uchutrudu.ru
uchutrudu.ru
  • О проекте
  • Концепция предметной области «Технология» 2019
  • Методика занятий в школьных мастерских
  • Охрана труда и техника безопасности
  • Тестирование
  • Презентации
  • Творческие проекты
  • Всероссийская олимпиада
  • XXIII Международная НПК
  • Всероссийская конференция «Технологическое образование»
  • Дополнительные материалы
  • Родителям и учащимся
  • Азбука профориентации
  • Здоровье
  • Записи
  • Задать вопрос
  • Обучение безопасности труда
  • Видеокурсы по 3D моделированию

uchutrudu.ru

Сайт учителя технологии — просто о сложном!

uchutrudu.ru
  • О проекте
  • Концепция предметной области «Технология» 2019
  • Методика занятий в школьных мастерских
  • Охрана труда и техника безопасности
  • Тестирование
  • Презентации
  • Творческие проекты
  • Всероссийская олимпиада
  • XXIII Международная НПК
  • Всероссийская конференция «Технологическое образование»
  • Дополнительные материалы
  • Родителям и учащимся
  • Азбука профориентации
  • Здоровье
  • Записи
  • Задать вопрос
  • Обучение безопасности труда
  • Видеокурсы по 3D моделированию

Задачи и содержание технического моделирования

  • Как учили в СССР

Одной из главных задач трудового обучения является воспи­тание у учащихся творческого отношения к труду. Как указы­валось выше, основой коммунистического воспитания, формиро­вания всесторонне развитой личности является творческий труд. Поэтому в объяснительной записке к программам трудо­вого обучения в восьмилетней школе указывается, что в процес­се занятий в школьных мастерских должно быть уделено серь­езное внимание творчеству школьников, развитию их техниче­ского мышления и конструкторских способностей.

В результате реализации программ учащиеся восьмилетней школы должны получить довольно широкий круг политехниче­ских знаний и умений.

Тем не менее учителя труда и методисты продолжают про­являть беспокойство о содержании и главным образом о харак­тере трудового обучения и политехнического образования в вось­милетней школе. Анализ труда передовых рабочих — членов бригад коммунистического труда, новаторов промышленности и сельского хозяйства, анализ содержания и тенденций техниче­ского прогресса показывает, что вооружение учащихся техни­ческими и сельскохозяйственными знаниями и умениями есть лишь необходимое, но не достаточное условие подготовки школь­ников к жизни.

Главная особенность трудовых достижений передовиков и новаторов производства состоит в том, что эти достижения явля­ются результатом творческого совершенствования организации труда, применяемой техники и технологии. Основой их трудовых достижений, как правило, является не интенсификация мускуль­ных затрат. Именно техническое и агротехническое творчество как проявление коммунистического отношения к труду, посто­янное искание новых путей и средств повышения производи­тельности труда является характерной особенностью передовых людей производства.

Следовательно, наших учащихся нужно не только вооружать общеобразовательными и политехническими знаниями и умения­ми, но и воспитывать у них стремление творчески решать пред­лагаемые трудовые задачи на основе полученных знаний и умений.

Содержание занятий в учебных мастерских позволяет почти на всех уроках воспитывать у учащихся творческое отношение к труду, развивать технический кругозор и конструкторские спо­собности.

Передовые учителя труда реализуют эти возможности, по­буждая школьников самостоятельно составлять технологические планы работы, выбирать материалы, инструменты, решать зада­чи о наиболее выгодном раскрое материалов, о конструкции де­талей и их соединений, о способах отделки поверхностей и т. д.

Однако эти возможности значительно расширяются на клас­сных и внеклассных занятиях по техническому моделированию. В массовых школах и в школах-интернатах имеются условия для эффективного развития данного вида учебно-воспитательной работы.

Как известно, политехническое обучение имеет целью озна­комление учащихся с важнейшими отраслями производства и наиболее распространенными орудиями труда. Применительно к производствам, связанным с механической обработкой древе­сины, металлов и других материалов, с которыми учащиеся зна­комятся на занятиях в учебных мастерских, раскрытие и кон­кретизация сведений о производстве состоит в том, что школь­никам систематически разъясняется, как на фабриках и заводах решаются вопросы о том, что делать, т. е. каким должен быть предмет труда, каким требованиям он должен удовлетворять, как его делать, т. е. какими способами и средствами ведется из­готовление предмета и как при этом организован труд людей. Иначе говоря, учащиеся постепенно получают сведения о том, как создается конструкция изделия, как разрабатывается техно­логия его изготовления и какая для этого требуется техника, а также как организовано производство. Эта идея пронизывает все содержание занятий в учебных мастерских, отражая поли­технический характер трудового обучения.

