С.В.Титов, Е.В.Шалаев, И.В.Ефимова
ГАПОУ «Нижнекамский агропромышленный колледж»
[email protected]
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ РЕГИОНА:
ПЕРСПЕКТИВЫ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ
В СООТВЕТСТВИИ С МЕЖДУНАРОДНЫМИ СТАНДАРТАМИ
Титов С.В., Шалаев Е.В., Ефимова И.В.
Аннотация: в статье обозначены основные приоритеты развития системы среднего профессионального образования регионов
Ключевые слова: профессиональное образование, приоритетные направления, профессиональные стандарты, международные стандарты WorldSkills, ТОП-50.
S.Titov, E.Shalaev, I.Efimova
Nizhnekamsk Agroindustrial College
PROFESSIONAL EDUCATION IN THE REGION: THE PROSPECTS FOR
IMPROVING THE QUALITY OF TRAINING IN ACCORDANCE WITH
INTERNATIONAL STANDARDS
Abstracts: the article indicated the main priorities for the development of the system of vocational education regions.
Keywords: professional education, priorities, professional standards, international standards WorldSkills, Top-50.
Президент Республики Татарстан (РТ) Рустем Миннеханов, выступая перед представителями экономического сообщества РТ в октябре 2016 года, заявил, что работодатели не всегда удовлетворены качеством подготовки трудовых ресурсов, во многом из-за отсутствия их прямого влияния на процесс подготовки и оценки знаний выпускаемых специалистов. Он обозначил важность и необходимость подготовки специалистов с учетом требований профессиональных стандартов и международных стандартов WorldSkills WSI/WSR (Ворлдскиллс, ВС).
На практике востребованы выпускники, которые могут «думать» руками, причем делать это быстро и качественно [2] .
Профессиональным образовательным организациям поставлена задача реализации Комплекс мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования, на 2015–2020 годы в соответствии со Стратегией развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации на период до 2020 года.
На секции профессионального образования Республиканского августовского совещания работников образования и науки Татарстан в 2016 году обозначены основные приоритеты развития системы СПО на новый учебный год:
− обеспечение соответствия квалификаций выпускников требованиям экономики;
− консолидация ресурсов бизнеса, государства и образовательных организаций в развитии Системы СПО;
− обновление содержания и образовательных технологий;
Ближайшая зона внимания – подготовка кадров по ТОП – 50. Это 50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования. В республике реализуется 30 программ (60 %) из ТОП – 50:
15 учреждений реализуют от 6 до 9 программ из ТОП – 50
32 учреждения реализуют от 2 до 5 программ из ТОП – 50
15 учреждений всего по 1 программе из ТОП – 50
5 учреждений не осуществляют подготовку из ТОП – 50
На рисунке 1 показан комплекс мер по ТОП – 50, направленных на
совершенствование системы СПО до 2020 года [1] .
Рис. 1. Комплекс мер по ТОП-50, направленных на совершенствование системы СПО до 2020 года
На рисунке 2 показан комплекс мер Минобрнауки РФ по
сопровождению повышения качества подготовки кадров по ТОП-50 [1] .
Рис. 2. Комплекс мер Минобрнауки РФ по сопровождению повышения
качества подготовки кадров по ТОП-50
− Региональный стандарт кадрового обеспечение промышленного роста.
− В 2016 году в республике Татарстан по Соглашению с Агентством стратегических инициатив и регионами Российской Федерации начата работа по внедрению регионального Стандарта кадрового обеспечения промышленного роста. Всего в «пилотном» проекте участвует 21 регион Российской Федерации.
− Задачи первого этапа данного направления: определение заказчиков подготовки кадров, определение востребованных и перспективных профессий, определение опорных образовательных организаций.
− Создание и обеспечение широких возможностей для различных категорий населения в приобретении необходимых прикладных квалификаций на протяжении всей трудовой деятельности;
− Создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации обучающихся;
− Мониторинг качества подготовки кадров, рейтинг образовательных организаций.
Мониторинг ПОО 2016 года эффективности включал в себя 175 абсолютных показателей по 7 направлениям деятельности, в том числе:
1. Образовательная деятельность (25)
2. Инновационная деятельность (8)
3. Движение WorldSkills (9)
4. Взаимодействие с работодателями (11)
5. Хозяйственная деятельность (20)
6. Кадровая работа (13)
7. Воспитательная работа (89)
− Доступность СПО, в том числе для инвалидов и лиц с ОВЗ
− Дальнейшая реализация программы по созданию ресурсных центров
− Система Национальных чемпионатов «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia), развитие движения WorldSkills, как механизма популяризации рабочих профессий и повышения качества подготовки учащихся.
