Г.М. Райсвих
КАК ВОСПИТАТЬ ЛЮБОВЬ К ТРУДУ.
Трудиться, выбрав дело по душе, — такое же естественное состояние, как жить и дышать. И одно из главнейших качеств, которое мы должны воспитать в детях, — это любовь и уважение к труду, готовность трудиться. Труд должен стать жизненной потребностью будущего гражданина. Как и любое другое нравственное качество, трудолюбие формируется в процессе воспитания, сложном и многогранном. Воспитание трудолюбия потребует от воспитателя большого терпения, знания возрастной физиологии, особенностей личности ребенка. Основы трудолюбия закладываются в семье. Подражание — важнейший мотив, побуждающий детей к активной деятельности. Наблюдение за трудом взрослых, рождает у ребенка желание делать то же самое. Не погасить это желание — главная задача родителей, если они хотят вырастить своего ребенка трудолюбивым.
Центральным моментом, определяющим появление любви к труду — трудолюбия как неотъемлемого качества личности человека, является УСПЕХ. Именно, успех наполняет сердце ребенка радостью, вызывает прилив энергии, желание снова взяться за дело. Вот почему родители должны стремиться не просто привить трудовые навыки детям, но и следить, чтобы ребенок видел результат своего труда, пользу от него. Желание повторить успех, вновь ощутить радостное чувство, рождает потребность в труде. С этого момента ребенок работает, потому что его не только вынуждают к труду внешние обстоятельства, труд стал для него жизненной потребностью, удовлетворением его непосредственных влечений.
Посеешь привычку — пожнешь характер. А. С. Макаренко писал: «Я требую, чтобы детская жизнь была организована как опыт, воспитывающий определенную группу привычек. Он имел в виду выработку у человека таких форм поведения, чтобы в конкретных ситуациях у него возникла потребность поступить так, а не иначе. Под группой привычек он подразумевал санитарно-гигиенические, нравственные, культурное поведение, привычные способы мышления, рассуждения и, конечно, трудовые привычки — привычное положительное отношение к любому трудовому усилию. Потребность в деятельности — особенность психического развития ребенка. Познавая мир, он стремится действовать в нем. Но между тягой к деятельности и трудолюбием дистанция огромна. Задача родителей и педагогов состоит в том, чтобы эту природную склонность, которая является лишь предпосылкой трудолюбия, путем определенных педагогических мер преобразовать в одно из важнейших качеств личности. Как это сделать? Вернемся снова к привычкам, которые, согласно известной поговорке, являются «второй натурой» человека.
Воспитание привычки к труду — дело хлопотное, легких и быстрых результатов здесь ждать не следует. Любовь к труду можно воспитать только в труде, всякий труд связан с преодолением неумений, с усилием, усталостью и напряжением. Только преодолевая трудности и неумения, ребенок постепенно находит удовлетворение. Получилось! До сих пор не получалось, а теперь получилось! Приобретено еще одно умение. Это очень важный момент в эмоциональной жизни ребенка, который нельзя оставить без внимания. Разделите с ребенком его восторг и радость.
Начинать трудовое воспитание надо с самообслуживания. Сколько надо терпения, чтобы усвоить эту непростую науку: повторять изо дня в день, пока ребенок не научится правильно одеваться, с каждым днем все быстрей, сноровистей, постепенно приобретая автоматизм, благодаря которому энергии тратится меньше, а неприятные эмоции исчезают вовсе. Так же дела обстоят с пуговицами, крючками, застежками, шнурками. Всему его нужно терпеливо учить, пока не привыкнет. Взять такое немудреное дело, как умывание. Скользкое мыло все время вырывается из рук, вода льется в рукав и на одежду, полотенце не слушается. Наберитесь терпения, покажите пять, десять раз, как нужно сложить ладошки лодочкой, чтобы вода не вылилась, как нужно наклониться над умывальником, чтобы не облиться. Объясните все спокойно и ласково. А игрушки в доме! Их можно обнаружить в самых неожиданных местах. А виноваты взрослые. Нужно не только напоминать ребенку, что их надо убирать в специально отведенное место, но и помогать ребенку, пока не появится привычка делать это самостоятельно. То же самое и с одеждой. Пришел из школы — сам повесил пальто на вешалку. Перед сном аккуратно повесил одежду или сложил на стул.
