А.И.КОРНИЛОВА, профессор
Учите детей любить труд.
В центре внимания сегодня—улучшение трудового воспитания, обучения, профессиональной ориентации школьников. Конечно, учение само по себе—это труд, и немалый. Он требует от ребенка усидчивости, прилежания, умения сосредоточиться. И научные исследования убедительно показывают: эти качества формируются лучше, если умственная работа чередуется с физической.
Физический труд необходим растущему организму. Он развивает мышцы, укрепляет сердце и сосуды, совершенствует приспособительные механизмы организма. Сравните ребенка, приученного к самообслуживанию, привыкшего помогать старшим, с белоручкой, за которого все делают мама или бабушка. Разница очень заметная! У первого и координация движений лучше, и больше ловкости, сноровки, он чувствует себя уверенней, перед трудностями не пасует. А второй—почти всегда или неловкий увалень, или не в меру хрупкое создание; если понадобится что-нибудь сделать самому, он оказывается, как правило, беспомощным.
Но труд полезен тогда, когда он по силам ребенку. Здесь, как и в спорте, перегрузки могут неблагоприятно отразиться на здоровье, недогрузки же не дают тренирующего эффекта.
До сих пор мы нередко недооценивали возможности наших ребят. И, может быть, труд не вызывал у них интереса, не оказывал желаемого воспитательного и укрепляющего действия именно потому, что задания были легкими, что дети не видели практического применения тому, что делали, скажем, в школьных мастерских.
Теперь все должно стать иначе. Труд займет в жизни школьников достойное место.
Очень часто, к сожалению, юноши и девушки накануне выпуска еще не знают, кем хотят быть, не задумываются о том, что выбор профессии— важный шаг, может быть, определяющий счастье всей будущей жизни. Бывает, что родители без достаточных на то оснований поддерживают в ребенке стремление стать музыкантом, киноактером, художником, а его реальные способности, скажем, к техническому конструированию, моделированию, любовь к животным, желание работать на ферме, в поле оставляют без внимания, не развивают и не поощряют. И к выбору дела по плечу ребенок оказывается морально неподготовленным, не представляет себе, в чем он мог бы найти свое творческое самовыражение.
Необходимо, чтобы подросток судил о профессиях не по их внешней, парадной стороне; ему можно и нужно давать представление и о трудностях, открывать особую радость — радость преодоления.
Готовность к труду, гармоническое развитие личности немыслимы без физического совершенства, и реформа школы предусматривает решительное улучшение физического воспитания. Необходимость в этом назрела давно. Существовавшая до сих пор организация учебного процесса не способствовала удовлетворению потребностей растущего организма в движении. Многие учащиеся, будучи в принципе здоровыми, не справляются с физической нагрузкой, соответствующей их полу, возрасту и развитию. И это лишь потому, что они мало двигаются.
Накопленный опыт свидетельствует о положительном влиянии таких занятий на растущий организм. У большинства ребят улучшилась успеваемость по физкультуре и почти у половины—по общеобразовательным предметам. Родители отмечают, что дети стали более уравновешенными, дисциплинированными.
Наше время предъявляет высокие требования к физическому и нравственному здоровью человека, его интеллектуальному уровню. А завтра эти требования будут еще выше. И если мы хотим видеть наших детей счастливыми—а мы, конечно, этого хотим! — научим их любить труд, позаботимся о том, чтобы они росли закаленными, деятельными, энергичными.