Довольно часто молодые учителя, которые после института приступают к своим обязанностям, сталкиваются со многими трудностями. Ведь в это время часто не хватает опыта, и составление характеристики класса – проблема многих.
Схема характеристики на классный коллектив – важный документ, в котором должны быть описаны все главные стороны жизни класса, причем нужно все описать так, чтобы получилось кратко и понятно, в характеристике не должно быть ничего лишнего, только основные понятия.
Конечно, можно обратиться за помощью к опытным учителям, которые долгое время проработали в школе, но если есть стеснение и застенчивость, то можно составить характеристику самостоятельно, обратив внимание на ниже представленные рекомендации.
Если коснуться истории, то на протяжении долгого времени педагоги всех школ составляют характеристики, которые не имеют единого шаблона.
Вариант 1:
Схема характеристики классного коллектива
1. Состав класса по возрасту:
2. Состав класса по полу: девочки (девушки) _____________, мальчики (юноши)
3. Неполные семьи (количество человек)
4. Учащиеся с ослабленным здоровьем (количество человек)
5. Характеристика деятельности класса:
а) Какие виды деятельности предпочитают в классе: познание, труд, общение (подчеркните или допишите)
б) Могут ли учащиеся самостоятельно ставить цели своей деятельности
в) Мотивы участия школьников в деятельности класса (подчеркните, допишите): подражание другим, потребность в эмоционально близких контактах, потребность в самоутверждении, самореализации, стремление выделится, получение поощрения
6. Характеристика взаимоотношений:
а) Количество микрогрупп: из 2 человек……, из 3 человек……. и т.д.
б) Количество микрогрупп в классе, включающих только девочек(девушек)-……;только мальчиков (юношей)…..; и тех и других-……
в) Какие основания для объединения в дружеские микрогруппы………………………….
г) Характер отношений между группами……………………………………………………
д) Краткая характеристика наиболее авторитетных групп(характер взаимоотношений в группе, преобладание ценностей нормы поведения)……………………………………
е) Краткая характеристика лидеров класса, входят ли они в официальный актив………………………………………………………………………………………
ж) Количество и краткая характеристика «отверженных» (в классе)…………………………………………………………………………………………
з) Есть ли в классе постоянно действующие: учебные группы , кружки, трудовые бригады ,другие группы (какие)……………………………………………………………………….
и) Какие нормы ,ценности главенствуют в классе…………………………………………….
к) Каковы традиции класса…………………………………………………………………….. л) Какие конфликты наиболее часто встречаются в классе, их причины, способы разрешений……………………………………………………………………………………
м) Какой тон ,настрой преобладает в классе………………………………………………….
7.Место класса в школе……………………………………………………………………….
а) Осознает ли класс себя единым целым……………………………………………………
б) В каких официальных общешкольных и внешкольных объединениях учавствуют учаащиеся класса (кружки,секции,студии)……………………
в) Какие дела предпочитает класс: общешкольные или классные…………………………
г ) Каков характер взаимоотношений класса с параллельными классами,с младшими,со старшими……………
д) В какие неформальные объединения вне школы входят учащиеся класса………..
Вариант 2:
Схема характеристики классного коллектива
- Состав класса
- Возрастной состав.
- Познавательный уровень, развитие учащихся.
- Работоспособность и успеваемость учащихся.
- Общественное лицо класса (имеется ли актив, интерес к общественным делам, выполнение общественных поручений сознательность учащихся и т.д.).
- Сплоченность класса
- Есть ли группировки по деловым интересам или отрицательного характера? Как учащиеся относятся друг к другу? Как они относятся к делам класса?
- Любит ли учащиеся вместе проводить время в школе и вне ее? Любят ли они вместе развлекаться или трудиться совместно?
- Дружат ли мальчики и девочки? Защищают ли мальчики девочек?
- Защищают ли ребята членов своего коллектива вообще?
- Нет ли в классе круговой поруки? Если есть, то в чем выражается?
- Переживают ли школьники удачи и неудачи своего класса? Болеют ли за свой коллектив?
- При проведении общественных мероприятий стараются держаться вместе или разобщённо?
- Организованность класса
- Умеют ли учащиеся сами организовываться для выполнения коллективных дел?
- Умеют ли они распределять между собой работу и наиболее рационально ее выполнять?
- Умеют ли учащиеся терпеливо и внимательно выслушивать друг друга (на классных собраниях, на перемене, при выполнении различных дел)?
- Подчиняются ли они распоряжениям уполномоченных лиц?
- Общественное мнение в классе
- Какие поступки своих товарищей одобряют, какие — осуждают?
- Как н, в какой форме они выражают свое одобрение и неодобрение?
- Есть ли расхождение между тем, что учащиеся говорят и что они делают?
- Критика и самокритика в классе
- Характер товарищеских связей в коллективе
- Что связывает школьников: общее место жительства, место за партой, интересы, общая работа?
- Где дружат учащиеся: только в школе или и вне ее?
- внимательны ли они к товарищам, стараются ли им помочь, в чем проявляется эта помощь?
- Проявляют ли школьники требовательность к своим друзьям. Умеют ли они видеть в них
- недостатки?
- Как класс относится к дезорганизаторам, отличникам, активу, неуспевающим?
- Правильно ли относятся учащиеся к товарищам с физическими недостатками?
- Актив класса
- Состав актива.
- Официальный (выборный) и фактический актив.
- Имеет ли актив авторитет?
- Выполняются ли распоряжения актива класса?
- Как относятся активисты к товарищам по классу?
- Есть ли учащиеся, постоянно находящиеся в активе?
- Живут ли общественные активисты жизнью класса, не отрываются ли они от класса? Уважают ли их в классе?
- Связь классного коллектива с общешкольным.
- Знают ли в классе о том, что происходит в школе в целом и в других классах?
- Вносятся ли в классе предложения об улучшении жизни школы?
- Выполняются ли классом общешкольные поручения (постоянные и эпизодические)?
- Каков характер связей учащихся с другими классами (шефство, соревнование, совместные дела)?
- Как участвует класс в общешкольных мероприятиях?
- Мероприятия по дальнейшему сплочению классного коллектива
- Какие педагогические мероприятия следует провести в классе в целях сплочения классного коллектива?
- Как использовать классный коллектив для воздействия на отдельных учащихся?
- В какие неформальные объединения вне школы входят учащиеся класса?