Ю.Л. Хотунцев
Московский педагогический
государственный университет
[email protected]
ПРОБЛЕМЫ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ШКОЛЬНИКОВ В 2016–2017 ГОДАХ
Хотунцев Ю.Л.
Аннотация: рассмотрены проблемы технологического образования
школьников и мероприятия по совершенствованию этого образования в нашей
стране в 2016–2017 годах.
Ключевые слова: технологическое образование, технология,
преобразующая деятельность, робототехника.
Yu.L. Khotuntsev
Moscow State University of Education
THE PROBLEMS OF TECHNOLOGICAL EDUCATION OF
SCHOOLCHILDREN IN 2016–2017
Summary: Discusses the problems of technological education of schoolchildren
and measures to improve this education in our country in 2016–2017 are considered.
Keywords: Technological education, technology, transforming activity,
robotics.
В настоящее время наша страна испытывает острую нехватку инженеров и квалифицированных рабочих (75% от общего спроса в 2012 году). Кадровый голод по рабочим специальностям составил в 2015 году 800000 человек. О кадровом голоде заявляют две трети предприятий страны. Квалифицированных кадров не хватает практически во всех отраслях промышленности: машиностроении, оборонно-промышленном комплексе, практически во всей обрабатывающей и легкой промышленности. Острые кадровые проблемы существуют даже в самых приоритетных отраслях промышленности, в частности в ракетно-космическом комплексе, где сотрудников старше 50 лет − 44%, а пенсионного возраста − 25%.
Рабочих высокой квалификации в России осталось менее 5%, а в развитых странах 45−70%.
Важную роль в решении проблем кадрового обеспечения экономики нашей страны играет предметная область «Технология» в школе. Как показывает мировой опыт общего образования молодежи, предметная область «Технология» является необходимой третьей, практической компонентой, общего образования школьников наряду с гуманитарной и естественно-научной компонентами предоставляя им: возможность применить на практике и творчески использовать знания основ наук в области проектирования, конструирования и изготовления изделий. Тем самым обеспечивается преемственность перехода обучающихся от общего к профессиональному образованию, непрерывному самообразованию и трудовой деятельности.
Однако реализация технологического образования молодежи нашей страны затрудняется отсутствием внимания к этому вопросу со стороны системы образования. Отметим следующие моменты:
1. Неуклонно сокращается число часов на изучение «Технологии» в начальной школе. Если в Федеральном базисном учебном плане для общеобразовательных учреждений Российской Федерации 1993 г. на изучение технологии в начальной школе выделяется по 2 часа в неделю с 1 по 4 класс, то в примерной основной
образовательной программе начального общего образования, одобренной решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию 8 апреля 2015 г. − только 1 час в неделю с 1 по 4 класс. Сюда же входит и практика работы на компьютере в ущерб практической деятельности по обработке материалов.
2. Уменьшается число часов на изучение «Технологии» в основной школе (5−9 классы). Если в Федеральном базисном учебном плане 1993 г. «Технология» изучалась 2–3 часа в неделю с 5 по 11 класс, то в Примерной основной образовательной программе основного общего образования 2015 года «Технология» изучается в 5−7 классах 2 часа в неделю, в 8 классе − 1 час в неделю, в 9 классе «Технология» не изучается вообще. Практически ликвидирована во всех школах России важная часть «Технологии» − «Черчение» − язык техники.
Учебное оборудование: станки и швейные машины устаревают,
расходные материалы не оплачиваются. Учебные мастерские ликвидируются. Закрыты практически все межшкольные учебные комбинаты. «Технология» как дисциплина по проектированию и изготовлению изделий заменяется «Информационными технологиями». «Технология» не входит в фундаментальное ядро образования, не входит в состав ЕГЭ, не включена в перечень экзаменов по выбору выпускника школы.
3. В старшей школе (10−11 классы) «Технология» согласно Федеральному государственному образовательному стандарту 2012 года выведена из числа обязательных дисциплин и переведена в число дисциплин по выбору, предлагаемых учебным заведением в соответствии со спецификой и возможностями образовательного учреждения.
4. В педагогических университетах сокращается число студентов – будущих учителей технологии.
5. В средствах массовой информации нет положительных образов рабочих, учителей, инженеров, научных работников. Все это было в кинофильмах в Советский период.
4 мая 2016 года Президент РФ В.В. Путин направил поручение Министру образования и науки РФ Д.В. Ливанову и другим: «В целях формирования у обучающихся навыков проектно-исследовательской деятельности представьте в установленном порядке предложения по совершенствованию преподавания в общеобразовательных организациях учебного предмета «Технология», в том числе по улучшению материально-технического и кадрового обеспечения
образовательного процесса, а также по организации в рамках всероссийской олимпиады школьников по данному предмету конкурса проектных работ обучающихся».
Нами была подготовлена концепция технологического образования школьников в нашей стране, где отмечалось, что именно при изучении предметной области «Технология» обучающиеся должны получить исходные представления и умения анализа и творческого решения возникающих практических проблем преобразования материалов, энергии и информации, конструирования, проектирования, изготовления, оценки процессов и изделий, знания и умения в области технического или художественно-прикладного творчества, представления о мире науки, технологий и техносферы, влиянии технологий на общество и окружающую среду, о сферах человеческой деятельности и общественного производства, спектре профессий и путях самооценки своих возможностей. Интересы нашей страны на данном этапе развития требуют, чтобы особое внимание было обращено на ориентацию обучающихся на инженерно-техническую деятельность в сфере высокотехнологичного производства.
