Ю.Л. Хотунцев, Н.Л. Чернецова
Московский педагогический
государственный университет,
khotuntsev@ mail.ru, [email protected]
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ООО
Хотунцев Ю.Л., Чернецова Н.Л.
Аннотация: в статье приводятся результаты анализа ФГОС основного общего образования и примерной основной образовательной программы ООО по учебному предмету «Технология», обсуждаются подходы к обновлению обязательной части основной образовательной программы предметной области «Технология» основного уровня образования в условиях модернизации
технологического образования.
Ключевые слова: технологическое образование, примернаяобразовательная программа, основное общее образование, учебный предмет «Технология».
Y. Khotunsev, N. Chernetsova
Moscow State University of Education
IMPROVEMENT OF TECHNOLOGICAL EDUCATION IN PRIMARY
SCHOOL IN CONDITIONS OF REALIZATION OF FEDERAL STATE
EDUCATIONAL STANDARD OF THE PRIMARY EDUCATION
Annotation: the article observes the results of analysis of the federal state educational standard and exemplary educational program for the academic subject»Technology». Here you can find the discussion about ways of renovation of the mainpart of the exemplary educational program for the academic subject «Technology» forthe primary education in conditions of modernization of technological education.
Keywords: Technological education, exemplary educational program, primary education, academic subject «Technology».
Совершенствование школьного технологического образования всегда находилось в поле зрения педагогической общественности, но никогда не обсуждалось так остро, как в последнее время.
Модернизация технологического образования в системе общего образования во многом связано с изменениями, происходящими в экономике и современном промышленном производстве, реализацией подходов, выдвинутых Национальной технологической инициативой, которая определяет приоритетное развитие передовых технологий и формирование новых глобальных рынков России, подготовке поколения «суперинженеров».
Мы становимся свидетелями того, как на наших глазах развиваются высокотехнологичные сектора экономики, наукоемкое и автоматизированное производство, осваиваются инновационныепрофессиональные сферы трудовой деятельности, рассматриваются различные авторские концепции развития технологического образования в условиях модернизации технологического образования.
Очевидно, что технологическое образование школьников всегда отражает социальный заказ общества на формирование личности, готовой трудиться в качественно новых условиях. Поэтому неслучайно среди приоритетных направлений модернизации технологического образования важным в настоящее время является ориентация обучающихся на решение творческих прикладных учебно-исследовательских задач на основе интеграции естественнонаучных и гуманитарных дисциплин, которая должна сопровождаться существенными изменениями в теории и практике учебно-воспитательного процесса, должна быть адекватна современным техническим возможностям, значительно повышающим эффективность процесса обучения.
Анализ ФГОС основного общего образования (ООО), Примерной основной образовательной программы ООО предметной области «Технология», различных авторских концепций развития
технологического образования в новых условиях по учебному предмету «Технология» в основной школе выявил, что:
− ключевая особенность предмета «Технология» заключается в формировании у обучающихся опыта практической предметно-преобразующей (а не виртуальной) деятельности, направленной на
решение прикладных практико-ориентированных задач, на личностное и интеллектуальное развитие;
− это фактически единственный школьный учебный предмет, отражающий в своем содержании общие принципы и навыки предметно-преобразующей и созидательной деятельности человека, все аспекты материальной культуры;
− учебный предмет «Технология», предоставляя обучающимся реальную возможность применить на практике и творчески использовать знания основ гуманитарных и естественнонаучных дисциплин в области проектирования, конструирования и изготовления изделий, создает благоприятные условия для формирования проектно-технологического мышления и технологической культуры школьников, развития инициативности, изобретательности, последовательно накапливая у них ресурс практических умений и личного опыта, необходимого для разумной организации собственной жизни, формирования универсальных учебных действий на ступени основного общего образования и далее;
− в рамках предметной области «Технология» происходит знакомство учащихся 5–8 классов с миром профессий и последующая ориентация школьников на работу в различных сферах общественного производства. Тем самым обеспечивается преемственность перехода учащихся от начального образования к общему, среднему, далее к профессиональному образованию и трудовой деятельности.