Стратегия подготовки сборной РТ к участию в мировых чемпионатах такова:
1. Выбор «базовых» компетенций для подготовки сборной
2. Формирование сборной Республики Татарстан
3. Отбор и подготовка экспертов
4. Создание инфраструктуры
5.Создание Регионального координационного центра в Республике Татарстан.
− Развитие системы Национального чемпионата профессионального мастерства «Абилимпикс».
Студент Нижнекамского агропромышленного колледжа Панькин Андрей стал победителем II Национального чемпионата профессионального мастерства «Абилимпикс Российская Федерация 2016» по компетенции «Кирпичная кладка» (руководитель – мастер производственного обучения, эксперт Имамова Роза Кашиповна). Сейчас Андрей готовится к Международному Чемпионату, который пройдет в Японии.
Всего из Татарстана было 7 команд, из них в копилке 2 золотых медали, 2 серебряных.
− Реализация пилотных проектов по внедрению независимой оценки качества подготовки выпускников СПО.
В июне 2016 года реализован «пилотный» проект по Независимой сертификации квалификаций выпускников профессиональных образовательных учреждений по 2 направлениям:
1.«Нефтехимия» − ПАО «Нижнекамскнефтехим» и АО «ТАНЕКО» совместно с Техникумом нефтехимии и нефтепереработки: профессия «Аппаратчик» − 31 человек, профессия «Машинист технологических насосов и компрессов» − 27 человек (из них 22 человека подтвердили квалификацию)
2.«Машиностроение» − ПАО «КАМАЗ» совместно с Камским государственным автомеханическим техникумом имени Л.Б.Васильева: профессия «Слесарь по ремонту автомобилей» – 50 человек.
− Соответствие качества подготовки кадров международным стандартам и передовым технологиям.
Одними из первых в России профессиональные образовательные организации РТ под руководством Центра развития профессионального образования ГАОУ ДПО «Институт развития образования Республики Татарстан» (далее − ИРО РТ) начали процедуру приведения ФГОС по 16 профессиям СПО в соответствие со стандартами WS и профессиональными стандартами.
Целями данного направления являются:
− повышение качества профессионального образования на основе гармонизации требований международных стандартов и регламентов WSI/WSR, ФГОС СПО и профессиональных стандартов;
− использование профессиональными сообществами единой модели, алгоритма, инструментов и процедур в рамках национальной системы стандартизации профессиональных квалификаций и компетенций;
− коррекция конкретных профессиональных стандартов в соответствие с методиками WorldSkills.
С января 2015 года в колледжах и техникумах Нижнекамска шла работа по разработке унифицированных образовательных программ, а с сентября 2015 года – их реализации (для групп сроком обучения 10 месяцев).
В республике с 20 по 25 июня 2016 года Центром развития профессионального образования ИРО РТ совместно с Министерством образования и науки РТ была организована Государственная итоговая аттестация (выполнение выпускной практической квалификационной работы) по стандартам WorldSkills. В ГИА приняли участие 443 выпускника из 15 ПОО РТ по пяти профессиям: 20.01.03 Автомеханик, 08.01.07 Мастер общестроительных работ, 19.01.17 Повар, кондитер, 15.01.05 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы), 35.01.13 Тракторист- машинист сельскохозяйственного производства.
Демонстрационные экзамены проводились по единому региональному графику на базе профессиональных образовательных организаций, являющихся специализированными центрами
компетенций республики: ГАПОУ «Нижнекамский агропромышленный колледж»; ГАПОУ «Казанский политехнический колледж»; ГАПОУ «Сармановский аграрный колледж»; ГАПОУ «Международный колледж сервиса»; ГАПОУ «Казанский строительный колледж».
На базе ГАПОУ «НК АПК» проведен демонстрационный квалификационный экзамен по профессии «Автомеханик» с учётом международного стандарта компетенций WorldSkills «Ремонт и обслуживание легковых автомобилей». В новой форме аттестации приняли участие 187 выпускников из 7 колледжей республики. В 2016-17 учебном году по приказу МО число аттестуемых слесарей по ремонту автомобилей увеличилось до тысячи ста.
Цель реализации данного пилотного проекта – подготовка обучающихся по профессии Автомеханик к работе по достижению цели профессиональной деятельности, указанной в профессиональном стандарте Автомеханик и регламенте WorldSkills.
В сентябре 2016 года «Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров «Ворлдскиллс Россия» (г. Москва) заключило с Нижнекамским агропромышленным колледжем, победителем всероссийского открытого многолотового конкурса, целевой договор на разработку учебно-методических комплексов и контрольно-оценочных материалов для оценки квалификаций по
профессии Автомеханик с учётом международных стандартов компетенций Worldskills International. Нашим материалом уже пользуются коллеги из РТ и РФ, он находится в свободном доступе на сайте Академии WorldSkills Россия.