Предметная область «Технология», синтезирующая естественно-научные, научно-технические, технологические, предпринимательские и гуманитарные знания, раскрывает способы их применения в различных областях деятельности человека и обеспечивает прагматическую направленность общего образования. Важную роль в этой предметной области играет самостоятельная проектная и исследовательская деятельность обучающихся, способствующая их творческому развитию и формированию универсальных учебных действий.
Предметная область «Технология» при наличии материального, методического и кадрового обеспечения является основной практико-ориентированной образовательной областью в школе, в которой практически реализуются знания, полученные при изучении естественнонаучных и гуманитарных дисциплин, осуществляется межпредметное взаимодействие этих дисциплин и технологии, а также формируются навыки и умения практической проектной и исследовательской работы, столь необходимые работникам всех современных профессий созидательного труда.
Целесообразно увеличить число часов на изучение технологии в начальной школе до 2 часов в неделю, в 5−9 классах до 2−3 часов в неделю с обязательным изучением черчения и сохранением вариативности технологического образования, 2 часа в неделю в старшей школе с возможностью профильной и начальной профессиональной подготовки. 30% времени целесообразно выделить на изучение теории, 70% времени на выполнение практических работ, из них 75% времени на репродуктивное обучение и 25% времени на выполнение проектов.
Содержание предметной области «Технология» должно включать принципы преобразующей деятельности человека и понятие технологии, знакомство с современными технологиями, в том числе с робототехникой, изучение конкретных материальных технологий с использованием информационных технологий, обработку доступных материалов: древесины, металла, ткани, пищевых продуктов, карандашную и компьютерную графику, профориентацию и творческое развитие в процессе выполнения проектов и освоение проектно-технологического мышления и технологической культуры. Краткое содержание «Технологии» можно описать двумя словами «Проектирование и изготовление». Информационные технологии являются инструментом для реализации материальных технологий.
Предметная область «Технология» должна быть обеспечена оборудованием, материалами и квалифицированными учителями, регулярно проходящими повышение квалификации.
30 марта 2016 года Министр образования и науки РФ подписал приказ № 336 «Об утверждении перечня средств обучения и воспитания, необходимых для реализации образовательных программ начального, общего, основного общего и среднего общего образования» в разделе «Современная технологическая развивающая среда», в модуль 19 «Кабинет технологии» включены:
Часть 1. Домоводство (кройка и шитье).
Часть 2. Домоводство (кулинария).
Часть 3. Слесарное дело.
Часть 4. Столярное дело.
Часть 5. Универсальная мастерская технологии работы с деревом, металлом и выполнения проектных работ школьников, куда включены:
— станок токарный по металлу с ЧПУ;
— конструктор модульных станков для работы по металлу;
— ресурсный набор к конструктору модульных станков;
— комплект числового программного управления для конструктора модульных станков и др.
Для профильных классов в перечень включены:
Часть 1. Профильный инженерно-технологический класс:
— лаборатория инженерной графики;
— лаборатория 3D-моделирования и прототипирования;
— образовательные модули для изучения робототехники.
После XXIII Международной научно-практической конференции «Современное технологическое образование» были проведены в нашей стране ряд конференций по технологическому образованию, в том числе «Образовательная робототехника в научно-техническом творчестве школьников и студенческой молодежи: опыт, проблемы, перспективы»
28 ноября 2016 г. в Армавирском государственном педагогическом университете, XI Международная научно-практическая конференция «Непрерывное образование педагога технологического образования и профессионального обучения: интеграция: теория и практика»
в г. Ульяновске, конференция «Технолого-экономическое образование: достижения, инновации, перспективы» в Тульском государственном педагогическом университете им. Л.Н. Толстого.
25 марта 2017 г. в Московском институте открытого образования была проведена секция ассоциации учителей технологии Москвы «Москва инженерная», на которой рассматривались современные аспекты развития технологического образования школьников.
23 августа аналогичная секция была проведена в РУДН на конференции «Надежной школе – надежного учителя».
15 февраля 2017 г. в школе № 185 г. Москва была проведена XVIII научно-практическая конференция с международным участием «Русская культура в предметной области «Технология».
В МПГУ в 2016−2017 учебном году работал ежемесячный методический семинар для учителей технологии.
В 2016−2017 учебном году была проведена XVII Всероссийская олимпиада школьников по технологии. В тесты и практические работы были включены вопросы и задания по робототехнике и 3D-прототипированию. Тесты были дополнены творческими заданиями по разработке технологии изготовления простого однодетального изделия.
В Российской Академии Образования (РАО) 5 июня 2017 г. было проведено совещание по выработке концепции технологического образования в начальной школе.
19 июня 2017 года в Российской Академии образования был проведен семинар для руководителей общественно-профессиональных сообществ учителей-предметников по вопросам вовлечения общественно-профессиональных сообществ в деятельность по обновлению содержания предметной области «Технология».
Тем не менее, до настоящего времени не утверждённая концепция технологического образования школьников, не утверждена примерная программа по технологии для начальной и средней школы, что создает проблемы при подготовке учебников по технологии.