Однако в настоящее время обучающий, развивающий и воспитательный потенциал предмета «Технология» в основной школе, нацеленный на реализацию заложенных в нормативных документах требований к содержанию общего образования, используется не в полной мере и требует некоторых уточнений. Например, в содержании программы недостаточно раскрываются дидактические задачи, установления связей между образовательным и жизненным пространством, образовательными результатами, полученными при изучении различных предметных областей, которые могут быть использованы обучающимися в практической деятельности, а также собственными образовательными результатами и жизненными задачами. Следует отметить, что и формирование нравственно-трудовых качеств личности современных школьников, их ориентация на инженерно-техническую деятельность в сфере наукоемкого производства также оставляет желать лучшего.
К сожалению, реализуя требования ФГОС ООО к результатам освоения ООП учебного предмета «Технология» в основной школе, которая должна обеспечить общеобразовательное понимание обучающимися роли техники и технологии в современном мире, знакомство с миром профессий и труда, овладение метапредметными результатами образования на примере предметно-практической деятельности, учителя технологии сталкиваются с различного рода объективными и субъективными трудностями.
На наш взгляд такое положение дел связано с тем, что:
во-первых, большинство учащихся 5−8 классов изучают технологию как общеобразовательную дисциплину, не связанную напрямую с будущей профессиональной деятельностью. Это ведет к низкой мотивации изучения данного предмета обучающимися, снижению результата продуктивно-познавательной деятельности учащихся на уроках, уменьшению роли технологического образования и трудового воспитания школьников в современных условиях;
во-вторых, организационные формы обучения, представленные во втором блоке примерной основной образовательной программы ООО «Технология» прописаны в общем виде. Учителю подчас трудно сориентироваться в рамках урочной деятельности, в каких средах моделирования и конструирования обучающимся целесообразно выполнять практические работы, что же конкретно должны они знать и уметь по окончании обучения в каждом классе;
в-третьих, в действующей программе ООО не очень четко выстроена интеграция с предметами гуманитарного и естественнонаучного циклов ступени основного общего образования.
Это приводит к определенным трудностям при выполнении межпредметных проектов, плохо влияет на дальнейшее развитие сформированных в начальной школе универсальных учебных действий обучающихся;
в-четвертых, сокращение количества часов, отведенных на изучение предмета в условиях реализации ФГОС ООО, а также недостаточное материально-техническое оснащение большинства школ не всегда позволяет школьнику в полной мере освоить содержание примерной образовательной программы.
Бесспорно, что технологическое образование школьников в условиях модернизации образования должно выступать ключевым компонентом общего образования, должно стать неотъемлемой частью целостной современной технологической развивающей образовательно-воспитательной среды. Основная же идея обновленного содержания примерной образовательной программы для основной школы должна выстраиваться как на современном понимании сущности технологии, выработанной в методологии Организации Объединенных Наций понятийной характеристики данной научной и производственной категории. Технология в чистом виде, охватывающая только методы и технику производства товаров и услуг (dissembled technology) и воплощенная технология, которая охватывает методы, квалификацию работников, машины, оборудование, сооружения, целые производственные системы, инфраструктуру, а также продукцию с высокими технико-экономическими параметрами (embodied technology), так и с учетом положительного опыта прошлых лет.
Следует отметить, что в определениях понятия «Технологии» речь идет о знаниях методов и техники (оборудования, сооружениях, производственных системах и инфраструктуре), квалификации работников и продукции. Поэтому в российской литературе «Технология» определяется как знания о преобразующей деятельности человека, включающие знания об оборудовании, материалах, последовательности действий, энергетическом и информационном обеспечении процесса производства, квалификации сотрудников для получения продукции, не обязательно обладающей высокими технико-экономическими параметрами.
Дидактическое преломление обозначенных выше понятий применительно к сфере общего образования должно пронизывать сквозные содержательные линии примерной основной образовательной программы ООО и более развернуто освещать современное понимание
технологии, объединяя два аспекта: теоретический и прикладной (практический).
