uchutrudu.ru
uchutrudu.ru
  • О проекте
  • Концепция предметной области «Технология» 2019
  • Методика занятий в школьных мастерских
  • Охрана труда и техника безопасности
  • Тестирование
  • Презентации
  • Творческие проекты
  • Всероссийская олимпиада
  • XXIII Международная НПК
  • Всероссийская конференция «Технологическое образование»
  • Дополнительные материалы
  • Родителям и учащимся
  • Азбука профориентации
  • Здоровье
  • Записи
  • Задать вопрос
  • Обучение безопасности труда
  • Видеокурсы по 3D моделированию

uchutrudu.ru

Сайт учителя технологии — просто о сложном!

uchutrudu.ru
  • О проекте
  • Концепция предметной области «Технология» 2019
  • Методика занятий в школьных мастерских
  • Охрана труда и техника безопасности
  • Тестирование
  • Презентации
  • Творческие проекты
  • Всероссийская олимпиада
  • XXIII Международная НПК
  • Всероссийская конференция «Технологическое образование»
  • Дополнительные материалы
  • Родителям и учащимся
  • Азбука профориентации
  • Здоровье
  • Записи
  • Задать вопрос
  • Обучение безопасности труда
  • Видеокурсы по 3D моделированию

Как воспитать любовь к труду

  • Воспитание

Г.М. Райсвих

КАК ВОСПИТАТЬ ЛЮБОВЬ К ТРУДУ.

Трудиться, выбрав дело по душе, — такое же естественное со­стояние, как жить и дышать. И одно из главнейших качеств, кото­рое мы должны воспитать в детях, — это любовь и уважение к тру­ду, готовность трудиться. Труд должен стать жизненной потребно­стью будущего гражданина. Как и любое другое нравственное качество, трудолюбие формируется в процессе воспитания, слож­ном и многогранном. Воспитание трудолюбия потребует от воспи­тателя большого терпения, знания возрастной физиологии, особен­ностей личности ребенка. Основы трудолюбия закладываются в семье. Подражание — важнейший мотив, побуждающий детей к ак­тивной деятельности. Наблюдение за трудом взрослых, рождает у ребенка желание делать то же самое. Не погасить это желание — главная задача родителей, если они хотят вырастить своего ребенка трудолюбивым.

Центральным моментом, определяющим появление любви к труду — трудолюбия как неотъемлемого качества личности человека, является УСПЕХ. Именно, успех на­полняет сердце ребенка радостью, вызывает прилив энергии, жела­ние снова взяться за дело. Вот почему родители должны стремить­ся не просто привить трудовые навыки детям, но и следить, чтобы ребенок видел результат своего труда, пользу от него. Желание по­вторить успех, вновь ощутить радостное чувство, рождает потреб­ность в труде. С этого момента ребенок работает,  потому что его не только вынуждают к труду внешние обстоятельства, труд стал для него жизненной потребностью, удовлетворением его непосред­ственных влечений.

Посеешь привычку — пожнешь характер. А. С. Макаренко пи­сал: «Я требую, чтобы детская жизнь была организована как опыт, воспитывающий определенную группу привычек. Он имел в виду выработку у человека таких форм поведения, чтобы в конкретных ситуациях у него возникла потребность поступить так, а не иначе. Под группой привычек он подразумевал санитарно-гигиенические, нравственные, культурное поведение, привычные способы мышле­ния, рассуждения и, конечно, трудовые привычки — привычное по­ложительное отношение к любому трудовому усилию. Потреб­ность в деятельности — особенность психического развития ребен­ка. Познавая мир, он стремится действовать в нем. Но между тягой к деятельности и трудолюбием дистанция огромна. Задача родите­лей и педагогов состоит в том, чтобы эту природную склонность, которая является лишь предпосылкой трудолюбия, путем опреде­ленных педагогических мер преобразовать в одно из важнейших качеств личности. Как это сделать? Вернемся снова к привычкам, которые, согласно известной поговорке, являются «второй нату­рой» человека.