С возрастом сфера самообслуживания растет. К 5-ти годам ребенка уже надо приучать стелить свою постель и заправлять. Научить ребенка пришить пуговицу, помочь маме убраться в доме и т. д. Делать «взрослые дела» поможет сказочная Золушка, умная мама или дальновидная бабушка непременно прочитают эту сказку своей дочке-внучке. А если сами мама и бабушка работают по дому весело, легко, что смотреть со стороны приятно, то и ребенок увидит в этом не тяжкую повинность, а желание сделать дом уютным, чистым, радостным. «Глаза страшатся, а руки делают» — такая любимая поговорка бабушки вселит уверенность в ребенка, подбодрит его и нацелит на успех.
Бытовой труд, формирующий трудовые привычки, не должен носить эпизодический характер. Нужна системность. У детей в семье и школе должны быть постоянные обязанности, они воспитывают ответственность. С годами перечень обязанностей растет, они усложняются. Мама все сделает быстрее и лучше, но дочка получит полезный и важный навык. С каждым днем она будет делать это лучше и тщательней. Ребенок будет гордиться своими умениями, ревниво относиться к тому, если вдруг кто-то из домашних начнет вытирать пыль или поливать цветы. Потом эта девочка пойдет в школу, ее не нужно будет принуждать держать в чистоте тетради и учебники. Она усвоила, что обязанности — это нечто важное, необходимое, нельзя их не выполнять. Навыки играют огромную роль жизни человека и составляют более 90 % всех действий, которые он совершает. Благодаря навыкам мы можем работать, заниматься творчеством, потому что они освобождают наш ум от необходимости обдумывать каждую деталь движения. Вот почему, вырабатывая у ребенка трудовые привычки путем постоянных упражнений и повторений, надо развивать навыки в той или иной деятельности, пока не приобретется автоматизм в движениях и действие не будет выполняться механически, при незначительном контроле со стороны сознания. Навыки закрепляют трудовую привычку. Без них она вообще не может появиться. Ведь не секрет, что некоторые наши дети не умеют постирать носки, почистить картошку, сделать простейшие покупки. Плохую услугу оказали такие мамы своим детям, заботливо оберегая их от домашних обязанностей. Они, как правило, становятся предметом насмешек в школе, их неприспособленность в быту поражает.
Есть такое слово «надо». Неумолимое, требовательное, как приказ самому себе. Через «не могу»; через «не хочу». Тех, кто имеет привычку делать не то, что в данный момент хочется, а то, что надо, обычно уважают, считают сильными, волевыми, надежными людьми. Среди трудовых привычек — эта самая главная. Уделить внимание развитию этой привычки с самого раннего возраста просто необходимо. Как это сделать? Да как обычно: все начинается с мелочей. Сначала мы уберем игрушки, а потом пойдем гулять. Сначала «надо», потом «хочу». Это предпосылка воспитания воли. В жизни есть множество примеров, когда люди благодаря усилиям воли, добивались невозможного. Мы восхищаемся людьми, которые умеют преодолеть себя. Преодолеть страх, боль, лень, тяжелые условия. Почему они такие? Почему одни могут, а другие нет? Почему одни теряются, паникуют, падают духом, а другие, напротив, делаются собранными, быстро ориентируются в сложной обстановке, ведут за собой?
Возьмем, например, школьный труд. Как все охотно идут в первый класс, как дети радуются и гордятся новым званием — ученик. Нет и не может быть детей, которые не хотели бы учиться с самого начала учения. Неумение трудиться проявляется с первых дней, такого ребенка сразу видно. Его трагедия в том, что родители не научили его трудолюбию, неумение трудиться порождает апатию, лень. Каждое новое звено в этой цепи пороков становится все крепче, и разрывать его все труднее. «Вырастет — всему научится. Еще наработается на своем веку!» — говорит иная мать. Но как она не права. Трудолюбие просто так, ниоткуда, само собой не возьмется. А без него в жизни не обойтись ни одному человеку. Это неотъемлемое качество личности. Многие сомневаются, что потребность в труде можно воспитать. Можно и нужно и под силу каждому, если он хочет вырастить полезного обществу и самому себе человека. А все начинается с воспитания привычек. Пока ребенок мал, ему трудно принуждать себя или подавлять желания, только терпение, воля и настойчивость родителей помогают ему совершать те или иные волевые действия. Необходимо уже в первые годы учебы закрепить в сознании ребенка, что учеба — труд, требующий волевых усилий, внимания, настойчивости и дисциплины. Вот и настал черед трудолюбия вообще перенести на основную «ведущую деятельность» ребенка — на учебу. Одним словом, трудовые привычки являются устойчивой формой поведения человека и накладывают на него определенный отпечаток. Кстати, слово «отпечаток», в переводе с греческого означает «характер».
