Зачем участвовать в олимпиадах?
Многие школьники отказываются от участия в олимпиадах, так как не видят смысла тратить своё личное время на подготовку, а учителя не пытаются объяснить своим подопечным, какую выгоду те могут извлечь из интеллектуальных конкурсов. Из-за недостатка информации одаренные ребята упускают возможность поступить в престижный вуз за счет государственных средств или даже выиграть солидную денежную премию. Итак, давайте разбираться: кому и зачем и для чего нужны олимпиады.
Олимпиадное движение в России
На сегодняшний день в России существует три вида интеллектуальных конкурсов, которые могут открыть серьезные перспективы для школьников.
Первый тип олимпиад проводят высшие учебные заведения. Ежегодно больше десятка столичных вузов организуют соревнования, направленные на выявление одаренных школьников. Причем если для участия в «классической» многоуровневой олимпиаде выбирают, как правило, одного-двух учащихся от нескольких классов, то в университетских принять участие могут все желающие. Конкурсантам предлагается не только показать уровень знаний по тому или иному предмету, но и проявить логическое мышление, лидерские качества. Победители, как правило, имеют возможность обучаться в вузе за счет государственного, регионального или местного бюджетов на специальности, соответствующей выбранному предмету.
Это миф, что в хороший университет можно поступить только по какому-то немыслимому блату и что преподаватели на вступительных экзаменах делают все, чтобы «завалить» абитуриента. Вузы заинтересованы в умных, талантливых и инициативных студентах.
Именно поэтому многие университеты страны ежегодно проводят собственные олимпиады. Информация о них, как правило, есть на официальных сайтах учебных заведений. В случае победы уже весной выпускник оказывается в списках поступивших в вуз. Ему остается только вовремя сдать необходимые документы в приемную комиссию.
Второй тип олимпиад проводит Министерство образования и науки РФ. Такие интеллектуальные соревнования направлены на оценку уровня знаний по различным предметам среди школьников страны. Традиционно олимпиады проходят в несколько этапов: школьная, местная, региональная, заключительный тур (Всероссийская олимпиада) и международная олимпиада.
Утилитарная цель поступить по итогам олимпиады в вуз появляется не сразу. В средней школе, как правило, дети об этом и не думают. Для них конкурсы — это в первую очередь возможность познакомиться со сверстниками и увидеть другие города. Это интересный досуг. Ведь олимпиады в самом деле очень весело проходят: там можно пообщаться с интересными людьми, на олимпиадах и конференциях замечательная атмосфера.
Начинать все-таки нужно с малого. Как нельзя, кстати, школьнику, мечтающему о путешествиях, пригодятся разные научно-практические конференции, молодежные саммиты, форумы. Обычно информацию о проведении той или иной конференции организаторы направляют директорам и завучам школ. Поэтому проще всего узнать у них о каком-то грядущем событии.
Без хорошего наставника в этом деле не обойтись. Как правило, им становится учитель-предметник, заметивший у ребенка интерес к исследованию в рамках своей дисциплины. Но, когда ребенку трудно работать с педагогом, а предмет нравится, руководителями его проекта вполне могут стать и родители, было бы желание.
Победа в олимпиадах, в частности на заключительных этапах (победа во Всероссийской олимпиаде школьников, в международной олимпиаде), поощряется при поступлении в государственные колледжи и вузы. Вы скажете, что победить на всероссийском уровне очень сложно? Конечно, сложно, но можно. Если школьник с первого класса участвует в олимпиадах, уже знает все их тонкости, многому научился, готовится и старается, то победить, возможно, и гораздо проще, чем, придя впервые на олимпиаду в 10-11 классах.
Победители и призеры по решению образовательного учреждения в течение одного года с момента утверждения списков победителей и призеров олимпиады имеют право на получение одной из следующих льгот в зависимости от уровня конкурса:
♦ быть приравненными к лицам, набравшим максимальное количество баллов ЕГЭ по предмету, соответствующему профилю олимпиады;
♦ быть приравненными к лицам, успешно прошедшим дополнительные вступительные испытания профильной, творческой и (или) профессиональной направленности по предмету, соответствующему профилю олимпиады, в порядке, определяемом приемной комиссией образовательного учреждения;
♦ быть зачисленными в образовательное учреждение без вступительных испытаний на направления подготовки (специальности), соответствующие профилю олимпиады.
Третий вид интеллектуальных соревнований направлен на выявление творческих способностей школьников и проводится под эгидой различных благотворительных фондов и организаций. Победа в таких соревнованиях не поможет школьнику поступить в университет, но может принести кругленькую сумму, так как основной приз – стипендия на изучение какого-либо предмета за границей либо сумма на реализацию идеи.