Воспитание привычки к труду — дело хлопотное, легких и бы­стрых результатов здесь ждать не следует. Любовь к труду можно воспитать только в труде, всякий труд связан с преодолением не­умений, с усилием, усталостью и напряжением. Только преодоле­вая трудности и неумения, ребенок постепенно находит удовлетво­рение. Получилось! До сих пор не получалось, а теперь получи­лось! Приобретено еще одно умение. Это очень важный момент в эмоциональной жизни ребенка, который нельзя оставить без вни­мания. Разделите с ребенком его восторг и радость.

Начинать трудовое воспитание надо с самообслуживания. Сколько надо терпения, чтобы усвоить эту непростую науку: по­вторять изо дня в день, пока ребенок не научится правильно оде­ваться, с каждым днем все быстрей, сноровистей, постепенно при­обретая автоматизм, благодаря которому энергии тратится меньше, а неприятные эмоции исчезают вовсе. Так же дела обстоят с пуго­вицами, крючками, застежками, шнурками. Всему его нужно тер­пеливо учить, пока не привыкнет. Взять такое немудреное дело, как умывание. Скользкое мыло все время вырывается из рук, вода льется в рукав и на одежду, полотенце не слушается. Наберитесь терпения, покажите пять, десять раз, как нужно сложить ладошки лодочкой, чтобы вода не вылилась, как нужно наклониться над умывальником, чтобы не облиться. Объясните все спокойно и лас­ково. А игрушки в доме! Их можно обнаружить в самых неожи­данных местах. А виноваты взрослые. Нужно не только напоми­нать ребенку, что их надо убирать в специально отведенное место, но и помогать ребенку, пока не появится привычка делать это са­мостоятельно. То же самое и с одеждой. Пришел из школы — сам повесил пальто на вешалку. Перед сном аккуратно повесил одежду или сложил на стул.

С возрастом сфера самообслуживания растет. К 5-ти годам ре­бенка уже надо приучать стелить свою постель и заправлять. Нау­чить ребенка пришить пуговицу, помочь маме убраться в доме и т. д. Делать «взрослые дела» поможет сказочная Золушка, умная мама или дальновидная бабушка непременно прочитают эту сказку своей дочке-внучке. А если сами мама и бабушка работают по дому весело, легко, что смотреть со стороны приятно, то и ребенок уви­дит в этом не тяжкую повинность, а желание сделать дом уютным, чистым, радостным. «Глаза страшатся, а руки делают» — такая лю­бимая поговорка бабушки вселит уверенность в ребенка, подбод­рит его и нацелит на успех.

Бытовой труд, формирующий трудовые привычки, не должен носить эпизодический характер. Нужна системность. У детей в се­мье и школе должны быть постоянные обязанности, они воспиты­вают ответственность. С годами перечень обязанностей растет, они усложняются. Мама все сделает быстрее и лучше, но дочка полу­чит полезный и важный навык. С каждым днем она будет делать это лучше и тщательней. Ребенок будет гордиться своими умения­ми, ревниво относиться к тому, если вдруг кто-то из домашних начнет вытирать пыль или поливать цветы. Потом эта девочка пой­дет в школу, ее не нужно будет принуждать держать в чистоте тет­ради и учебники. Она усвоила, что обязанности — это нечто важное, необходимое, нельзя их не выполнять. Навыки играют огромную роль жизни человека и составляют более 90 % всех действий, кото­рые он совершает. Благодаря навыкам мы можем работать, зани­маться творчеством, потому что они освобождают наш ум от необходимости обдумывать каждую деталь движения. Вот почему, вы­рабатывая у ребенка трудовые привычки путем постоянных упражнений и повторений, надо развивать навыки в той или иной деятельности, пока не приобретется автоматизм в движениях и действие не будет выполняться механически, при незначительном контроле со стороны сознания. Навыки закрепляют трудовую при­вычку. Без них она вообще не может появиться. Ведь не секрет, что некоторые наши дети не умеют постирать носки, почистить кар­тошку, сделать простейшие покупки. Плохую услугу оказали такие мамы своим детям, заботливо оберегая их от домашних обязанно­стей. Они, как правило, становятся предметом насмешек в школе, их неприспособленность в быту поражает.

