А.В. Бычков
Институт стратегии развития образования
Российской академии образования
[email protected]
«ТЕХНОЛОГИЯ» И СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАНИЕ
Бычков А.В.
Аннотация: раскрыты механизмы формирования мотивации учащихся
основной школы к продолжению обучения в системе среднего
профессионального образования.
Личностные результаты обучения, предусмотренные Федеральным
государственным образовательным стандартом по технологии, положены в
основу преемственности общего и среднего профессионального образования.
Представлены авторские организационно-педагогические условия,
обеспечивающие преемственность в образовательном комплексе «школа-
колледж».
Ключевые слова: технологическое образование, среднее
профессиональное образование, преемственность, организационно-
педагогические условия, образовательный комплекс.
A. V. Bychkov
Institute for strategy of education development
of the Russian Academy of education
TECHNOLOGY AND VOCATIONAL SECONDARY EDUCATION
Abstract: mechanisms of formation of motivation of students of secondary school to continue education in secondary vocational education.
Personal learning outcomes, envisaged by the Federal state educational standard , the basis of continuity of General and vocational education.
Presents the author’s organizational-pedagogical conditions providing the continuity in the educational complex «school-College».
Keywords: technological education, vocational secondary education, continuity, organizational-pedagogical conditions, educational complex.
Проблема подготовки специалистов среднего звена для всех отраслей отечественного производства как никогда актуальна. Эти специалисты всегда были главными субъектами созидательной деятельности, такими остаются и сейчас. Отметим, что созиданию нужно начинать учить в школе [3]. Успешность проведения технологической революции в нашей стране во многом зависит от деятельности этих специалистов. Становление нового технологического уклада невозможно без специалистов среднего звена, как движущей силы интенсивного развития производства на основе принципиально новых технологий и производственных отношений. Особое внимание следует обратить на принципиально новые производственные отношения, эффективность которых во многом определяется человеческим фактором производства, признаваемым во всем мире определяющим компонентом в процессе повышения производительности и качества труда. Решение этих задач согласуется с общими и структурными изменениями в сфере образования в нашей стране и с общими закономерностями непрерывного образования.
Если с этих позиций, которые пока еще не стали ведущими в отечественном образовании, в сравнительном плане проанализировать ФГОС основного общего образования по «Технологии» и Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования (ФГОС СПО), то в неявном виде можно обнаружить системообразующее начало, на основе которого возможно выстраивание организационно – педагогических условий преемственности содержания образования в школах и колледжах (равно как и в техникумах). И это важно, поскольку специалистов среднего звена необходимо готовить с использованием принципиально новых методов формирования личности работников этого уровня.
Основное общее образование было принято в качестве исходного, поскольку на этом уровне общего образования учебный предмет «Технология», как наиболее направленный на формирование личности современного труженика, изучается на постоянной основе и обязательно
во всех школах России. В среднем общем образовании (старшая школа) этот учебный предмет, как предписывает ФГОС, является предметом «по выбору» в зависимости от желания обучающихся, социальных условий региона, в котором расположено образовательное учреждения,
потребностей регионального производства и материального обеспечения учебного процесса.
Также учитывалось, что практически все организации среднего профессионального образования принимают на обучение молодых людей, имеющих аттестат о получении девятилетнего образования.
Выявлено противоречие между значительной потребностью российского народного хозяйства в специалистах среднего звена и недостаточной ориентированностью предметной области «Технология», как наиболее приближенной к становлению личности современного труженика учебной дисциплины, на формирование у обучающихся направленности на продолжение образования в организациях среднего профессионального образования после получения общего образования.
Направленность рассматривается как важнейший компонент всей структуры личности, который, в частности, влияет на мотивацию деятельности, в том числе и образовательной.
«Направленность личности (по сложившейся в отечественных журналах традиции направленность личности переводится на английский как personality trend) – термин отечественных психологов …
Направленность личности можно определить как устойчивую (трансситуативную) устремленность, ориентированность мыслей, чувств, желаний, фантазий, поступков человека, которая является следствием доминирования определенных (главных, ведущих) мотиваций.».
Ученые «классифицировали подростков на следующие группы по видам направленности личности:
1) с коллективистской направленностью;
2) с деловой направленностью;
3) с личной направленностью;
4) со смешанной направленностью (или без явной направленности)» [2].
Цель работы: разработать и обосновать модель организационно-педагогических условий, обеспечивающих эффективную преемственность основного общего и среднего профессиональногообразования на примере учебного предмета «Технология», формирующих направленность обучающихся общеобразовательных организаций к продолжению обучения в организациях среднего профессионального образования по наиболее перспективным специальностям. В Федеральных государственных образовательных стандартах основного общего образования по «Технологии» нет указаний на целесообразность и на методы формирования у обучающихся потребности продолжения обучения в колледжах. Также выявлено, что не предусмотрено формирование качеств личности выпускников, обеспечивающих дальнейшее продолжение обучения в организациях среднего профессионального образования.
