Процесс обучения не может быть полноценным без контроля и учета того, как обучающиеся воспринимают, осмысливают учебный материал, как они продвигаются в обучении индустриальным технологиям.
Проверку знаний, умений и навыков учащихся выполняют с целью контроля и оценки результатов изучения программного материала, сформированности умений и навыков. Она направлена также на устранение недочетов и пробелов, имеющихся в знаниях, умениях и навыках школьников. Поэтому важно не только обнаружить эти недочеты и пробелы, не только установить, какие ошибки допускают учащиеся, но и тщательно проанализировать их причины, чтобы принять необходимые меры к устранению.
Обучение учащихся без отслеживания степени достижения необходимого уровня подготовленности — это непродуктивный процесс.
Одна из основных функций контроля качества обучения учащихся на уроках технологии — установление и оценка действительного уровня предметных компетенций. Своевременная и педагогически правильная оценка учебных успехов обучающихся играет большую стимулирующую и воспитательно-образовательную роль.
Для исключения формализма при выставлении оценок необходимо соблюдать ряд педагогических требований:
– систематичность регулярность проверки, оценки, контроля и учета знаний учащихся;
– всесторонность, заключающуюся в том, что проверка, оценка, контроль и учет охватывают: технические и технологические знания, умения и навыки в проведении лабораторных и практических работ, нравственно – волевые качества личности;
– объективность, исключающую преднамеренные субъективные оценочные суждения и выводы учителя, основанные на недостаточном изучении школьников или предвзятом отношении к некоторым из них;
– разнообразие форм проведения проверки, контроля, оценки и учета знаний, умений и навыков, обеспечивающее выполнение обучающей, воспитывающей их функций, повышение интереса учащихся к работе и ее результатам;
– индивидуальный контроль за работой каждого учащегося, не допускающий подмены результатов труда отдельного ученика итогами работы коллектива и наоборот.
Получение оценки — важный момент в жизни обучающегося, связанный со сложными переживаниями: чувством удовлетворения и радости, огорчения и разочарования. Получив оценку ниже той, которую ожидал, обучающийся размышляет, почему ему поставили именно такую оценку, анализирует свою работу, сравнивает свои результаты с результатами товарищей. Справедливая оценка оказывает большое воспитательное воздействие, и учитель обязан, умело использовать это средство, чтобы стимулировать их дальнейшие успехи в учебной деятельности. Для этого необходимо, принимая и оценивая работу обучающегося, разъяснить ему достоинства и недостатки ее, причины допущенных ошибок, указать, почему нельзя выставить более высокий балл, и дать совет, как добиться лучших показателей. При таком подходе к выставлению оценок учащийся воспринимает оценку как справедливую, помогающую ему исправить свои недостатки и устранить пробелы в знаниях, навыках и умениях.
Основными общими показателями для оценки знаний, умений и навыков обучающихся являются:
– правильность приемов работы и рациональная организация труда и рабочего места;
– соблюдение технических требований и других качественных показателей учебно-производственных работ;
– выполнение установленных количественных показателей (точности изготовления, нормы времени);
– соблюдение правил безопасности труда;
– степень самостоятельности выполнения задания.
Значение этих показателей изменяется в зависимости от характера учебно-воспитательных задач темы, отдельного задания и периода обучения. При оценке успеваемости по операционным темам основными показателями являются правильность приемов и способов работы, рациональная организация труда и рабочего места, соблюдение технических требований к качеству учебно-практических работ, правил безопасности труда. При выполнении работ комплексного характера одним из основных требований, наряду с требованиями качества и самостоятельности, является выполнение норм времени (выработки). Критерии оценок определяют только общие принципиальные пути подхода к оценке фактических достижений обучающихся. Они не дают возможности учителю точно определить, как оценивать выполненную обучающимися конкретную операцию или работу. Поэтому на операции и отдельные работы, выполняемые обучающимися, разрабатываются конкретные критерии оценки.
Как уже отмечалось, оценка должна учить и воспитывать одновременно. Если условно разъединить эти две функции, то следует отметить следующее: чтобы оценка действительно учила, она должна с предельной объективностью отражать уровень подготовленности обучающегося; чтобы оценка имела максимальное воспитательное воздействие, она помимо объективности, в определенных случаях должна быть еще перспективной, мобилизующей волю и силы обучающихся в каждой конкретной ситуации. Перспективность оценки проявляется в том, что на определенных этапах обучения слабым обучающимся, проявившим желание и настойчивость в достижении более высоких учебных успехов, учитель в ряде случаев может выставить более высокие оценки, чем они того заслуживают. Таким образом, перспективная оценка — это не любая завышенная оценка, а лишь та, которая временно отступая от объективных критериев, правильно отражает динамику развития деловых качеств обучающегося, его движение от незнания к знанию, от неумения к умению, от недобросовестности к прилежанию, к системе в работе. Перспективная оценка фиксирует не результат, а процесс, усилия обучающегося и реальную возможность успеха. Перспективную оценку как средство мотивации учебной деятельности можно использовать, лишь утвердив приоритет и незыблемость оценки объективной, без которой не может протекать ни учебный, ни воспитательный процесс. Учителя технологии должны умело использовать «политику оценки» для повышения интереса обучающихся к учебе, стимулирования их учебных успехов, внушения им веры в свои силы. В этом большую помощь могут оказать следующие рекомендации:
– оценка всегда должна «работать» на повышение качества учебы обучающихся, что возможно только при безусловной объективности мастера при ее выставлении;
– недопустимо, чтобы неудовлетворительные оценки выставлялись не за фактические результаты учебно-практических работ, а за нарушения дисциплины;
– оценка — сильный инструмент в руках учителя, но она не должна напоминать дубинку, которая висит над неуспевающим обучающимся;
– выставление оценки без объяснения — проявление педагогического бескультурья. Тактика карания двойками приводит к тому, что у обучающегося вырабатывается своеобразный иммунитет против отрицательных оценок; в конце концов, он укрепляется в мысли, что ни на что не способен;
– честность педагога не столько в том, что он поставит обучающемуся заслуженную двойку, сколько в предупреждении этой двойки.
В заключении следует отметить, что учитель технологии несет ответственность за правильность оценки успеваемости обучающихся. Это обязывает его вдумчиво и серьезно подходить всякий раз к выставлению оценки, взвешивать все данные и не допускать ошибок и случайностей.
Примерные критерии оценивания уровня технологической подготовки учащихся.
Приложения:
Критерии оценки теоретических знаний учащихся
Проверка и оценка практической работы учащихся
Критерии оценки выполнения учащимися графических заданий и лабораторно-практических работ