Однако перед каждым разделом, перед каждой темой про­граммы трудового обучения ставятся свои частные дидактиче­ские задачи, в том числе и частные задачи, относящиеся к озна­комлению учащихся с производством. Первые два раздела — изучение приемов обработки древесины и металлов — призва­ны вооружить учащихся технологическими знаниями и умения­ми, в частности знаниями и умениями в выполнении обработоч­ных операций. В процессе их изучения и освоения учитель си­стематически разъясняет, как .аналогичные операции выполня­ются на промышленных предприятиях с помощью машин, как особенности инструментов, применяемых в мастерских, нашли отражение в рабочих органах технологических машин, что об­щего в различных режущих инструментах, как они видоизменя­ются в связи с обработкой различных материалов и т. д. Одно­временно учитель рассказывает, как трудятся рабочие. Все эти и многие другие вопросы относятся к технологии и должны от­ветить на один общий вопрос: как обрабатывают материалы, изготовляют отдельные части изделия, собирают их, отделыва­ют их поверхности? В процессе занятий в учебных мастерских по первому и второму разделам (обработка древесины, обра­ботка металлов) вопрос о конструировании предметов труда почти не рассматривается, так как в соответствии с выделяе­мым временем основные усилия учителя и учащихся направ­лены на формирование первоначальных умений. Именно по­этому методика рекомендует вести работу по первым двум разделам с возможно полными чертежами. Разбор их, ознакомь ление учащихся с конструкцией предмета, подлежащего из­готовлению, ведется преимущественно в технологическом плане:

На занятиях по техническому моделированию перед учащи­мися возникает другой, принципиально отличный вопрос: каким должен быть предмет, какова его конструкция? На этих заня­тиях первой дидактической задачей является обучение элемен­там конструирования, развитие конструкторских способностей школьников, а второй — закрепление технологических знаний и умений.

Как указывалось выше, почти все занятия в учебных мастер­ских позволяют развивать техническое творчество школьников. Однако значительно большие возможности в этом отношении появляются на занятиях по техническому моделированию. Пред­мет труда учащихся требует большой интеллектуальной работы не только для его изготовления, но и для предварительного вы­яснения принципа действия модели, ее устройства, а затем для конструирования, настройки, наладки и получения требуемого эффекта.

В системе трудового обучения невозможно да и нет надобно­сти знакомить учащихся более глубоко посредством моделирования с отдельными областями техники, например с авиатехни­кой, судостроением, радиотехникой и т. д.

Центральной задачей является ознакомление учащихся с ме­тодами реализации технических идей. Тем не менее изготовле­ние технических моделей, учебных пособий и приборов знако­мит учащихся с новыми объектами техники и расширяет их тех­нический кругозор.

Техническое моделирование является весьма благоприятным. содержанием, позволяющим постепенно ставить перед школь­никами сначала более простые, затем более сложные задачи по самостоятельному конструированию деталей, узлов и объектов в целом. Наконец, техническое моделирование, вследствие осо­бенности его содержания, позволяет удачно связывать трудовое обучение с другими учебными предметами. Для выяснения прин­ципа действия технической модели, прибора или пособия и для их изготовления учащийся вынужден привлечь знания, получен­ные на уроках физики, химии, математики, черчения и других предметов.

Исходя из сказанного, на техническое моделирование возла­гаются следующие задачи:

  1. Развитие технического мышления и конструкторских спо­собностей учащихся.
  2. Закрепление знаний и умений, полученных в процессе изу­чения технологии обработки древесины, металлов и электромон­тажа, путем творческого применения этих знаний и умений в разнообразных сочетаниях и жизненных ситуациях.
  3. Создание благоприятных условий для установления связи между трудовым обучением и преподаванием основ наук.

Содержание технического моделирования определено в про­грамме трудового обучения. В примерном перечне объектов ра­боты для каждого класса перечислены 7—10 моделей, из кото­рых учитель отбирает 1—2 для изготовления на занятиях в мас­терских. Однако учитель может наметить и другие работы, не названные в программе, но близкие к указанным в перечнях по трудности их выполнения. Обычно, выбирая объект для модели­рования, учитель продумывает, как организовать занятия, фрон­тально или звеньями, как объяснить учащимся моделируемые объекты техники, принципы их действия, их устройство и зна­чение в народном хозяйстве. Далее заготавливаются чертежи и необходимые рисунки. При фронтальном изготовлении модели учитель вычерчивает чертежи на доске. При работе звеньями может потребоваться несколько различных чертежей. Затем продумывается содержание объяснения устройства и принципа действия модели, порядок изготовления отдельных деталей, спо­собы их соединения между собой и отделки поверхностей. На­конец, продумывается способ наладки и регулировки модели и ее испытания.

Отбор содержания технического моделирования в учебных мастерских связан с решением вопроса о дидактических меро­приятиях, подводящих учащихся к самостоятельной работе над моделью, пособием, прибором, разъясняющих методы конструи­рования деталей, узлов и моделей.

