Раскрывая сущность форм и методов обучения в школьных мастерских, важно сначала выяснить понятие об общих методах или системах трудового обучения, о которых упоминалось во II главе. В отличие от других учебных предметов в трудовом обучении применяются общие методы, или, как их называют, системы, пронизывающие весь процесс обучения. Наиболее известными из них являются предметная, операционная и операционно-комплексная системы. Суть этих систем состоит в следующем.
Трудовое или производственное обучение по предметной системе строится на основе изготовления отдельных предметов, располагаемых в ряд от простых к сложным. Программа обучения в этой системе строится в логике изготовления отдельных предметов нарастающей трудности. В результате учащиеся приобретают систему знаний и умений, соответствующих изучаемой профессии или специальности.
Операционная система строится на изучении отдельных операций, безотносительно к изготовляемому предмету. Изучив ряд операций, обеспечивающих изготовление законченного изделия, учащиеся приступают к производительному труду. В этой системе программа строится в логике отдельных операций.
Операционно-комплексная система обучения объединяет положительные стороны первой и второй систем.
В профессионально-технических учебных заведениях принята сейчас операционно-комплексная система обучения. Она включает тренировку учащихся в выполнении отдельных движений и приемов работы, постепенное сочетание их в операции, последовательное изучение и усвоение нескольких основных операций и, наконец, комплексное применение их для изготовления типичных для данной профессии изделий, сначала более простых, затем более сложных. Таким образом ученики постепенно овладевают кругом знаний, умений и навыков, соответствующих требованиям квалификационной характеристики.
Занятия по труду в школе, как указывалось выше, решают задачи политехнического обучения и трудового воспитания, психологической подготовки к труду, а не профессионального образования.
Этому соответствует и их содержание и выделенное для них учебное время. Поэтому система обучения на занятиях в учебных мастерских не может полностью копировать учебный процесс, принятый в профессионально-технических училищах.
В школьных учебных мастерских в настоящее время принята так называемая операционно-предметная система обучения, по своему существу весьма близкая к операционно- комплексной. Если обратиться к ныне действующей программе трудового обучения, то легко заметить, что она построена в логике изучения отдельных операций. Например, программа предусматривает изучение в V классе пиления, строгания, соединения деталей с помощью гвоздей и шурупов, отделку и т. д. Однако вследствие стремления придать труду учащихся общественно полезный характер упражнение школьников в выполнении отдельных операций осуществляется в процессе изготовления отдельных предметов: бытовых изделий, различных учебных пособий, приборов, макетов и т. д. В объяснительной записке к программе указывается, что современная система трудового обучения построена таким образом, чтобы свести к минимуму отдельные упражнения школьников вне изготовления полезных пещей. Вот почему система трудового обучения в школе названа условно операционно-предметной.