Последовательность выполнения творческого проекта
(петля дизайна по Симоненко В. Д.)
№ | Название этапа | Содержание работы |
1 | Поиск проблемы. |
Учащиеся слушают учителя, анализируют услышанное
Учитель ставит перед ними проблему, предлагает банк проектов, раскрывает требования к ним, технологию их выполнения и критерии оценивания |
2 | Осознание проблемной области. |
Учащиеся из предложенных учителем проблем выбирают одну, наиболее актуальную для них
Учитель выступает в роли консультанта |
3 | Выявление конкретной потребности. Первое мини – исследование. |
Опираясь на собственные знания и обобщая источники информации (банк данных и предложений, книги, журналы, газеты, телерадиоинформацию, рекламные буклеты, справочники и др.) учащиеся исследуют потребности в определённых изделиях или услугах, проводят мини – маркетинговое исследование, изучают интеллектуальные и материальные возможности
Учитель наблюдатель, консультант, советчик |
4 | Определение конкретной задачи и её формулировка. |
Учащиеся формулируют конкретную задачу исследования, определяют тему проекта
Учитель помогает уточнить формулировки |
5 | Установление основных параметров и ограничений. |
Учащиеся определяют основные параметры (размеры, мощность, функции и т. д.) и ограничения предполагаемого изделия, диктуемые обстоятельствами
Учитель делает уточнения |
6 | Выявление традиций, истории, тенденций. Второе мини – исследование. |
Учащиеся изучают историю проекта, конспектируют, рисуют, чертят, генерируют идеи
Учитель помогает подобрать необходимую литературу, оказывает помощь |
7 | Построение «звёздочки» обдумывания. Третье мини – исследование. |
Учащиеся на листе бумаги составляют схематично перечень проблем для решения: материалы, инструменты, модель, размеры, форма, стиль, дизайн
Учитель поверяет, уточняет, советует |
8 | Выработка идей, вариантов, альтернатив. Четвёртое мини исследование. |
Учащиеся на листе бумаги «набрасывает» возникшие идеи, записывают их в виде фраз, отдельных слов
Учитель контролирует, уточняет, оказывает помощь |
9 | Анализ и синтез идей. Выбор оптимального варианта. Пятое мини – исследование. |
Учащиеся выбирают из многих вариантов подходящее решение, разрабатывают рабочий эскиз модели с описанием
Учитель контролирует, уточняет, оказывает помощь |
10 | Выбор материала, построение «звёздочки» обдумывания. |
Учащиеся определяют и записывают несколько наименований материалов, выбирают наиболее подходящие из них
Учитель консультирует, обобщает |
11 | Выбор инструмента, оборудования. |
Учащиеся определяют и записывают перечень необходимых инструментов и оборудования
Учитель консультирует, обобщает |
12 | Разработка технологического проекта. |
Учащиеся выбирают и анализируют рациональную технологию, составляют технологические карты, чертежи, эскизы, конструируют и моделируют, определяют режимы работы и затраты времени, уточняют критерии контроля
Учитель наблюдает, консультирует, обобщает |
13 | Организация рабочего места. |
Учащиеся подбирают и размещают на рабочем месте материалы, инструменты, приспособления, проверяют освещенность, проветриваемость в соответствии с санитарными нормами и правилами безопасности
Учитель контролирует, уточняет |
14 | Экономическое и экологическое обоснование. |
Учащиеся подсчитывают себестоимость изделия или услуги, проводят экологическую экспертизу изготовленного изделия
Учитель оказывает помощь, контролирует процесс |
15 | Выполнение технологических операций. |
Учащиеся подбирают режимы обработки, осуществляют контроль качества обработки деталей, самоконтроль своей деятельности: вносят изменения в технологический процесс, корректируют последовательность операций, режимы обработки, последовательность сборки, соблюдают технологическую и трудовую дисциплину, контролируют организацию рабочего места
Учитель наблюдает, контролирует, консультирует, оказывает помощь, следит за соблюдением правил безопасности |
16 | Контроль качества. |
Учащиеся уточняют критерии проверки и оценки качества творческого проекта
Учитель проверяет, обобщает результаты |
17 | Коррекция. |
Учащиеся сравнивают выполненный проект с задуманным, устраняют недочёты
Учитель анализирует, советует |
18 | Контроль, испытание. |
Учащиеся осуществляют контроль и корректировку параметра изделия, проводят его испытание
Учитель наблюдает, консультирует |
19 | Записки, реклама. |
Учащиеся готовят рекламу, товарный знак изделия, предлагают способы реализации изделий
Учитель консультирует, советует |
20 | Оформление |
Учащиеся оформляют проект в соответствии с установленными требованиями
Учитель консультирует, помогает |
21 | Самооценка |
Учащиеся анализируют достоинства и недостатки проекта, оценивают результаты и перспективы производства
Учитель наблюдает, консультирует |
22 | Защита проекта |
Учащиеся готовят и делают доклады, иллюстрации, отвечают на вопросы
Учитель слушает, участвует в оценке проекта |