Есть такое слово «надо». Неумолимое, требовательное, как приказ самому себе. Через «не могу»; через «не хочу». Тех, кто имеет привычку делать не то, что в данный момент хочется, а то, что надо, обычно уважают, считают сильными, волевыми, надеж­ными людьми. Среди трудовых привычек — эта самая главная. Уде­лить внимание развитию этой привычки с самого раннего возраста просто необходимо. Как это сделать? Да как обычно: все начинает­ся с мелочей. Сначала мы уберем игрушки, а потом пойдем гулять. Сначала «надо», потом «хочу». Это предпосылка воспитания воли. В жизни есть множество примеров, когда люди благодаря усилиям воли, добивались невозможного. Мы восхищаемся людьми, которые умеют преодолеть себя. Пре­одолеть страх, боль, лень, тяжелые условия. Почему они такие? Почему одни могут, а другие нет? Почему одни теряются, панику­ют, падают духом, а другие, напротив, делаются собранными, бы­стро ориентируются в сложной обстановке, ведут за собой?

Возьмем, например, школьный труд. Как все охотно идут в первый класс, как дети радуются и гордятся новым званием — ученик. Нет и не может быть детей, которые не хотели бы учиться с самого начала учения. Неумение трудиться проявляется с пер­вых дней, такого ребенка сразу видно. Его трагедия в том, что ро­дители не научили его трудолюбию, неумение трудиться порож­дает апатию, лень. Каждое новое звено в этой цепи пороков ста­новится все крепче, и разрывать его все труднее. «Вырастет — всему научится. Еще наработается на своем веку!» — говорит иная мать. Но как она не права. Трудолюбие просто так, ниоткуда, са­мо собой не возьмется. А без него в жизни не обойтись ни одному человеку. Это неотъемлемое качество личности. Многие сомне­ваются, что потребность в труде можно воспитать. Можно и нуж­но и под силу каждому, если он хочет вырастить полезного обще­ству и самому себе человека. А все начинается с воспитания при­вычек. Пока ребенок мал, ему трудно принуждать себя или подавлять желания, только терпение, воля и настойчивость роди­телей помогают ему совершать те или иные волевые действия. Необходимо уже в первые годы учебы закрепить в сознании ре­бенка, что учеба — труд, требующий волевых усилий, внимания, настойчивости и дисциплины. Вот и настал черед трудолюбия вообще перенести на основную «ведущую деятельность» ребен­ка — на учебу. Одним словом, трудовые привычки являются ус­тойчивой формой поведения человека и накладывают на него оп­ределенный отпечаток. Кстати, слово «отпечаток», в переводе с греческого означает «характер».

«Дети гораздо менее склонны  к лени, чем взрослые, и если не­которая часть этого деятельного настроения не направляется на полезные вещи, то в этом следует винить взрослых». (Локк.)

Можно ли лодыря сделать трудолюбивым? Конечно, если чело­век уже вырос в лени, то перевоспитать его трудно. Очень много значит личный пример воспитателя, основанный на требовательно­сти и правильной организации жизни семьи или школы. Доброта, забота о человеке, потребность доставлять радость другим — вот основной мотив, побуждающий ребенка к труду. Трудолюбие плюс доброта — тот удивительный комплекс, который поднимает челове­ка на моральную высоту.

Если ребенок желает что-то сделать, он непременно должен начать. Эта истина простая: начать, продолжить, завершить. Эти этапы неравнозначны и требуют разных психических усилий. Ино­гда камнем преткновения служит последний этап — завершения, а кому-то труднее всего начать дело. Дети сильно отличаются друг от друга именно по этому признаку. По приказу все исполнят, а самостоятельно палец о палец не ударят, а иным нужны жесткие рамки дисциплины, чтобы отогнать лень. Что такое лень? Каковы ее психологические основы? Что это? Чувство или свойство лично­сти? Всегда ли это результат порочного воспитания?

Нам всем иногда просто необходимы расслабление, покой, от­дых. Значит, биологическую составляющую лени мы определили. А если праздность и лень превращены в самоцель, приобретают самодовлеющую составляющую?