Тем не менее, в процессе выполнения в Институте стратегии развития образования Российской академии образования исследовательского проекта № 27. 8472.2017/БЧ «Методологические
основы преемственности и непрерывности образования в условиях его структурных изменений» выявлены основания для разработки организационно-педагогических условий, способствующих
установлению преемственности содержания основного общего и среднего профессионального образования, содержащиеся во ФГОС общего образования по «Технологии» и во ФГОС СПО. К ним
(условиям) относятся процессуальные действия педагогов по использованию мотивирующего содержания личностных результатов обучения (предмет «Технология») и личностных компетенций в системе СПО, обеспечивающих формирование направленности школьников к продолжению обучения в системе СПО.
Были установлены и обоснованы новые принципы разработки организационно-педагогических условий, обеспечивающие преемственность содержания основного общего (учебный предмет
«Технология») и среднего профессионального образования в образовательном комплексе «школа – колледж» с целевой установкой на становление направленности личности обучающихся основной школы к выбору и продолжению обучения и получению специальности в системе среднего профессионального образования [4].
К обоснованным новым принципам разработки организационно-педагогических условий относятся – — приоритет личностного развития обучающихся в процессе выбора и освоения профессии;
— освоение обучающимися личностных результатов обучения, заявленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (учебный предмет «Технология») с ориентацией на преемственность с компетенциями, представленными в Федеральных образовательных стандартах среднего профессионального образования, что становится ориентировочной основой деятельности педагогов;
— поэтапное формирование преемственности основного общего и среднего профессионального образования с учетом общего и специфического в процессуальной и содержательной составляющих учебного процесса в этих видах образования в контексте формирования компетенций в образовательном комплексе школа-колледж;
— использование проектных технологий для преемственного и разноуровневого формирования направленности личности обучающихся к освоению специальности в системе среднего профессионального образования (уровень обучающегося в школе – что может школа, и
уровень обучающегося в колледже – что может колледж);
— использование личностно ориентированных (в отличие от знаниевых и предметноориентированных) критериев оценивания уровней сформированности направленности обучающихся школ к продолжению образования в системе среднего профессионального образования.
Модель организационно – педагогических условий становится ориентировочной основой действий педагогов школ по обеспечению эффективной преемственности основного общего образования (учебный предмет «Технология») и среднего профессионального образования (применительно ко всем специальностям) при включении в содержание модели методов, способствующих формированию у обучающихся школ:
а) представлений о перспективности продолжения обучения в системе СПО с точки зрения личной самореализации;
б) понимания творческого (инновационного) содержания будущей профессиональной деятельности в качестве фактора формирования интереса к ней;
в) представлений о сущности интеллектуальной собственности (патенты), создаваемой обучающимися в колледжах, и правил материального вознаграждения за интеллектуальный труд;
г) осознания важности ускоренного освоения специальности в современных сложных социально-экономических условиях как одного из вариантов личного материального обеспечения;
д) уяснения личной необходимости и возможностей на льготных условиях продолжения обучения в системе высшего профессионального образования (поступление в вуз не на первый курс, создание
предпосылок для успешного освоения вузовских образовательных программ и т.п.) с позиции достижения амбиционных устремлений [1].
Главный вывод состоит в том, что учреждения среднего профессионального образования практически не используют результаты обучения молодежи «Технологии», что исключает
преемственность между обучением в школе и в колледже и затрудняет процесс адаптации бывших школьников к новым условиям обучения.
Все основы технологической грамотности обучающиеся колледжей осваивают с нулевого уровня. Личностные результаты обучения, освоенные учащимися школ, не становятся основой приобретения технологических знаний на новом практико-ориентированном уровне.
Целесообразно ориентироваться на современные принципы непрерывного образования [5].
Установлено, что эффективное совершенствование образовательного процесса в среднем профессиональном образовании в качестве результата установления преемственных связей с курсом «Технология» в основной школе становится возможным при активном участии в процессе модернизации учебного процесса работодателей, заинтересованных в кадровом обеспечении производства специалистами среднего звена.
Библиографический список
1. Акмеология / Под ред. А.А. Деркача. М.: Изд-во РАГС, 2006. С. 424.
2. Большой психологический словарь. – 4-е изд., расширенное / Сост. и общ. ред. Б.Г. Мещеряков, В.П.Зинченко. М.: АСТ. МОСКВА; СПб.: Прайм – ЕВРОЗНАК, 2009. С. 811.
3. Бычков А.В. Созидательная культура учащихся: какой ей быть // Педагогика. 2007. № 3. С. 22–28.
4. Климов Е.А. Как выбирать профессию. М., 1984. С. 184.
5. Ломакина Т.Ю. Современный принцип развития непрерывного образования. М.: Наука, 2006. С. 221.
Bibliographic list:
1. Akmeologiy / Under the editorship of A.A. Derkach. – M.: Publishing house RAGS, 2006. – 424 p.
2. Large psychological dictionary. – 4-e Izd., advanced / Comp. and the General ed. by B. G. Meshcheryakov, V. P. Zinchenko. – M: AST: AST; SPb.: Praym – 2009. – 811 c.
3. Bychkov A.V. Creative culture students: what it be // Pedagogy. 2007. № 3. P. 22–28.
4. Klimov E. A. How to choose a profession. M., 1984. – 184 p.
5. Lomakina T.Yu. The Modern principle of development of continuing education. M.: Science, 2006. P. 221.