Учет — это контроль хода обучения, освоения учащимися знаний и умений, предусмотренных программой. В результате учета преподаватель выясняет объем и качество знаний и умений, усвоенных учащимися.
Учет осуществляется в процессе проверки и оценки знаний и умений школьников.
Задача проверки не исчерпывается определением состояния учебно-воспитательной работы и ее результатов. Проверка является сама по себе определенным звеном учебно-воспитательного процесса, так как сопровождается повторением и закреплением учебного материала, устранением недочетов в знаниях и умениях учащихся, воспитанием у них культуры труда, приучением к контролю, к добросовестному отношению к труду.
Учет знаний школьников тесно связан с планированием занятий по труду. Если работа в мастерских правильно спланирована, то она будет посильна учащимся, ибо усложнение заданий происходит постепенно и каждый следующий урок основывается на знаниях и умениях, полученных на предыдущем. Проверяя и оценивая знания и умения учащихся, учитель труда анализирует успехи и недостатки его педагогической деятельности и намечает меры совершенствования методики обучения. В результате анализа учитель делает вывод и о степени правильности построения урока, доступности объяснений и т. д., что служит важным фактором повышения его квалификации.
Оценка знаний и умений по труду, так же как и по другим предметам, ведется постоянно на всех этапах обучения. Учету подлежит выполнение программы, объем и качество знаний и умений, а также посещаемость занятий.
Для этого учитель постоянно проверяет знания по основам техники и технологии;
- качество работы, насколько ее результаты отвечают техническим требованиям;
- правильность приемов работы, соблюдение правил техники безопасности и содержания рабочего места;
- умение применять знания на практике;
- степень самостоятельности в работе;
- время, затраченное на выполнение трудовой задачи, или, что то же, выполнение учебных норм времени.
Названные объекты проверки и образуют основную систему критериев оценок.
Перед учителем труда постоянно возникают вопросы: что следует проверять, что следует оценивать? Какими нормами необходимо руководствоваться при оценке знаний и умений учащихся? Наконец, какова методика проверки и оценки знаний и умений учащихся?
Проверка — это деятельность учителя по контролю за ходом учебно-воспитательной работы, за успехами учащихся.
Оценка — это определение качества знаний и умений учащихся, проводимое по пятибалльной системе и выражающееся отметкой (баллом).
Проверка и оценка взаимосвязаны. Тем не менее оценка является лишь одним из звеньев проверки. Достаточно указать на тот факт, что количество оценок у каждого ученика, как правило, не превышает 4—6 в четверть. Между тем учитель многократно проверяет деятельность ученика на каждом занятии. Нередко после занятий можно увидеть учителя труда, просматривающего результаты работы группы на предыдущем занятии. Он внимательно проверяет качество объектов (завершенных или незавершенных) и анализирует общий успех группы и отдельных учащихся. В данном случае его еще не интересует оценка. Он проверяет ход усвоения отдельных приемов и операций, выясняет, насколько работы удовлетворяют техническим требованиям, какие ошибки являются типичными, что надо предупредить, на что следует обратить внимание школьников. Из этого примера ясна особенность проверки и ее отличие от оценки.
Итак, что следует проверять? Проверяются все звенья учебно-воспитательной работы. Проверяются знания и умения, предусмотренные программой, проверяется отношение учащихся к труду, их способность к работе в коллективе, отдельные навыки культуры труда, проявление технического творчества, развитие конструкторских способностей, развитие трудовой сноровки и др.
В результате проверки учитель намечает пути устранения недочетов в обучении и воспитании школьников. Иногда задают вопрос: как следует понимать проверку результатов воспитания? Результаты обучения проверяются путем устного опроса, проверки работ школьников, путем постановки контрольных работ и многими другими способами.
Результаты воспитания, например отношение учащихся к труду, способность работать в коллективе, уровень организационных навыков, отношение к материалам и инструментам и другие качества, проверяются путем организации таких условий, в которых должно проявиться соответствующее качество или соответствующий навык школьника. Некоторые из них проверяются в результате постоянного наблюдения школьников в процессе выполнения трудовых задач индивидуально или в составе звеньев. Однако часто учителю приходится продумывать такие условия и такие задания, в которых проявились бы не только знания и умения, но и отношение ученика к тому или иному явлению. Так, учитель школы № 315 Москвы А. Г. Катков при организации занятий по моделированию одновременно в двух мастерских поручил ученику Сергею Н. помочь звену, изготовлявшему модель вертолета. Работа над данной моделью велась в мастерской по обработке древесины, в которой учитель бывал сравнительно мало времени. Во время занятий он заходил сюда на 3—5 минут посмотреть, как работают мальчики, имеются ли какие-либо затруднения.
А. Г. Каткова интересовала не только необходимость оказания практической помощи звену, но и деятельность Сергея Н. в данной ситуации. Сергею удалось с достаточной скромностью рассказать учащимся о поручении учителя и очень добросовестно помочь отстающему звену. При этом помощь выразилась не только в том, что он сам начал опиливать деревянную болванку корпуса, но и в том, что он очень ловко и уверенно распределял работу между членами звена, избежав каких-либо возражений и споров. Все звено дружно и весьма уплотненно работало вместе с Сергеем.
Можно привести примеры, хорошо известные учителям труда, когда подобное задание учителя реализуется менее успешно. Анализ причин такого рода неудач или отдельных недочетов дает учителю серьезную пищу для размышлений о воспитательной работе на уроках труда.
Итак, повторяем, учету и проверке подлежат все знания и умения учащихся, а также результаты их воспитания.