Воспитание трудолюбия должно быть не шаблонным и одно­типным для всех детей, а глубоко индивидуальным. Ребенок не­охотно берется за дело, но искренне радуется результату, тогда на­до фиксировать внимание на приятных ощущениях от самостоя­тельно сделанного труда. Постараться не разочаровывать ребенка критическими замечаниями, если даже что-то не так. Добиться, чтобы предвкушение результата стало стимулом к активности. Найти правильную прицельную точку, с которой воздействовать на ребенка, прививая любовь к труду. И еще важно понимать, что с возрастом у ребят меняется отношение к тем формам, посредством которых их родители приучали к труду. Если малыш требует вни­мания и похвалы, то подросток с его угловатой застенчивостью не терпит, когда его хвалят при посторонних. Ему хочется более серь­езных дел, большего доверия, он любит, когда с ним советуются, как с равным, любит работать с отцом молча и усердно, но совер­шенно не терпит мелочной опеки. Подростка раздражает то, что с ним обращаются, учат его как «маленького».

«Если ребенок до самого юношества не знает, откуда берутся средства семьи, если он привыкает только удовлетворять свои по­требности, а не замечает потребностей других членов семьи, если растет жадным потребителем, — это и есть воспитание индивидуа­листа, который потом принесет вред себе и обществу», — предосте­регал нас А. С. Макаренко.

Особого внимания со стороны родителей и воспитателей за­служивает вопрос о поощрениях и наказаниях, связанных с трудо­вой (в том числе и учебной) деятельностью детей. Прежде всего, нужно со всей категоричностью предупредить, что наказание тру­дом недопустимо ни при каких обстоятельствах. Наоборот, надо создавать такие ситуации, когда труд будет дан как награда, как форма доверия. (Как ты хорошо почистил зеркало! Загляденье про­сто. Теперь тебе можно поручить генеральную уборку перед праздником.) Здесь мы сочетаем поощрение за хорошо сделанную работу с доверием и раскрытием новой перспективы, в которой ре­бенку мы предоставим шанс проявить себя с лучшей стороны, а это так нужно всем им — и большим, и маленьким. От нас, взрослых, в значительной степени зависит, какая позиция вырабатывается у детей по отношению к труду. Для разъяснения роли труда в жизни человека у семьи и школы есть много путей и средств. Это рассказ матери и отца о своих трудовых достижениях, мамины и отцовы почетные грамоты и награды, экскурсии на производство, послови­цы и поговорки о труде, высказывания великих людей, телепереда­чи. Родитель-производственник, квалифицированный рабочий — авторитет для детей. И его слово, мнение, совет имеют особый вес. Его главная сила воздействия — личный пример, личное отношение к труду, к общественному долгу.

Подросткам свойственно стремление к творчеству, к созида­нию, тяга к активному участию в трудовой деятельности взрослых. Эти побуждения возникают рано, сначала находят выход в игре. Смена игры настоящим трудом происходит не стихийно, не сама по себе. Здесь необходимы сознательные усилия со стороны роди­телей, школы, общественности. И осуществляется такая смена в основном в подростковом возрасте. Содержание трудовой деятель­ности подростков в семье существенно отличается от того, каким оно было лет 30-40 назад. Но объективная потребность в посиль­ной помощи родителям со стороны подрастающих детей всегда была и остается, как бы ни изменялись содержание и форма этой помощи. Еще А. С. Макаренко заметил, что в воспитательном отношении «труд-забота важнее намного, чем «труд-работа». Важно не забывать, что сам по себе труд, без идущего рядом нравственно­го воспитания и основ профессионального образования вне целе­направленной системы педагогических мер, может остаться, как говорил А. С. Макаренко, «нейтральным процессом, не дающим положительного воспитательного эффекта». При всем многообра­зии содержания и организационных форм трудовая деятельность подростков является ценной в воспитательном отношении при со­блюдении ряда основных требований. Прежде всего, труд подрост­ков должен осуществляться в строгом соответствии с охраной тру­да несовершеннолетних. И воспитатели, и родители, организуя труд детей, обязаны знать это. В любой работе необходимо соблю­дать нормы техники безопасности, гигиены труда. Здесь крайне важно соблюдать чувство меры, правильно нормировать труд, что­бы не причинить вред здоровью подростка. Нельзя поручать им пользоваться электроинструментом, если они в точности не знают инструкцию о правилах пользования им. Все необходимо учиты­вать воспитателю. Любая работа должна быть посильной, т. е. соот­ветствовать уровню имеющихся у него (ребенка) знаний, умений и трудовых навыков, а также возрастным, половым и индивидуаль­ным особенностям, степени моральной и психологической готов­ности. Один подросток рассеян, невнимателен, пассивен. Другой суетлив, нетерпелив — за все берется, но не доводит до конца. Тре­тий — очень добросовестен, но не умеет рационально расходовать энергию. Четвертый — неаккуратен. Все это надо учитывать, организуя работу. Физически развитому и более сильному можно поручить работу большего объёма и сложности. Посильность труда зависит от степени подготовленности, насколько созданы необходимые условия для его выполнения. Плохой инструмент, неисправный инвентарь, сомнительного качества сырьё могут свести на нет самые пылкие стремления подростков хорошо выполнить работу и сделать её непосильной и безрадостной. Посильность не означает лёгкость. Труд не должен быть лёгким, иначе он не будет побуждать творческую мысль, учить преодолевать трудности. Посильное, но достаточно сложное задание побуждает интерес к самому про­цессу труда как творческому. Выполнение задания — это победа над собой прежде всего. Результат труда — это чувство удовлетворения, радости, наслаждения работой, творческого вдохновения. Безре­зультатное деяние не сделает человека счастливым. Механический тренаж по выработке трудовых навыков, совершаемый ради уп­ражнений, быстро наскучит ребятам, не вызовет интереса. К ре­зультатам труда, так же как и к самому трудовому процессу, необ­ходимо предъявить эстетические требования. Любовь к работе не­мыслима без эстетического наслаждения трудовым процессом. От работника физического труда требуется работа головой, так же как от работника умственного труда. Любая работа может быть выпол­нена быстрее, лучше, с меньшей затратой сил и средств при соблю­дении культуры труда. В процессе труда воспитываются сноровка, смекалка, выносливость, волевые усилия, дети учатся планировать свою работу. А это очень пригодится, когда ребенок, став взрос­лым, станет на пороге выбора своей профессии.