С учетом высказанных соображений, опирающихся на концептуальные подходы к обновлению обязательной части основной образовательной программы по предметной области «Технология» основного уровня образования, считаем, что необходимо решить следующие задачи:
1. Осуществить обновление требований к планируемым предметным результатам обучения ФГОС основного общего образования, которое должно быть направлено на уточнение конкретных предметных результатов обучения, сформулированных для каждого класса в равной мере применимых как в учебных, так и жизненных ситуациях. Освоение обязательного содержания учебного материала на уроках технологии должно проходить в контексте проектной, исследовательской и предметно-преобразующей деятельности обучающихся, более тесной интеграции наук гуманитарного и естественнонаучного цикла.
2. Включить в содержание примерной основной образовательной программы ООО по учебному предмету «Технология» самые важные результаты, ориентированные на конкретные объекты практической продуктивной (созидательной и преобразующей) деятельности, которые
могут быть освоены и выполнены подавляющим большинством учащихся 5−8 классов на уроке с учетом возрастных психолого-педагогических особенностей школьников и современных научно-технических достижений.
3. Следует обеспечить преемственность перехода учащихся от начального общего образованию к основному общему образованию и далее к средней школе и профессиональному обучению.
4. Необходимо установить более тесные межпредметные связи с дисциплинами гуманитарного и естественнонаучного цикла, которые изучают школьники в общеобразовательной школе на всех уровнях образования, так как именно они способствуют развитию творческой и проектной деятельности обучающихся в процессе решения прикладных практико-ориентированных, учебно-познавательных и учебно-исследовательских задач.
5. Целесообразно обеспечить использование компьютерных программ на уроках технологии как важного инструментального средства для поддержки любых видов конструкторской, технологической и проектной деятельности учащихся при обработке конструкционных и текстильных материалов, пищевых продуктов, энергии и т.д. Поэтому информационные технологии на уроке «Технология» в основной школе должны изучаться в прикладном плане.
6. Важно предусмотреть в содержании программы ООО возможность использования учителем в профессиональной деятельности специальных сред (оборудование, симуляторы, мастерские, онлайн и оффлайн программы) для проектирования, моделирования и конструирования, электронного обучения и дистанционных технологий для достижения необходимого уровня и
качества технологического образования у учащихся 5−8 классов в новыхусловиях.
7. Дополнить перечень технических средств обучения (приказ Минобрнауки РФ № 336 от 30 марта 2016 г.) для оснащения кабинета технологии современным оборудованием: интерактивными панелями, документ-камерой, модульным малогабаритным станочным оборудованием (в большинстве школ это оснащение отсутствует), прописать количество лабораторно − практического оборудования для мастерских по обработке текстильных материалов, пищевых продуктов, столярного и слесарного дела. Оснастить мастерскую электротехники, электроники и робототехники наборами образовательных конструкторов: механических, электротехнических и
робототехнических.
8. Реализация предмета «Технология», организованная в едином образовательном пространстве школы, должна опираться на ресурсы и творческие проекты организаций дополнительного образования, Центров молодежного инновационного творчества (ЦМИТ) с учетом регионального компонента, олимпиадного движения и реальной экономики региона проживания обучающихся.
Примерную основную образовательную программу ООО по учебному предмету «Технология» необходимо разрабатывать по классам, с указанием основных содержательных линий, базирующихся на формировании технологической культуры и проектного мышления обучающихся, в процессе создания ими полезных изделий из различных конструкционных и поделочных материалов с опорой на современные достижения техники и технологий, в контексте логической цепочки:
потребность – цель – способ – результат.
Основную часть содержания программы должна составлять деятельность обучающихся, направленная, в первую очередь, на создание и преобразование материальных, а также информационных объектов. Важнейшую группу образовательных результатов должен
составлять полученный и осмысленный обучающимися опыт практической деятельности. Для повышения эффективности занятий необходимо, чтобы численность обучающихся в группе не превышала 15 человек. Для создания условий проведения практических работ по технологии занятия должны проводиться в виде спаренных уроков.
