Программа занятий в учебных мастерских предусматривает вооружение учащихся системой политехнических знаний, умений и навыков.
Знания — это понятый и закрепленный в памяти круг технических и технологических фактов, правил, законов и теорий, способность объяснения их, исходя из более общих законов и теорий, изученных в основах наук.
Умение — способность выполнить трудовое задание с выбором и применением необходимых инструментов, правильных приемов и операций и получением положительных результатов.
Навык — усовершенствованное умение. Особенности усовершенствования состоят в том, что развивается способность выполнять сравнительно сложные действия быстро и четко; снижается чувствительность к внешним отвлекающим факторам, внимание работающего концентрируется не на процессе труда, а на его результате; устраняются излишние движения, снижается утомляемость.
Среди учителей труда, методистов и других работников народного образования распространены две точки зрения на задачи и значение трудового обучения в школе.
Сторонники первой точки зрения исходят из того, что Закон о школе уделяет первостепенное внимание вечерней и сменной школе второго этапа. А это значит, что трудовое обучение в восьмилетней школе должно дать систему знаний, умений и навыков, позволяющую закончившим восемь классов включаться в трудовую деятельность или в изучение какого-либо вида труда на предприятии. Эти товарищи проявляют заботу о том, чтобы знания, предусматриваемые программой, были достаточно прочно закреплены в памяти учащихся, чтобы изучаемые приемы и операции были сформированы на уровне закрепленных умений, чтобы у учащихся были развиты технический и технологический кругозор, чтобы была образована известная трудовая сноровка. Иначе говоря, первая группа учителей и методистов относится к кругу знаний, умений и навыков, получаемых на занятиях в мастерских, как к необходимому в жизни элементу общего образования, имеющему самостоятельное значение. Они считают также, что подобная постановка трудового обучения является наиболее эффективной и для подготовки учащихся к дальнейшему трудовому обучению в старших классах.
Сторонники второй точки зрения рассматривают все трудовое обучение как одно из главных дидактических средств всестороннего развития учащихся, и в первую очередь как важнейшее средство политехнического развития детей и подростков. Эти товарищи считают второстепенной задачей формирование отдельных, например слесарных, умений, потому что выделяемое время не позволяет придать соответствующим умениям хотя бы первоначальный профессиональный характер, а увлечение умениями, на их взгляд, приносит ущерб общему техническому развитию школьников, поскольку в этом случае в трудовое обучение чаще проникает ремесленничество. Сторонники данной концепции не считают первостепенной задачей формирование системы технических и технологических знаний и не настаивают на закреплении в памяти учащихся тех сведений, которые предусмотрены программой. По их мнению, широкий круг различных практических работ на занятиях в школьных мастерских, в условиях реализации принципа связи трудового обучения с основами наук, обеспечивает ознакомление с различными видами труда, технологическими процессами, объектами техники, а также повышает качество знаний учащихся по основам наук, в первую очередь по предметам естественно-математического цикла. В этом они видят решение задач трудового обучения в школьных мастерских.
Обе точки зрения в своем крайнем выражении не могут быть признаны правильными, хотя каждая из них включает ряд верных положений.
У сторонников первой точки зрения следует взять стремление сформировать у учащихся систему знаний по основам техники. Нельзя согласиться с концепцией «ознакомления» и отказаться от закрепления в памяти учащихся основных сведений по технике, технологии и организации производства.
В пределах выделяемого времени, в соответствии с современным состоянием методики трудового обучения, нет возможности довести умения в выполнении многих включенных в программу операций до уровня, позволяющего учащимся самостоятельно выполнять на производстве даже сравнительно простые виды труда. В результате работы в мастерских учащиеся должны знать и понимать требования к качеству отдельных работ и добиваться требуемой точности и чистоты не столько многократными упражнениями, сколько широким применением разнообразных приспособлений и специальных инструментов.
В этом отношении правы сторонники второй точки зрения, защищающие идею разностороннего технического развития.
Преподаватели труда нередко говорят, что в педагогических коллективах школ утвердилось мнение о «важных» и «неважных» предметах учебного плана. Ко вторым обычно относят труд, физическую культуру и пение. Можно было бы не говорить об этом ошибочном мнении, которое легко рассеивается при первом вдумчивом взгляде на задачи отдельных предметов, если бы из этого не следовали существенные для практики методические выводы, выражающиеся в серьезной недооценке системы знаний по труду.
К этому следует добавить еще одно обстоятельство, усугубляющее недооценку трудового обучения. Общешкольная проблема перегрузки учащихся до настоящего времени еще не нашла своего удовлетворительного решения ни в теоретических работах, ни в практике учебно-воспитательной работы школы. Естественно, любая попытка расширить объем знаний, подлежащий освоению учащимися различных классов, встречается со справедливым противодействием научных и практических работников народного образования. Отсюда стремление придать трудовому обучению сугубо практический характер. При этом имеется в виду не столько особенность содержания предмета, сколько исключение теоретического материала, требующего закрепления в памяти. Здесь также допускается ошибка, состоящая в попытке решить большую общешкольную проблему о перегрузке за счет снижения теоретического уровня трудового обучения в восьмилетней школе.