Помните:

«Ручной труд является огромным фактором умственного раз­вития ребенка». (Блонский.)

«Почему радость труда является высшей нравственной ценно­стью? Радость труда несравнима ни с какими другими радостя­ми. Она немыслима без чувствования красоты, но здесь красота -не только то, что получает ребенок, но, прежде всего, то, что он создает радость труда, — это красота бытия. Познавая эту кра­соту, ребенок переживает чувство собственного достоинства, гордость от сознания того, что трудности преодолены. Чувство радости доступно лишь тому, кто умеет напрягать силы, кто знает, что такое пот и усталость. Детство не должно быть по­стоянным праздником, если нет трудового напряжения, посильно­го для детей, для ребенка останется недоступным и счастье тру­да…». (В. А. Сухомлинский.)

«Одно из самых удивительных заблуждений — заблуждение о том, что счастье человека в том, чтобы ничего не делать». (Л. Н. Толстой.)

 

 

Рекомендуется прочесть похожие записи:

  1. Учите детей любить труд
  2. Почему нужно приучать ребёнка к труду с ранних лет?
  3. Игрушки — средство воспитания трудолюбия
  4. Правовые основы использования детского труда в школе
Трудолюбие
27 июля, 2016 admin

Навигация по записям

Учите детей любить труд → ← Проверка тестов

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Рубрики

  • Без категории
  • В каждой шутке есть доля шутки
  • Видео
  • Воспитание
  • Как учили в СССР
  • Личные финансы
  • Материально-техническое обеспечение
  • Методика обучения
  • Повышение квалификации
  • Семейная экономика
  • Современное технологическое образование
  • Творческий проект
  • Тесты
  • Техника безопасности
  • Участие в олимпиадах и конкурсах
  • ФГОС
  • Это интересно
    • Азбука профориентации
    • Здоровье
  • О проекте
  • Концепция предметной области «Технология» 2019
  • Методика занятий в школьных мастерских
  • Охрана труда и техника безопасности
  • Тестирование
  • Презентации
  • Творческие проекты
  • Всероссийская олимпиада
  • XXIII Международная НПК
  • Всероссийская конференция «Технологическое образование»
  • Дополнительные материалы
  • Родителям и учащимся
  • Азбука профориентации
  • Здоровье
  • Записи
  • Задать вопрос
  • Обучение безопасности труда
  • Видеокурсы по 3D моделированию
Работает на WordPress | тема SG Window