Характеристика уровней усвоения учебной информации (по В.П. Беспалько) | ||
Уровень усвоения | Название уровня | Характеристика уровня |
0 (нулевой) | Понимание | Отсутствие у обучающегося опыта (знаний) в конкретном виде деятельности. Вместе с тем понимание свидетельствует о его способности к восприятию новой информации, т.е. о наличии обучаемости |
I | Узнавание |
Наличие ответа в задании: да/нет, выбор правильного ответа, выбор ответов на соответствие вопросам;
Обучающийся выполняет каждую операцию деятельности, опираясь на описание действия, подсказку, намек (репродуктивное действие) |
II | Воспроизведение | Обучающийся самостоятельно воспроизводит и применяет информацию в ранее рассмотренных типовых ситуациях, при этом его деятельность является репродуктивной |
III | Применение | Способность обучающегося использовать приобретенные знания и умения в нетиповых ситуациях; в этом случае его действие рассматривается как продуктивное |
IV | Творчество | Обучающийся, действуя в известной ему сфере деятельности, в непредвиденных ситуациях создает новые правила, алгоритмы действий, т.е. новую информацию; такие продуктивные действия считаются настоящим творчеством |
Упомянутые критерии и уровни усвоения знаний нашли широкое применение в педагогической практике и в научных целях при оценке качества усвоения знаний школьниками.
Каждый человек в процессе обучения и последующей трудовой деятельности достигает определённого уровня мастерства, которое можетбыть соотнесено с определённым уровнем освоения:
- при усвоении на первом уровне — это ученик или любитель;
- на втором – профессионал — исполнитель;
- на третьем — эксперт;
- на четвёртом — творец.
Ученический (первый) уровень деятельности – начальный уровень освоения деятельности в процессе восхождения к мастерству в некоторой области. Это также начальный уровень обучения вообще и его соответственно называют уровнем знакомства. Главная особенность усвоения на этом уровне — неспособность ученика самостоятельно, без помощи извне (подсказка, инструкция, алгоритм) воспроизводить и применять усвоенную информацию. Использование тестов с выбором ответа из предложенной серии ответов – типичный пример деятельности на первом уровне, поскольку предлагаемые на выбор ответы становятся подсказкой и деятельность учащегося состоит в узнавании и правильном ответе ранее усвоенной информации. Деятельность такого же уровня выполняет ученик, если он нуждается в устной или письменной инструкции, чтобы решить задачу или выполнить практическое действие.
Исполнительский (второй) уровень усвоения — уровень воспроизведения по памяти ранее усвоенной информации и способен применять усвоенные алгоритмы деятельности (без помощи извне) для решения типовых задач. Никакой новой информации на этом уровне деятельности не создаётся, а только буквально воспроизводится то, что ранее было заучено.
Экспертный (третий) уровень деятельности – уровень высоко квалифицированной профессиональной деятельности, достижение которого позволяет решать широкий круг нетиповых (реальных) задач. Нетиповые задачи требуют комбинирования известных алгоритмов и приёмов деятельности, эвристического (комбинаторного) мышления, которое позволяет необычным образом использовать известную информацию при решении неизвестных ранее задач. Эвристические решения, как правило, сопровождаются развёрнутым обсуждением возможных альтернатив и экспериментированием. Деятельность на этом уровне обогащает личный опыт ученика новой только для него информацией, повышая его профессиональное мастерство.
Творческий (четвёртый) уровень деятельности — предполагает способность ученика добывать объективно новую информацию благодаря своей уникальной одарённости к данному виду деятельности и эффективной подготовке к ней. У всех на слуху имена всемирно известных творцов новых научных теорий и технических устройств, таких как Эйнштейн или Эдисон. Творцы всегда создают объективно новую информацию, которая позволяет человечеству продвигаться по пути социального прогресса.
Четыре уровня усвоения образуют естественную лестницу мастерства, по которой все мы карабкаемся всю свою жизнь, каждый в своей области деятельности и каждый с различным успехом, иногда надолго застревая на отдельных её ступеньках.
Классификация тестов по уровням освоения деятельности
Уровень усвоения
|
Структура теста | |
Характер задания
|
Характер эталона выполнения задания
|
|
1 уровень – выборочные
|
На опознание (альтернативные), когда обучающийся на основе изучения предложенного объекта дает заключение о соответствии его вопросу, опознает его.
На различение, когда из нескольких предложенных объектов обучающийся должен выделить те, о которых его спрашивают, т. е. вопрос с несколькими ответами в произвольном порядке, из которых один или несколько правильные.
На соотнесение (классификацию), когда требуется правильно соотнести объекты с их характеристиками и свойствами, т. е. несколько вопросов и несколько правильных ответов на них. |
Эталонная альтернатива.
Код соотнесения вопроса и правильного ответа (ответов).
Коды соотнесения вопросов и правильных ответов.
|
2 уровень – воспроизведение
|
На подстановку — текст или формула, чертеж или схема с пропуском слов, фраз, букв, чисел, линий, элементов и т. п.
Конструктивные — предусматривают, что обучающиеся должны самостоятельно конструировать ответ, принимать решения, воспроизводить формулировки, давать характеристику, анализ изученного явления, выполнить чертеж, эскиз, график, вывести формулу и т. п.
Типовые задачи — условия, данные, собственно задание.
|
Пропущенные слова, фразы, буквы, числа, элементы схемы и т. п. и соответствующие коды правильных ответов.
Правильные ответы на поставленные вопросы, задания с выделением операций.
Рациональная последовательность решения задачи с выделением существенных операций. |
3 уровень – эвристические
|
Задания, требующие самостоятельного преобразования знаний для решения нетиповых задач. | Варианты рационального выполнения заданий эвристического характера. |
4 уровень – творческие
|
Задания, требующие творческого применения знаний — на конструирование, рационализацию, модернизацию и т. п. | Варианты решения или описание сущности, принципа рационального выполнения задания. Эталонные эскизы, схемы, конструкции и т. п. |