Таким образом, те работники школ, которые не придают соответствующего значения системе знаний по основам техники, которые придерживаются концепции «ознакомления», удовлетворяясь лишь самим фактом работы учащихся на занятиях в школьных мастерских в указанном выше смысле, допускают ошибку, серьезно снижают учебно-воспитательное значение трудового обучения.
Занятия в школьных мастерских носят и должны носить практический характер. Главную часть содержания составляет система практических работ, на что отводится основной объем учебного времени. Это правильно, в этом проявляется единство содержания и метода. Но в содержание занятий в мастерских входят знания по технике, технологии и организации производства. Преподаватели труда должны проявить серьезную заботу о том, чтобы у учащихся были сформированы соответствующие понятия и чтобы в их памяти были закреплены важнейшие технические сведения. Именно тогда они станут знаниями, позволяющими связать трудовое обучение с основами наук и реализовать задачи политехнического обучения. В этом состоит первая особенность трудового обучения.
В педагогической и психологической литературе уделяется большое внимание процессу формирования умений и навыков и в связи с этим содержанию понятий «умение» и «навык». При более тщательном исследовании этой проблемы, вследствие различного подхода к ее решению, высказываются противоречивые суждения. Речь идет о взаимоотношении умений и навыков, о том, что является первичным и что вторичным. Выше дано определение понятия «навык», из которого следует, что вначале формируется умение, которое, совершенствуясь в процессе упражнений, достигает уровня навыка. Однако вопрос о взаимоотношении умений и навыков требует некоторого уточнения. Об умениях и навыках часто говорят в пределах, например, одной операции и в пределах целой профессии или специальности.
Первые умения — назовем их частными — относятся к одному узкому виду труда, к одной операции.
Вторые умения — назовем их общими — связаны с широким кругом знаний и умений в выполнении многих операций и частных приемов, а также со способностью применять эти знания и умения в различных сочетаниях и в разнообразных трудовых ситуациях.
Отождествление взаимоотношения умений и навыков по отношению к общим и частным умениям может привести к ошибке.
Приведенное выше определение понятия «навык» относится к частным умениям.
Взаимосвязь общих умений и соответствующих навыков усложняется. Общие умения могут образоваться из частных усовершенствованных умений. Поэтому в данном случае первичными могут оказаться навыки, а вторичными общие умения.
В методике трудового обучения в восьмилетней школе проблема навыка в соответствии с приведенными выше соображениями выступает в первую очередь в плане трудового воспитания и значительно реже в плане освоения отдельных обработочных операций или их целого комплекса.
В процессе трудового обучения преподаватели добиваются формирования навыков правильного содержания рабочего места, продумывания плана предстоящей работы, экономного расходования материала. У учащихся постепенно воспитывается стремление выполнить порученную работу в соответствии с предъявленными техническими требованиями, красиво оформить результаты труда.
Эти навыки часто относят не к усовершенствованным умениям, а к отдельным положительным качествам личности, являющимся результатом трудового воспитания. От этого дело не меняется. Суть заключается в том, что именно эти и подобные им качества формируются у учащихся на всех этапах обучения с I по VIII класс включительно, обращаясь в навыки.
Что касается обработочных операций, то при их освоении первой задачей является формирование правильных приемов владения инструментами и на их основе — правильных умений, а также достижение понимания требований к качеству выполняемой работы. Только на основе такого понимания проявляется постоянно действующий самоконтроль, стремление учащихся использовать различные приспособления, часто восполняющие отсутствие необходимых навыков. Формирование у школьников стремления к выполнению трудового задания согласно техническим требованиям является одной из важнейших методических и воспитательных задач.
Из этого следует вторая особенность трудового обучения: при формировании трудовых умений их, как правило, не доводят до уровня навыка. Поэтому общие умения, образующиеся на основе частных, также базируются не на навыках, а на умениях, преимущественно не закрепленных достаточным количеством упражнений.
В профессионально-технических учебных заведениях круг работ, выполняемых учащимися в процессе обучения, относится непосредственно к изучаемой профессии. Так, например, если готовится слесарь-сборщик, то и объекты, изготовляемые им, относятся к кругу тех объектов, которые будут фигурировать в его производственной деятельности.
Общеобразовательная восьмилетняя школа не ставит перед собой задачи профессиональной подготовки. Главная задача восьмилетней школы — подготовить учащихся к будущей разнообразной практической деятельности. Из этого вытекает политехнический характер трудового обучения. Круг знаний и умений, получаемых учащимися в восьмилетней школе, должен явиться лишь основой для дальнейшей работы на предприятиях или в школах второго этапа. Поэтому важно, чтобы знания и умения могли быть легко применимы в разнообразных условиях и ситуациях, чтобы полученные умения и навыки могли без особого труда быть использованы при освоении различных профессий и специальностей. Именно поэтому программа занятий в школьных мастерских предусматривает изготовление множества объектов, включающих одновременно обработку металлов, древесины, пластмасс и других материалов, требующих применения различных обработочных и монтажных операций, чего нет в работах, выполняемых в профессиональных учебных заведениях. Изготовление таких объектов позволяет придать политехнический характер знаниям и умениям школьников, позволяет привить учащимся наиболее общие трудовые умения, важные для многих видов труда. Такова третья особенность трудового обучения.