«Дети гораздо менее склонны к лени, чем взрослые, и если некоторая часть этого деятельного настроения не направляется на полезные вещи, то в этом следует винить взрослых». (Локк.)
Можно ли лодыря сделать трудолюбивым? Конечно, если человек уже вырос в лени, то перевоспитать его трудно. Очень много значит личный пример воспитателя, основанный на требовательности и правильной организации жизни семьи или школы. Доброта, забота о человеке, потребность доставлять радость другим — вот основной мотив, побуждающий ребенка к труду. Трудолюбие плюс доброта — тот удивительный комплекс, который поднимает человека на моральную высоту.
Если ребенок желает что-то сделать, он непременно должен начать. Эта истина простая: начать, продолжить, завершить. Эти этапы неравнозначны и требуют разных психических усилий. Иногда камнем преткновения служит последний этап — завершения, а кому-то труднее всего начать дело. Дети сильно отличаются друг от друга именно по этому признаку. По приказу все исполнят, а самостоятельно палец о палец не ударят, а иным нужны жесткие рамки дисциплины, чтобы отогнать лень. Что такое лень? Каковы ее психологические основы? Что это? Чувство или свойство личности? Всегда ли это результат порочного воспитания?
Нам всем иногда просто необходимы расслабление, покой, отдых. Значит, биологическую составляющую лени мы определили. А если праздность и лень превращены в самоцель, приобретают самодовлеющую составляющую?
Воспитание трудолюбия должно быть не шаблонным и однотипным для всех детей, а глубоко индивидуальным. Ребенок неохотно берется за дело, но искренне радуется результату, тогда надо фиксировать внимание на приятных ощущениях от самостоятельно сделанного труда. Постараться не разочаровывать ребенка критическими замечаниями, если даже что-то не так. Добиться, чтобы предвкушение результата стало стимулом к активности. Найти правильную прицельную точку, с которой воздействовать на ребенка, прививая любовь к труду. И еще важно понимать, что с возрастом у ребят меняется отношение к тем формам, посредством которых их родители приучали к труду. Если малыш требует внимания и похвалы, то подросток с его угловатой застенчивостью не терпит, когда его хвалят при посторонних. Ему хочется более серьезных дел, большего доверия, он любит, когда с ним советуются, как с равным, любит работать с отцом молча и усердно, но совершенно не терпит мелочной опеки. Подростка раздражает то, что с ним обращаются, учат его как «маленького».
«Если ребенок до самого юношества не знает, откуда берутся средства семьи, если он привыкает только удовлетворять свои потребности, а не замечает потребностей других членов семьи, если растет жадным потребителем, — это и есть воспитание индивидуалиста, который потом принесет вред себе и обществу», — предостерегал нас А. С. Макаренко.
Особого внимания со стороны родителей и воспитателей заслуживает вопрос о поощрениях и наказаниях, связанных с трудовой (в том числе и учебной) деятельностью детей. Прежде всего, нужно со всей категоричностью предупредить, что наказание трудом недопустимо ни при каких обстоятельствах. Наоборот, надо создавать такие ситуации, когда труд будет дан как награда, как форма доверия. (Как ты хорошо почистил зеркало! Загляденье просто. Теперь тебе можно поручить генеральную уборку перед праздником.) Здесь мы сочетаем поощрение за хорошо сделанную работу с доверием и раскрытием новой перспективы, в которой ребенку мы предоставим шанс проявить себя с лучшей стороны, а это так нужно всем им — и большим, и маленьким. От нас, взрослых, в значительной степени зависит, какая позиция вырабатывается у детей по отношению к труду. Для разъяснения роли труда в жизни человека у семьи и школы есть много путей и средств. Это рассказ матери и отца о своих трудовых достижениях, мамины и отцовы почетные грамоты и награды, экскурсии на производство, пословицы и поговорки о труде, высказывания великих людей, телепередачи. Родитель-производственник, квалифицированный рабочий — авторитет для детей. И его слово, мнение, совет имеют особый вес. Его главная сила воздействия — личный пример, личное отношение к труду, к общественному долгу.
