Тема 1. Учреждения профессионального образования.
Государственные образовательные стандарты
Сегодня вы учитесь в школе и получаете общее образование. В нашей стране общее образование является обязательным и бесплатным для каждого гражданина. Общее образование — это первая ступень на пути построения профессиональной карьеры. После окончания школы встает вопрос, куда пойти учиться и получать профессию? На первый взгляд это не так трудно, в Интернете много информации об учебных заведениях и специальностях, можно посоветоваться с родителями или старшими товарищами.
Однако ситуация на рынке образовательных услуг чрезвычайно нестабильна. В последние годы произошли значительные изменения:
- появилось большое количество негосударственных учебных заведений профессионального образования;
- учебные заведения профессионального образования объединяются, меняют названия и значительно расширяют направления деятельности;
- появляются новые специальности и направления подготовки;
- некоторые специальности перестают существовать;
- существенно изменились правила приема в учебные заведения (в связи с введением ЕГЭ).
Вопросы получения качественного образования стоят наиболее остро, так как большое количество дипломированных специалистов и по окончании учебных заведений не обладают необходимыми профессиональными навыка-ми. Увеличилось количество мошенников в профессиональном образовании, которые не только не выполняют обещаний по обеспечению документами об образовании государственного образца, но и зачастую предлагают образовательные услуги, не связанные с реально существующими профессиями и специальностями.
Для того чтобы выбрать качественное профессиональное образование и не совершить ошибку, необходимо иметь представление о системе профессионального образования в РФ.
Обратимся к схеме «Система профессионального образования»:
Общественные организации — это различные объединения, которые существуют для того, чтобы совершенствовать систему профессионального образования, анализируют существующие проблемы в образовании, дают рекомендации, проводят консультации и т.д. К ним относятся такие организации, как совет директоров средних учебных заведений, совет ректоров, различные попечительские советы в учебных заведениях.
Органы управления образованием — контролирующие органы, различные комитеты, департаменты, министерства и т.д.
Образовательные программы профессионального образования определяют уровень квалификации и профессиональной компетенции. Каждая образовательная программа имеет свои преимущества. Выбирая уровень образования для себя, нужно ориентироваться не на то, что сейчас популярно, а на то, что подойдет именно вам.
Начальное профессиональное образование ориентировано на приобретение человеком практических навыков и умений, большинство профессий на этом уровне образования связано с физическим трудом, это та называемые рабочие профессии, например: токарь, слесарь, автомеханик наладчик. Также программы начального профессионального образования позволяют получить профессии сферы сервиса: администратор, продавец консультант, кассир, повар, секретарь.
Среднее профессиональное образование дает возможность приобретения практических навыков и умений, а также теоретической подготовки по выбранной специальности. Программы среднего профессионального образования готовят специалистов среднего звена: техников, технологов, бухгалтеров, учителей начальных классов, машинистов.
Высшее профессиональное образование дает возможность приобретения фундаментальных теоретических знаний по выбранной специальности или направлению, по основным гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам, информационным технологиям. Навыки, полученные в области высшего профессионально образования, являются навыками высокого уровня и имеют значительную область применения.
Послевузовское профессиональное образование позволяет повышать профессиональную квалификацию на базе высшего профессионального образования, может быть получено в аспирантуре (адъюнктуре), ординатуре и интернатуре.
Среди учебных заведений начального профессионального образования — профессиональные училища и лицеи. В последние годы отношение в обществе к учреждениям начального профессионального образования резко ухудшилось, считается, что в ПТУ идет только тот, кто не способен учиться. Связано это и с неуважением к физическому труду в целом, по-тому, что быть рабочим не модно, не престижно. Но в то же время всем известно, что именно на рабочих кадрах держится производство. Ни одна отрасль промышленности не обходится без хорошего станочника, наладчика, монтажника. В нашей стране сейчас большое внимание уделяется развитию производства, поэтому подготовка квалифицированных рабочих является одной из приоритетных задач. Во многих регионах России существуют специальные программы по развитию учреждений начального профессионального образования, профессиональные лицеи и училища оснащены по последнему слову техники. Закончив училище, не обязательно идти работать на завод, так как это лишь первая ступень профессионального образования, после которой можно пойти и в колледж, и в вуз. В учреждениях начального профессионального образования существуют профессии, не связанные с производством, такие как фотограф, реставратор, печник, профессии сферы сервиса: водитель, автомеханик, продавец.
В чем отличие профессионального училища от лицея? Любая рабочая профессия имеет определенный разряд квалификацию, чем выше квалификация, тем выше заработная плата. Училище выпускает рабочих второго-третьего разрядов, лицей может выпускать рабочих четвертого разряда, то есть профессиональный лицей дает более высокий уровень профессионального образования.
Основные преимущества учреждений начального профессионального образования заключаются в том, что они готовят специалистов по рабочим профессиям и профессиям сферы сервиса, востребованным на рынке труда (то есть трудоустройство будет гарантировано), прием осуществляется без экзаменов, обучение бесплатное.
Учебные заведения среднего профессионального образования— техникумы и колледжи — реализуют программы среднего профессионального образования, которые существуют базового и повышенного уровня.
Среднее профессиональное образование имеет целью подготовку специалистов среднего звена, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования. Рассмотрим разницу в реализуемых образовательных программах учреждений среднего профессионального образования.
После окончания учебного заведения среднего профессионального образования можно приступить к трудовой деятельности по полученной специальности либо продолжить обучение в вузе по сокращенной про-грамме (в случае, если это повышение уровня образования по полученной специальности) или на общих основаниях (в случае выбора другой специальности).
К учреждениям среднего профессионального образования также относятся музыкальные, педагогические, медицинские училища.
Основные преимущества учреждений среднего профессионального образования: оптимальное сочетание практических навыков и теоретических знаний, возможность получения высшего профессионального образования в сокращенные сроки, возможность приступить к трудовой деятельности по специальности в более раннем возрасте, востребованность специальностей на рынке труда, возможность поступить на бюджетное отделение, цена обучения на договорной основе значительно ниже, чем в вузе. Обратимся к рассмотрению учреждений высшего профессионального образования.
Высшие учебные заведения профессионального образования являются наиболее популярными среди абитуриентов всех регионов. Большинство выпускников и их родителей считают необходимым получение любого высшего образования. Однако статистика Центров занятости и кадровых агентств свидетельствует о том, что более половины выпускников вузов не работают впоследствии по специальности. По некоторым направлениям подготовки работу найти почти невозможно. Поэтому выбирать вуз необходимо очень внимательно, собирая максимум доступной информации.
Основные преимущества учреждений высшего профессионального образования в том, что они дают возможность получения профессиональных навыков, умений и знаний, расширения кругозора и повышения общекультурного уровня, занятий научно-исследовательской деятельностью, а также знакомства с передовыми разработками в области будущей профессиональной деятельности
Все учреждения профессионального образования готовят учащихся и специалистов в рамках государственных образовательных стандартов (ГОС).
Государственный образовательный стандарт определяет единство образовательного пространства Российской Федерации, преемственность основных образовательных программ начального общего, основного обще-го, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования, требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям а также требования к результатам освоения основных образовательных программ.
Итоги
Система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность взаимодействующих преемственных образовательных про-грамм различных уровня и направленности, федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований, сети реализующих их образовательных учреждений и научных организаций, органов управления образованием и подведомственных им учреждении и организаций, объединений юридических лиц, общественных и государственно-общественных объединений, осуществляющих деятельность в области образования.
Каждая ступень профессионального образования имеет свои преимущества, что позволяет каждому выпускнику подобрать учебное заведение профессионального образования в соответствии со своими интересами и возможностями.