Одной из наиболее технологичных форм проведения контроля знаний, умений учащихся с управляемыми параметрами качества знаний, умений является тестирование, которое позволяет определить объем усвоения поданной информации, время усвоения, уровень усвоения, умение использовать и перерабатывать полученную информацию.
Тест (проба, испытание) представляет собой задание стандартизированной формы, выполнение которого должно выявить наличие определенных знаний, умений и навыков.
Тесты обученности все больше проникают в массовую практику. Ныне кратковременный опрос всех учащихся на каждом уроке с помощью тестов используют почти все педагоги. Преимущество такой проверки в том, что одновременно занят и продуктивно работает весь класс и за несколько минут можно получить срез обученности всех учащихся. Это вынуждает их готовиться к каждому уроку, работать систематически, чем и решается проблема эффективности и необходимой прочности знаний. При проверке определяются прежде всего пробелы в знаниях, что очень важно для продуктивного самообучения. Индивидуальная и дифференцированная работа с обучаемыми по предупреждению неуспеваемости также основывается на текущем тестировании.
Тестирование обеспечивает одновременность контроля большого количества учащихся, экономию времени при ответе, минимальные затраты усилий и времени на проверку тестовых работ, предотвращение запоминания учащимися ошибочных положений, дает возможность выявить индивидуальный темп обучения учащихся благодаря наличию количественных показателей успеваемости, которые можно математически обрабатывать. Показатели тестов также ориентированы на измерение степени, определения уровня усвоения ключевых понятий, тем и разделов учебной программы, умений, а не на констатацию наличия у учащихся определенной совокупности усвоенных знаний. Стандартизированная форма оценки, используемая в тестах достижений, позволяет соотнести уровень достижений учащегося по предмету в целом и по отдельным его разделам со средним уровнем достижений учащихся в классе и уровнями достижений каждого из них. Тесты ставят всех учащихся в равные условия, используя единые критерии оценки. Существенным отличием тестов от контрольных работ является его оснащение, то есть существование жесткой процедуры проведения, регламентирующей отношения между учащимися и учителями.
Характеристика уровней усвоения учебной информации (по В.П. Беспалько)
Требования, предъявляемые к разработке тестовых заданий
Правила проверки выполненных тестов и оценивания