Подросткам свойственно стремление к творчеству, к созиданию, тяга к активному участию в трудовой деятельности взрослых. Эти побуждения возникают рано, сначала находят выход в игре. Смена игры настоящим трудом происходит не стихийно, не сама по себе. Здесь необходимы сознательные усилия со стороны родителей, школы, общественности. И осуществляется такая смена в основном в подростковом возрасте. Содержание трудовой деятельности подростков в семье существенно отличается от того, каким оно было лет 30-40 назад. Но объективная потребность в посильной помощи родителям со стороны подрастающих детей всегда была и остается, как бы ни изменялись содержание и форма этой помощи. Еще А. С. Макаренко заметил, что в воспитательном отношении «труд-забота важнее намного, чем «труд-работа». Важно не забывать, что сам по себе труд, без идущего рядом нравственного воспитания и основ профессионального образования вне целенаправленной системы педагогических мер, может остаться, как говорил А. С. Макаренко, «нейтральным процессом, не дающим положительного воспитательного эффекта». При всем многообразии содержания и организационных форм трудовая деятельность подростков является ценной в воспитательном отношении при соблюдении ряда основных требований. Прежде всего, труд подростков должен осуществляться в строгом соответствии с охраной труда несовершеннолетних. И воспитатели, и родители, организуя труд детей, обязаны знать это. В любой работе необходимо соблюдать нормы техники безопасности, гигиены труда. Здесь крайне важно соблюдать чувство меры, правильно нормировать труд, чтобы не причинить вред здоровью подростка. Нельзя поручать им пользоваться электроинструментом, если они в точности не знают инструкцию о правилах пользования им. Все необходимо учитывать воспитателю. Любая работа должна быть посильной, т. е. соответствовать уровню имеющихся у него (ребенка) знаний, умений и трудовых навыков, а также возрастным, половым и индивидуальным особенностям, степени моральной и психологической готовности. Один подросток рассеян, невнимателен, пассивен. Другой суетлив, нетерпелив — за все берется, но не доводит до конца. Третий — очень добросовестен, но не умеет рационально расходовать энергию. Четвертый — неаккуратен. Все это надо учитывать, организуя работу. Физически развитому и более сильному можно поручить работу большего объёма и сложности. Посильность труда зависит от степени подготовленности, насколько созданы необходимые условия для его выполнения. Плохой инструмент, неисправный инвентарь, сомнительного качества сырьё могут свести на нет самые пылкие стремления подростков хорошо выполнить работу и сделать её непосильной и безрадостной. Посильность не означает лёгкость. Труд не должен быть лёгким, иначе он не будет побуждать творческую мысль, учить преодолевать трудности. Посильное, но достаточно сложное задание побуждает интерес к самому процессу труда как творческому. Выполнение задания — это победа над собой прежде всего. Результат труда — это чувство удовлетворения, радости, наслаждения работой, творческого вдохновения. Безрезультатное деяние не сделает человека счастливым. Механический тренаж по выработке трудовых навыков, совершаемый ради упражнений, быстро наскучит ребятам, не вызовет интереса. К результатам труда, так же как и к самому трудовому процессу, необходимо предъявить эстетические требования. Любовь к работе немыслима без эстетического наслаждения трудовым процессом. От работника физического труда требуется работа головой, так же как от работника умственного труда. Любая работа может быть выполнена быстрее, лучше, с меньшей затратой сил и средств при соблюдении культуры труда. В процессе труда воспитываются сноровка, смекалка, выносливость, волевые усилия, дети учатся планировать свою работу. А это очень пригодится, когда ребенок, став взрослым, станет на пороге выбора своей профессии.
Помните:
«Ручной труд является огромным фактором умственного развития ребенка». (Блонский.)
«Почему радость труда является высшей нравственной ценностью? Радость труда несравнима ни с какими другими радостями. Она немыслима без чувствования красоты, но здесь красота -не только то, что получает ребенок, но, прежде всего, то, что он создает радость труда, — это красота бытия. Познавая эту красоту, ребенок переживает чувство собственного достоинства, гордость от сознания того, что трудности преодолены. Чувство радости доступно лишь тому, кто умеет напрягать силы, кто знает, что такое пот и усталость. Детство не должно быть постоянным праздником, если нет трудового напряжения, посильного для детей, для ребенка останется недоступным и счастье труда…». (В. А. Сухомлинский.)
«Одно из самых удивительных заблуждений — заблуждение о том, что счастье человека в том, чтобы ничего не делать». (Л. Н. Толстой.)