При посещении уроков других учителей с целью изучения передового педагогического опыта следует проводить анализ деятельности учителя и учащихся, форм, методов и приёмов на уроке, которые повышают их эффективность. В программу для наблюдения во время посещения урока могут быть включены следующие вопросы:
ПЛАН-ПАМЯТКА
наблюдения и анализа деятельности учителя технологии при взаимопосещении уроков
- Способы целевой установки учащихся на урок:
— характер вступления;
— разъяснение значимости изучаемого;
— примеры из практики;
— демонстрация образцов изделий, выражение доверия учащимся и т.д.
- Способы эффективного показа трудовых приёмов:
— расчленение приёма на элементы;
— замедление темпа;
— применение средств наглядности и ТСО;
— рациональное сочетание показа и слова;
— попутный контроль восприятия и т.п.
- Методические приёмы активизации учащихся:
— применение эвристической беседы;
— вопросы «продуктивного» характера;
— стимулирование активного мышления учащихся;
— стимулирование самостоятельности и творческого применения знаний и умений;
— приучение учащихся принимать собственные решения и т.д.
- Способы использования документации письменного инструктирования:
— применение документации в процессе вводного инструктажа;
— приучение учащихся самостоятельно пользоваться документацией в процессе работы;
— привлечение учащихся к самостоятельной разработке технологической документации и т.п.
- Индивидуализация процесса обучения:
— регулирование трудности и сложности учебных работ в зависимости от опыта учащихся;
— выдача дополнительных заданий наиболее успевающим учащимся;
— организация взаимопомощи учащихся;
— более частый контроль за работой «слабых» учащихся и т.п.
- Контроль и оценка учебных успехов учащихся:
— непрерывность контроля;
— сочетание текущих наблюдений и проверки работы учащихся;
— межоперационный контроль работы учащихся ;
— взаимоконтроль учащихся;
— оценочное общение учителя с учащимися;
— объективность и справедливость оценки учащихся и т.п.
- Педагогический стиль учителя:
— тон общения с учащимися;
— характер дисциплинарных замечаний;
— умение убеждать;
— умение работать с группой как с коллективом;
— характер исправления ошибок и недоработок учащихся;
— морально-психологический климат урока и т.п.
- Педагогическая техника учителя:
— оптимальность избранной структуры урока и темпа его проведения;
— владение умениями пользоваться различными средствами обучения;
— рациональность использования времени;
— быстрота принятия решений;
— техника речи;
— умение держать себя на уроке и т.п.