Платные олимпиады. Для кого они созданы?
Стоит сразу отметить, что Министерство образования и науки РФ не проводит платных олимпиад, так как это противоречит действующему законодательству. Если вас приглашают принять участие в платном конкурсе, то родителям школьника придется оплатить участие в олимпиаде, определенный сбор и другие затраты. Такие конкурсы имеют чисто коммерческую цель, но для учащихся это способ самореализации.
Нужно ли участвовать в этих олимпиадах? Если у ребенка есть шанс победить, то, конечно, стоит. А если ребенок учится средненько и не блещет успехами? Тогда тем более стоит! У каждого ребенка есть таланты — их надо только найти.
Так что же дает нам участие в олимпиадах и конференциях?
- Первое и основное – это знания! Если ребенок первый раз придет на олимпиаду и «провалится», то он поймет, что есть, к чему стремиться — к следующей олимпиаде он уже будет готовиться по-другому, исходя из предъявляемых требований. Да и сами вопросы олимпиады – это повод, придя домой, найти на них ответы и узнать много нового.
- Нестандартное мышление: все вопросы и задачи олимпиад рассчитаны на творческое нестандартное мышление, на умение рассуждать и делать выводы, на способность самостоятельно анализировать имеющуюся информацию. Все эти навыки очень полезны не только в учебе, но и затем в работе, где уже придется принимать серьезные самостоятельные решения, не имея готовых шаблонов, как на уроке.
- Опыт. Представьте, что каждая олимпиада и конференция – это подобие маленького экзамена, устного или письменного. Если ребенок с первого класса может спокойно писать в незнакомой обстановке, устно отвечать не — знакомым людям, то ЕГЭ и экзамены в ВУЗе для него покажутся совсем простым и привычным делом.
- Умение говорить и доказывать. Конференции и устные олимпиады требуют от ребенка умения защитить свою позицию, выражаясь связным, понятным языком, умения аргументировать свои ответы, а не говорить «ну… тут вот как-то так». Именно этих навыков многим не хватает не только в школе, но и в работе и общении с друзьями и близкими. И именно умение аргументировать свою позицию и не бояться устных выступлений прекрасно развивают олимпиады и особенно конференции.
- Ребенок хочет увидеть свою востребованность окружающими, получить от них моральную поддержку. Еще ему важно знать, что он является частью некоего интеллектуального сообщества, важно иметь возможность сравнивать свои достижения с успехами других, ощущать дух соревнования.
Дело родителей, педагогов — вовремя заметить способности ребенка и создать условия для их развития: найти подходящий факультатив, кружок или самим заняться с ребенком; поискать информацию о конкурсах, где школьник сможет проявить себя, продемонстрировать свои знания. Но главное — нужно уметь поддержать интерес ребенка к интеллектуальному труду.
Порой у ребенка есть внутренние или внешние причины для отказа от участия в публичных конкурсах. Это может быть и страх выступления, и опасение прослыть «белой вороной» в среде одноклассников, и многое другое. В таком случае нужно помочь ребенку увидеть эти «барьеры» и преодолеть их.
Нужно, чтобы ребенок занимался созидательным, полезным ему самому делом. Культурный, мировоззренческий фундамент закладывается в семье. Там, где родители не засеяли поле, это сделают за них другие — сверстники, политтехнологи, имиджмейкеры.
Образовательные конкурсы и олимпиады не только поддерживают и развивают интерес к изучаемым предметам, что и без того самоценно, но и стимулируют активность, инициативность, самостоятельность учащихся при подготовке вопросов по темам, в работе с дополнительной литературой; они удобны во внеклассной деятельности, помогают школьникам формировать свой уникальный творческий мир. С помощью подобных конкурсов и олимпиад ученики могут проверить знания, умения, навыки не только у себя, но и сравнить свой уровень с другими. Образовательные олимпиады и конкурсы объединяют учеников и преподавателей, побуждают их к сотрудничеству, предоставляя широкие возможности для личностно ориентированного обучения,
проектной деятельности.
Полностью согласен с тем, что платные олимпиады очень важны так же, как и государственные. Иногда ученик просто не может решить даже одного задания, а на платных дистанционных олимпиадах есть возможность для самореализации и вообще интерес к предмету просыпается. Я со своими учениками участвую в конкурсах Отличник по нескольким предметам вот тут https://konkurs-otlichnik.ru