно найти необходимые изображения или таблицы и вывести их на экран.
Методическая целесообразность применения презентаций, как на технологии, так и на любых уроках может быть обоснована следующими моментами:
- создание мультимедийных презентаций повышают эффективность процесса усвоения новых знаний, их закрепление и отработку;
- презентация вызывает интерес и делает разнообразным процесс передачи информации;
- применение презентаций позволяет учителю увеличить объем излагаемого на уроке материала без ущерба, для восприятия новых знаний учащимися;
- быстрее проходит повторение опорных знаний;
- создание презентаций стимулирует творчество, как учителя, так и учеников;
Наряду с перечисленными целесообразность применения презентаций именно на уроках технологии расширяется за счет следующих моментов:
- продуктивная работа на уроках повышается за счет сокращения времени на «перерисовывание» чертежей сначала на доску, а затем в тетради учеников;
- решается большее количество технических задач;
- имеется возможность очень большое количество задач решить в устной форме, что дает возможность быстрее постичь логику рассуждений, развивается «устная» речь;
- в презентации даются образцы оформления теоретических материалов, развивается «письменная» речь;
- систематическое применение презентаций способствует тому, что в сознании учащихся наступает качественный скачек на пути развития пространственных представлений и мыслительных операций.
Опыт использования презентаций на различных этапах урока.
Чтобы применение презентаций на уроке технологии достигло цели, нужно соединить методику работы с презентацией с методикой работы по предмету. Это должна быть не простая демонстрация слайдов, пусть и мультимедийных. То есть применение презентации на уроке должно быть методически обосновано.
Выделяют два вида уроков с применением презентаций:
— урок-презентация – это, когда презентация является одновременно и формой, и содержанием урока (фон этапов урока). Такие уроки лучше всего проводить при изучении нового материала в рамках комбинированного урока, где постоянно меняются виды деятельности, что отражает слайд презентации, и это поддерживает интерес и внимание учащихся, что, несомненно, сказывается на результате;
— уроки с применением презентации на отдельном этапе или нескольких этапах урока. Время одной презентации в этом случае не должно превышать 10 минут.
Обобщая опыт составления и применен презентаций, можно выделить некоторые рекомендации, которые предостерегут учителей от ряда неудач.
- Анимация не должна быть слишком активной. Особенно нежелательны такие эффекты, как вылет, вращение, волна, побуквенное появление текста и т. д.
- Стихи лучше декламировать, чем записывать на слайде презентации, зато небольшой эпиграф или изречение воспринимается очень хорошо.
Использование презентации на отдельном этапе или этапах урока зависит от содержания этого урока и цели, которую ставит учитель. Презентации могут применяться на различных этапах урока: на этапе актуализации знаний, при изложении нового материала, закреплении, контроле, проверке или выдаче домашнего задания.
-
Объяснение нового материала.
На этом этапе урока наиболее эффективным является учебный тип деятельности. Воздействие учебного материала на учащихся во многом зависит от степени и уровня иллюстративности устного материала. Визуальная насыщенность учебного материала делает его ярким, убедительным, способствует лучшему его усвоению и запоминанию. При изучении новой темы можно провести урок-лекцию с применением мультимедийной презентации, позволяющей акцентировать внимание учащихся на значимых моментах излагаемой информации. Объявление темы урока сопровождаем демонстрацией слайда, на котором даны либо тема и цели урока, либо тема и план урока.
Актуализацию знаний провести при фронтальном опросе по теме и устном решении ключевых задач со слайда. При введении формулировки пользуемся методикой самостоятельного формулирования. Вначале идет сравнение объектов, выясняется схожесть и различие, делается попытка самостоятельного формулирования при возможной минимальной помощи учителя. Затем на слайде появляется точная формулировка и идет работа над ее запоминанием при фиксации важных деталей. С помощью слайда может идти отработка понятия в игровой форме.
Работа над технической задачей, благодаря анимации, идет последовательно, при этом слайд постепенно заполняется текстом и рисунком. Особенно работа с анимацией важна, когда для решения нужно сделать непростое многоэтапное дополнительное построение.
-
Закрепление изученного материала.