В содержание программы по основной школе при формулировании результатов обучения необходимо заложить основы развития проектно-технологического мышления, опирающихся на понятийный аппарат, углубление полученных в начальной школе технико-технологических
знаний, совершенствование сформированных практических умений и приобретение новых, относящихся к более сложным технологиям созидательной деятельности людей. Следует также ознакомить школьников с методами прикладных исследований (постановкой задачи, сбором и обработкой информации, выдвижением и анализом путей решений, проведением эксперимента и анализом результатов и т.д.), научить выполнять практико-ориентированные творческие проекты, расширить сведения по экологии.
Важное место в предметно-преобразующей деятельности учащихся 5−8 классов должно отводиться конструированию и моделированию материальных объектов, в том числе и из набора деталей образовательных конструкторов, а также начальному освоению современной техники и технологий.
В связи с вышесказанным, необходимо уточнить и дополнить в указанных блоках действующей примерной основной образовательной программы ООО как содержание, так и примерный перечень практических и лабораторных работ, в процессе выполнения которых учащиеся должны решать практические (прикладные) учебные задачи, необходимые им в реальной жизни.
Таким образом, требования, заложенные действующими нормативными документами к структуре, содержанию и предметным результатам обучения учащихся 5−8 классов, необходимо уточнить и дополнить с учетом высказанных пожеланий.
Нельзя не отметить, что проблема оптимизации содержания примерной основной образовательной программы предметной области «Технология» естественным образом связана с вопросами разработки и внедрения учебно-методических комплексов, состоящих из учебников и рабочих тетрадей для обучающихся, учебно-методических пособий для учителя, электронных образовательных ресурсов.
В заключении отметим, что предлагаемые изменения, которые следует внести во ФГОС ООО, соответствуют современным требованиям сохранения единого образовательного пространства России, не противоречат заявленным целям обучения предмету «Технология» в основной школе, не ограничивают творческую инициативу учителей на местах, предоставляя им широкие возможности для реализации различных подходов к построению авторских примерных рабочих программ с учетом позиции педагога, индивидуальных способностей и потребностей обучающихся, материальной базы образовательных учреждений, местных социально-экономических условий, национальных традиций, характера рынка труда, и должны помочь найти новые решения и ресурсы, способствующие достижению планируемых результатов обучения, дальнейшему развитию современной технологической развивающей образовательной среды.
Библиографический список
1. Национальная технологическая инициатива «Программа мер по формированию принципиально новых рынков и созданию условий для глобального технологического лидерства России к 2035 году». URL: http://asi.ru/nti/ (дата обращения: 04.10.2016).
2. Послание Президента Федеральному собранию. URL: http: kremlin.ru/events/president/news/50864 (дата обращения: 22.11.2016).
3. Примерная основная образовательная программа ООО (одобрена решением федерального УМО по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15).
4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования от 17.12.2010 г., гос. рег. № 1897.
5. Хотунцев Ю.Л. Предложения по выполнению рекомендаций Президента РФ В.В. Путина о совершенствовании преподавания в общеобразовательных учреждениях учебного предмета «Технология» //Непрерывное образование педагога технологического образования и
профессионального обучения: теория и практика: Материалы XI международной научно-практической конференции. 14 октября 2016 г. Ульяновск, 2016. С. 45−52.
6. Хотунцев Ю.Л. Концепция преподавания предметной области «Технология» // Профессиональное и технологическое образование в РФ и за рубежом. Новокузнецк, 2016.
Bibliographic list:
1. National Technological Initiative. Program of measures to create fundamentally new markets and conditions for Russia’s global technological leadership by 2035
2. President’s message to the Federal Assembly URL: http: kremlin.ru/events/president/news/50864
3. Approximate main educational program of the basic general education (approved by the decision of the Federal educational-methodical Association on general education (report of April 8, 2015 number 1/15).
4. Federal State Educational Standard of the primary education (17.12.2010)
5. Khotuntsev J. L. Suggestions for realization of recommendations of president Putin about improvement of teaching the academic subject of technology. Materials of the XI International Scientific and Practical Conference «Continuing Education of the Teacher of Technological Education and Proffessional Training: Theory and Practice» October 14, 2016, Ulyanovsk 2016, p. 45–52.
6. Khotunctsev J.L. Conception of teaching the academic sphere of «Technology»// Professional and technological education in Russia and abroad. Novokuznetsk, 2016.