Следует постоянно помнить основные требования к проверке знаний и умений учащихся: во-первых, индивидуальность и всесторонность, во-вторых, систематичность и своевременность и, наконец, в-третьих,. объективность. Выполнение последнего нередко требует от учителя известного напряжения воли. Очень часто на методических объединениях можно услышать рассказы учителей об использовании оценки в качестве инструмента поощрения и порицания. Учитель завышает балл школьнику, проявившему старательность, хотя и не достигшему необходимых результатов. И, наоборот, нередко снижается балл ученику, предъявившему хорошую работу, но нарушившему дисциплину, сломавшему инструмент и т. д. Очевидно, в данных случаях имеет место отступление от требования объективности оценки. Допустимо ли это? Надо стараться, чтобы оценки соответствовали результатам проверки.
Дидактика учит, что единство результатов проверки и оценки еще не означает их тождественности. Действительно оценка (отметка) имеет ряд других функций, в том числе и функцию поощрения и порицания. Проверка же должна дать объективную картину состояния знаний и умений группы и развития успехов каждого учащегося. Следовательно, в тех случаях, а их должно быть возможно меньше, когда из педагогических соображений учитель несколько отступает от объективной оценки знаний и умений ученика, он должен добиться в ближайшем будущем определенного результата, к которому он стремился, снижая или завышая оценку. Во всех случаях такая «необъективная» оценка в педагогическом понимании является временной и в недалеком будущем должна быть компенсирована рядом объективных оценок. Тог учитель, который позволяет себе несколько раз необъективно оценить работу ученика, допускает серьезную ошибку. Такие оценки не дают ожидаемых педагогических результатов и могут принести лишь вред.
Различают текущий, периодический и итоговый учет знаний и умений учащихся.
Некоторые учителя перед концом каждого занятия предлагают учащимся поочередно показать выполненную сегодня работу. Осмотрев ее, они ставят оценку в журнал и сообщают ее ученику. Такая постоянная проверка результатов труда школьников полностью себя оправдывает. Что касается оценок, то их полезнее выставлять периодически за выполнение задания в целом или его основной части, причем в этом не должно быть шаблона. Можно часто пользоваться устной оценкой без занесения балла в журнал.
Полезно практиковать оценку ответов учащихся у доски с внесением отметки в журнал. Это один из видов текущей проверки и оценки знаний учащихся.
К периодическому учету относится проверка и оценка работ (обычно одного, двух изделий), связанных с изучением темы. Итоговыми проверками являются контрольные работы в V—VII классах или зачетные работы восьмиклассников.
Контрольные работы проводятся в течение одного занятия, зачетные—10—14 занятий.
Наконец, важно периодически предлагать учащимся технические задачи. Они раскрывают не только уровень знаний и умений, но и дают возможность проявить техническую догадку, сметку, показать умение творчески использовать накопленные знания по основам техники и технологии, а также по основам наук.
В зависимости от содержания контрольной работы она может ставиться с предварительным объяснением учителя и без него, лишь с точной формулировкой задания.
Можно ли указать нормы производительности, точности и чистоты обработки, которые могли бы служить основой для объективной проверки и оценки знаний и, в особенности, умений учащихся V—VIII классов? Исследования ряда учителей и методистов привели к созданию некоторых обоснованных норм, о которых написан ряд статей в методических журналах и в руководствах для учителей.
Тем не менее, на наш взгляд, все эти весьма интересные и важные результаты на современном этапе развития методики трудового обучения могут помочь учителю лишь планировать работу, ориентировочно наметить время для изготовления выбранного предмета, но не вооружают его данными для проверки и оценки. Разнообразие объектов работы на занятиях в учеб- ных мастерских, различное состояние оборудования, применяемых инструментов и материалов затрудняет централизованное нормирование учебных работ. Учителю придется полагаться здесь на личный опыт, который образуется в результате наблюдения работы многих учащихся, мальчиков и девочек различных параллельных классов, в условиях выполнения одного и того же трудового задания. Анализ результатов работы многих школьников обнаруживает так называемые средние работы, лучшие и худшие. Подобный подход достаточно объективен и не имеет отношения к вопросу о необъективности оценки, о котором сказано выше.
Оценка знаний и умений учащихся на занятиях в мастерских ведется учителем на базе норм, лично им принятых на основе опыта работы.
Переходя во время занятий от одного рабочего места к другому, учитель нередко высказывает свое мнение о качестве работ учащихся. Следует иметь в виду, что это необходимо делать с определенной осторожностью и тактом. Известно, что мнение учителя весьма авторитетно для школьников. Иногда небольшое поощрение может серьезно поддержать учащегося, закрепить в нем веру в свои силы и возможности. Напротив, резко отрицательная оценка способна на длительный срок вывести ученика из уверенного состояния, необходимого для успешного труда.
Беседуя с учащимися, учитель находит в их работе положительные и отрицательные моменты. О тех и других он высказывает свое мнение без восторженных похвал и без резких осуждений. Тем самым обеспечиваются правильные взаимоотношения учителя с учащимися и высокое уважение к его суждениям.
В тех случаях, когда выполняется коллективная работа (звеном или всей группой), оценка результата коллективного труда не должна заслонять работу отдельных его членов. Наблюдая работу учащихся, учитель может оценить работу каждого из них над порученной частью общего задания. Принимая, например, работу звена, учитель оценивает работу отдельных учащихся в соответствии с их фактическими знаниями и умениями.
К проверке и оценке знаний и умений относятся отчетные весенние выставки работ учащихся. Показ изделий на выставке является одним из видов поощрения учеников. Учитель должен проследить за тем, чтобы все экспонаты были сохранены и по закрытии выставки переданы по назначению.