После объяснения темы ученики решают устные упражнения, затем решают в тетрадях задания более сложные. Все предлагаемые задания представлены на слайдах. При закреплении материала обычно идет пошаговая отработка изученного или отработка с помощью определенных алгоритмов. Постепенное выведение этих алгоритмов на экран и одновременно их практическое применение способствует их закреплению.
- Устное решение задач.
Устное решение задач – это лучше всего решение задач по готовым изображениям, чертежам и таблицам. Их можно создавать самостоятельно в программе Power Point, но это очень трудоемко. Удобнее сканировать из различных источников. Сканировать рисунок и вставить его в презентацию минутное дело. Остается лишь иногда доделать какую-либо анимацию на слайде. Работа по готовому чертежу способствует развитию конструктивных способностей, отработке навыков культуры речи, логике и последовательности рассуждений, учит составлению устных планов решения задач и выполнения алгоритмов различной сложности. Пример обучения последовательности шагов при изучении технологий обработки различных материалов.
При решении технических задач учащиеся могут получать анимационную подсказку.
И, наконец, решение более сложной задачи, где после анализа составляется план решения, который учащиеся письменно реализуют самостоятельно.
- Решение задач обучающего характера.
На данном этапе урока реализуется обучающий тип деятельности. При решении задач обучающего характера — презентация помогает выполнить чертёж, или составить технологическую таблицу и контролировать промежуточные и окончательный результаты самостоятельной работы по плану выполнения работ.
-
Проверка фронтальных самостоятельных и домашних работ.
Полезно использование презентации для систематической проверки правильности выполнения домашнего задания всеми учениками класса. При проверке домашнего задания обычно очень много времени уходит на воспроизведение чертежей на доске, объяснение тех фрагментов, которые вызвали затруднения. Слайд с решением позволяет моментально выполнить проверку.
Причем, данный слайд может служить и образцом письменного оформления решения конкретной задачи.
-
Повторение изученного материала.
Повторять материал удобно с помощью слайдов «вопрос – ответ». Причем, первые два слайда предназначены для иллюстрированного повторения материала, а следующие для опроса с моментальной проверкой правильности ответа. С помощью подобных слайдов можно проводить повторение и проверку знания формул и другого материала.
Причем, создавать такие слайды очень просто. Нужно создать один анимационный слайд, а все последующие создавать на основе этого. Чтобы не нарушить запись анимации, стираем не полностью первую фразу, вписываем новый текст, затем стираем оставшуюся часть прежнего текста, и так до конца обновляем слайд.
-
Контроль знаний.
Проверить можно усвоение учащимися, как теоретической, так и практической части. Представлять задания на слайде очень удобно, причем, при диктовке делать это постепенно с помощью анимации, используются изображения, визуальные записи, чертежи, схемы и т.п.
Заключение
Опыт работы показывает, что использование компьютерных презентаций на уроках технологии позволяет дифференцировать учебную деятельность, активизирует познавательный интерес учащихся, развивает их творческие способности, стимулирует умственную деятельность, побуждает к исследовательской деятельности.
Презентации дело хлопотное. Здесь не просто картинку вставить да текст написать. Непросто выполнить чертежи, непросто анимировать их, причем так, чтобы не подавить воображение учащихся, а способствовать его развитию. Непросто, создавая слайды, продумать и реализовать интерактивную составляющую данного инструмента.
Но результат оправдывает средства, и сторицей окупаются затраченные учителем время и усилия на создание данного образовательного продукта, особенно, если учесть, что это объект многоразового использования.
При грамотном и правильном подборе материала одну и ту же презентацию можно показывать в разных классах, но при этом цели, естественно, будут разные. Допустим, в 5 классе это будет общее знакомство с декоративно-прикладным искусством, а в 7 классе уже мотивация к изготовлению подобных изделий. Как показала практика, мотивация от презентации сохраняется длительное время. Показ поделок сверстников из других школ является мощным инструментом, т.к. ребята стараются сделать поделки не хуже тех, которые вы показали.
Можно использовать и презентации, сделанные другими учителями. Не всегда они содержат всю нужную информацию для реализации задумок учителя, но почти всегда их можно отредактировать.
Материалы сайтов:
- «Интернет – сообщество учителей»;
- «Сеть творческих учителей»;
- «Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»»;
- «Информационно-методический сайт».
Шаблоны — заготовки на все случаи жизни для ваших презентаций (30 шт.) Скачать