В соответствии с задачами технического моделирования его содержание должно позволить применять и закреплять ранее освоенные знания и умения по обработке материалов, а также знания и умения по физике, математике и другим учебным пред­метам.

В связи с этим возникает вопрос о допустимости и целесооб­разности выполнения работ, связанных с теоретическим мате­риалом, изучаемым на более поздних этапах обучения. Напри­мер, можно ли и полезно ли моделировать в V—VI классах объ­екты, включающие электромонтажные работы? Практика пока­зывает, что можно и очень полезно, при соответствующей подго­товке школьников. Некоторое количество работ, предваряющих изучение данного вопроса в курсе, например, физики, химии или математики, вполне допустимо.

В качестве примера можно привести элементарные электро­монтажные работы даже в IV классе. Они строятся на основе использования сухих батарей КБС для карманных фонарей, маловольтных лампочек и соответствующей арматуры. Дети изго­тавливают модель светофора, модели различных осветителей, монтируют электрический звонок и другие аналогичные объек­ты. Несмотря на то что в начальных классах дети не полу­чают сведений об электричестве и его применении, работы по электромонтажу с карманными батареями, маленькими элек­трическими двигателями и электромонтажным материалом имеют очень большое образовательное и воспитательное зна­чение.

Наконец, решая вопрос о содержании технического модели­рования, необходимо учитывать количество времени, выделяе­мого для работы по данному разделу. Программой по труду на техническое моделирование выделяется в каждом классе от 12 до 20 часов. Следовательно, отбираемые работы и методы их проведения должны обеспечить их успешное завершение в пла­нируемые сроки и решение поставленных перед техническим мо­делированием задач.

Программой трудового обучения не предусмотрено объясне­ние учащимся значения моделирования в науке и технике. Наш опыт показывает, что подобные сведения в элементарной форме необходимо давать школьникам начиная с V класса. Это позво­ляет повысить интерес к занятиям по техническому моделиро­ванию и расширить политехническое значение этой работы.

Приступая к моделированию, учитель рассказывает, что дан­ный метод широко распространен во многих областях науки и техники. Детям в большинстве случаев известно, что качество вновь спроектированных судов и самолетов сначала проверяется на моделях. Без такой проверки было бы неразумно сразу стро­ить дорогостоящие суда, самолеты, ракеты, плотины, турбины и другие объекты техники. Следует подчеркнуть, что модель по­зволяет увидеть такие достоинства и недостатки объекта, кото­рые трудно обнаружить в «настоящих» самолете, судне, турби­не и др.

В VII классе полезно рассказать учащимся, что моделирова­ние во многих случаях является одним из этапов подготовки производства. Известно, что именно подготовка производства связана с конструированием предмета изготовления. В процес­се подготовки производства машины или прибора разрабатыва­ются чертежи, технология, конструируются инструменты, при­способления, специальные агрегаты. Для выяснения вопроса о том, насколько удачна конструкция машины или отдельных ее узлов, нередко строятся и испытываются модели. В школьной практике при ознакомлении с организацией подготовки произ­водства на фабриках и заводах учащиеся в качестве практиче­ских работ будут изготовлять модели технических объектов (машин, приборов), будут конструировать детали, узлы или объекты в целом, наконец, будут решать отдельные технические задачи.

Таким образом, краткие сведения о моделировании как о ме­тоде, применяемом при конструировании, должны войти в со­держание объяснений на занятиях в мастерских.

Рекомендуется прочесть похожие записи:

  1. Методика занятий в учебных мастерских в СССР
  2. Подготовка учащихся к работе по техническому моделированию
  3. Проведение занятий с техническим моделированием
  4. Учет и оценка знаний и умений учащихся
Техническое моделирование
5 июля, 2016 admin

Навигация по записям

Подготовка учащихся к работе по техническому моделированию → ← Должностные обязанности заведующего мастерской

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Рубрики

  • Без категории
  • В каждой шутке есть доля шутки
  • Видео
  • Воспитание
  • Как учили в СССР
  • Личные финансы
  • Материально-техническое обеспечение
  • Методика обучения
  • Повышение квалификации
  • Семейная экономика
  • Современное технологическое образование
  • Творческий проект
  • Тесты
  • Техника безопасности
  • Участие в олимпиадах и конкурсах
  • ФГОС
  • Это интересно
    • Азбука профориентации
    • Здоровье
  • О проекте
  • Концепция предметной области «Технология» 2019
  • Методика занятий в школьных мастерских
  • Охрана труда и техника безопасности
  • Тестирование
  • Презентации
  • Творческие проекты
  • Всероссийская олимпиада
  • XXIII Международная НПК
  • Всероссийская конференция «Технологическое образование»
  • Дополнительные материалы
  • Родителям и учащимся
  • Азбука профориентации
  • Здоровье
  • Записи
  • Задать вопрос
  • Обучение безопасности труда
  • Видеокурсы по 3D моделированию
Работает на WordPress | тема SG Window