Вершины профессии — лучшие учителя технологии, энтузиасты трудового обучения.
Александр Евгеньевич Глозман (р. 1964)
- окончил Московский областной педагогический институт имени Н. К. Крупской. Кандидат педагогических наук. Доцент.
- Имеет свыше 30 публикаций;
- Заместитель директора Центра образования № 293 СВАО г.Москвы с 1997г.;.
- Директор Центра творчества и ремесел «Школьное подворье»;
- Преподаватель кафедры методики общетехнических дисциплин МШУ;
- Победитель профессиональных конкурсов «Учитель года Москвы-97», «Учитель года России-97»;
- Заслуженный учитель РФ (1998);
- Лауреат премии Президента РФ в области образования;
- Награжден медалью «В память «850-летия Москвы»;
- Кавалер Золотого Почетного знака «Общественное признание» (1999);
- Лауреат главной общественной награды «Национальный олимп» (2005);
- Член Федерального координационного совета по общему образованию Министерства образования РФ;
- Член авторского коллектива по разработке Государственных образовательных стандартов.
Александр Глозман и у токарного станка стоит в белоснежном халате и в галстуке. Он уверен, что учитель технологии должен быть образцом интеллигентности. Поэтому его уроки любят даже те, кто после школы намерен заниматься исключительно умственным трудом
Фото: Петр Болховитинов
Александр Евгеньевич Глозман: На уроке труда надо работать и руками, и головой
Мария Раевская
Александр Глозман — первый учитель технологии, ставший победителем конкурса «Учитель года». Тогда он был простым преподавателем труда (или, по-современному, технологии) в центре образования № 293. Сегодня Александр Евгеньевич — еще и директор этой школы.
Нет в ученическом фольклоре персонажа хуже, чем «трудовик». А вот Александр Глозман доказал, что урок технологии — это очень здорово.
Ой, Александр Евгеньевич, а почему вы в белом халате? Вы сегодня учителя химии замещали?
А что, преподаватель технологии должен обязательно ходить в синей замызганной хламиде? Он должен выглядеть и вести себя не менее интеллигентно, чем преподаватели других предметов.
Ну да, тем более, я смотрю, у вас и девочки занимаются! В наше время нежная половина класса училась печь оладьи и вязать. А на станках работали одни мальчишки…
По новому образовательному стандарту ученик может выбирать, что изучать — ведение домашнего хозяйства или индустриальную технологию (то, что вы называете «работой на станках»). Поэтому в мастерские приходят и девочки. Конечно, пришлось немного изменить стиль работы. Например, замечания делаю очень деликатно, чтобы не ранить самолюбие мальчишек.
Кстати, о мастерских…
У нас их семь. Кабинеты для ведения домашнего хозяйства, для начальной школы, компьютерный класс, мастерская по керамике, обработке древесины и металла, кузница.
Это в ней выковали замечательную кольчугу, что висит в вашем музее?
Да, ее сделал ученик 11-го класса. Мы не верили, что Саша справится до выпускного с этой кропотливой работой в одиночку. Надо было сделать и сплести между собой 30 тысяч колец (проволока скручивается в пружину, разрезается на отдельные кольца, они соединяются). Сейчас Александр Сергеевич Василенков преподает в нашем центре. Но недавно одна девушка его превзошла: сделала кольчугу… из бисера! Получился оригинальный женский костюм по мотивам доспехов древних воинов.
Все бы такие были! А то молодежь теперь в массе своей безрукая. Гвоздя вбить не умеет, справляется только с ложкой да «мышкой»…
У многих детей сейчас проблемы с физической подготовкой, усидчивостью и координацией движений. Им труднее, чем нам в свое время, дается монотонная работа вроде строгания или опиливания. Да и времени на обучение у них в два раза меньше: по сравнению с советскими годами часы на «технологию» уменьшены вдвое.
Зато нынешние дети легко переключаются и осваивают новые инструменты и технологии. И что главное — им нравится работать руками. Особенно если можно задействовать и ту самую «мышку». Например, наши ученики очень любят изготавливать резные и кованые изделия, эскизы для которых разрабатываются на компьютере.
Вообще на уроке технологии надо еще работать и головой. Ребята не просто учатся работать с материалами, но и конструируют и моделируют, создают образцы, учатся делать презентации своих проектов. Есть где проявить творческий подход, изобретательность, смелость мышления.
Будущее — за интеграцией «материальных» и мультимедийных технологий. Они к тому же позволяют дать представление о самых современных производственных операциях, которые нельзя смоделировать в школе (хотя мы и стараемся закупать новейшие станки). Например, устроить кузнечную и электродуговую сварку мы можем и у себя. А вот плазменную — уже нет. Нужны хотя бы учебные фильмы, где она показана. И не только она: полезно было бы понаблюдать, как делаются окружающие нас вещи — от мороженого до самолета.
Да, на красивую работу и посмотреть приятно.
Конечно! Я вообще удивляюсь, почему на уроках истории рассказывают об одних только царях и полководцах. Ведь история объектов материальной культуры не менее интересна! А что мы о них знаем из школьного курса? Разве только про изобретение колеса, печатного станка и паровой машины.
Я стараюсь восполнять этот пробел: мы с ребятами на каникулах ходим в этнографические экспедиции, собираем предметы старого быта. Очень познавательно наблюдать за эволюцией разных приспособлений. Как раньше гладили белье? Наматывали мокрым на скалку и прокатывали рубелем — деревянной пластиной с насечками. Так и в современных гладильных машинах тот же принцип, только он сопровождается еще и нагреванием.
Один поэт в шутку благодарил своего учителя труда, что благодаря ему «не служил я ямщиком на почте» и «тяжкий молот выше не вздымал». Словом, выбрал «интеллигентную» профессию. Чем уроки технологии — особенно индустриальной — могут пригодиться, если ты собираешься всю жизнь проработать в офисе?
Ребята получают опыт реальной созидательной деятельности, что, несомненно, поможет их профессиональному само определению. Кроме того, уроки технологии способствуют формированию мужского начала в мальчиках и женского — в девочках. Это особенно важно сегодня, когда многие семьи неполные, мальчиков воспитывают мамы и бабушки. Еще недавно сила мужчины проявлялась не только в его физических качествах, но в добротности его хозяйства, сноровке, умелости. А сегодня поколение созерцателей с увлечением наблюдает за чудесами строительства и ремонта с телеэкрана и при этом неспособно создать что-то свое.