В основу механизма усовершенствованной процедуры государственной итоговой аттестации положены правила и процедуры проведения конкурсов (чемпионатов) в соответствии с требованиями стандартов WorldSkills Russia.
Методические рекомендации таковы:
1.Разработка нормативно-правовой документации (приказы, локальные положения, методические рекомендации (пошаговые). Формирование рабочей инициативной группы.
2.Сравнительный анализ требований к квалификации выпускников профессионального стандарта по профессии «Автомеханик», ФГОС по профессии СПО 23.01.03 Автомеханик, стандартов WorldSkills по компетенции «Ремонт и обслуживание легковых автомобилей».
3.Разработка заданий на выпускную практическую квалификационную работу.
4.Формирование спецификации (инфраструктурного листа) рабочего места слесаря по ремонту автомобиля, с перечнем производственного оборудования, инструментов и расходных материалов.
5.Разработка критериев оценки результатов выполнения выпускной практической квалификационной работы.
6.Разработка регламента осуществления оценки результатов выпускной практической квалификационной работы [4] .
В октябре 2016 года преподаватели НК АПК выступили с презентацией разработанного комплекса в Москве на базе Государственного института новых форм обучения (ГИНФО), перед представителями Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО, профессиональными образовательными организациями РФ. Материалы были обобщены и на республиканской конференции ИРО «Оценка качества профессионального образования: опыт, проблемы, пути развития». С ИРО РТ идет работа над изданием таких комплектов и по другим
профессиям и специальностям СПО. 16 членов инженерно-педагогического коллектива НК АПК являются членами региональной инновационной площадки ИРО РТ «Научно-методическое и организационное обеспечение процессов модернизации профессионального образования в Республике Татарстан».
За последние месяцы опытом по оценке квалификаций по профессии Автомеханик с учётом международных стандартов компетенций Worldskills International преподаватели агропромышленного колледжа делились с коллегами Тюменской, архангельской областей. 30 октября 2016 года мы приняли участие с докладами во Всероссийской проектно-аналитической сессии «Проектирование а апробация образовательных программ по 50 наиболее востребованным на рынке труда, новым и перспективным профессиям, требующим среднего профессионального образования, в области обслуживания транспорта и логистики» (для ведущих колледжей Российской Федерации, осуществляющих подготовку кадров
в области обслуживания транспорта и логистики) на базе ООО «Ульяновский Центр Нанотехнологий», ОГАПОУ «Ульяновский авиационный колледж – Межрегиональный центр компетенций в области обслуживания транспорта и логистики».
Наш продукт актуален, важен и нужен профессиональному образовательному сообществу России в связи с выполнением требований международных стандартов, а также с подготовкой студентов профессиональных образовательных организаций к участию в Международном чемпионате рабочих профессий WorldSkills (Казань-2019).
− Дальнейшая работа по разработке и реализации новых форм профориентационной работы [3].
Мы в очередной раз убедились, что профессиональные образовательные организации г. Нижнекамска идут не только в ногу со временем, а чуть раньше. У нас есть уже готовые продукты, которые принесут огромную методическую помощь колледжам и техникумам России для повышения качества профессионального образования путем гармонизации федеральных, профессиональных и международных стандартов компетенций WorldSkillsInternational.
Библиографический список
1. Картошкин С.А. О реализации Комплекса мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования, на 2015–2020 годы в соответствии со Стратегией развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации на период до 2020 г. // Профессиональное образование Республики Татарстан: перспективы повышения качества подготовки в соответствии с международными стандартами: Материалы Республиканского августовского совещания педагогических работников системы образования 11 августа 2016 года. Казань, 2016.
2. Кадыров А.К., Титов С.В. Стратегия развития специализированных центров компетенций в рамках движения Worldskills // Профессиональное образование в Республике Татарстан. – 2015. № 2. С. 27–28.
3. Титов С.В. Взаимодействие муниципалитета, школ, колледжей, предприятий в эффективной организации профессиональных проб для школьников // Профессиональное образование в Республике Татарстан. – 2015. № 3. С.12–15.
4. Портал Академии World Skills / раздел «Сообщества» − «Ваши методики и практики» − Учебно-методические комплексы и контрольно-оценочные материалы для оценки квалификаций по профессии Автомеханик с учётом международных стандартов компетенций Worldskills International (разработчик ГАПОУ «Нижнекамский агропромышленный колледж»). URL: http://www.worldskillsacademy.ru