Научно-исследовательская деятельность –
это форма работы, осуществляемая учащимся под руководством научного руководителя. Как правило, ученик решает достаточно малую, но самостоятельную исследовательскую задачу, результат которой не планируется заранее и, следовательно, оказывается пусть незначительным, но шагом вперед в развитии научного направления (образовательной области, сферы деятельности).
Научно-исследовательской работой занимаются проблемные группы, организованные в рамках предпрофильных и профильных направлений. Это уже не массовая, а индивидуальная, даже «ювелирная» работа.
Годичный цикл подготовки для участия на конференциях и конкурсах включает в себя следующие основные мероприятия:
1) определение главных задач научным руководителем и приоритеты на текущий год (сентябрь);
2) набор «игроков», выбор рабочих тем, постановка целей (сентябрь-октябрь);
3) общее собрание научных руководителей: обсуждение и корректировка тем с учетом трендов, конкурсных требований, тематики общешкольных проектов и др. (октябрь);
4) собрания учеников, обсуждение и финальная корректировка тем, целей, задач (октябрь-ноябрь);
5) цикл семинаров-практикумов и тренингов публичных выступлений (ноябрь-декабрь);
6) школьный тур защиты с выдвижением победителей на внешние конференции и конкурсы (январь, после каникул);
7) рабочее собрание научных руководителей: анализ школьного тура;
8) предзащита – для победителей школьного тура;
9) цикл консультаций и тренингов;
10) показательные защиты победителей и призеров различных уровней на уроках, факультативных и клубных занятиях;
11) общешкольный «парад победителей»: презентация лучших защит (с участием родителей, попечителей, младших учеников, приглашенных гостей);
12) завершающее собрание научных руководителей: подведение итогов, поощрение.
Одним из главных требований к исследовательским работам учащихся становится их проектный характер, предполагающий наличие практической части: собственного творческого продукта. При этом «практичность» не надо понимать слишком буквально: это вовсе не обязательно конкретная и осязаемая «вещь», имеющая прикладное значение (скажем, буклет со списком рекомендаций, дизайн-макет или видеофильм).
Сколько школьных научных исследований «погорело» из-за непонимания сути «проектной» составляющей!.. В данном случае она требует наличия самостоятельной гипотезы и авторского способа ее обоснования: творческим продуктом вполне может считаться нетрадиционный ракурс исследования, привлечение и классификация не изученного ранее материала, собственная трактовка образов, литературная обработка и т.п.
Известно, что «нет ничего практичнее, чем хорошая теория» (Курт Левин). А на практике получается, что слабая работа, снабженная кустарным видеороликом или аляповатой брошюркой, выигрывает у самобытного, глубокого исследования, не имеющего пресловутой «проектной части»! Вот и «ваяют» горемычные авторы анкеты для опроса 30-ти одноклассников, какие-то раскладушки с фотографиями или буклетики в 5-ти экземплярах, чтобы набрать заветные баллы…
Необходимо сделать проектную часть максимально осмысленной и полезной для самого исследователя, его ровесников и всего школьного сообщества.
Принцип продуктности научно-исследовательской деятельности реализуется в различных формах: результатом работы проблемной группы или творческой студии могут быть тематические номера школьной газеты, сборники первых научных опытов, публичные отчеты-презентации, выставки дизайн-проектов, разработки занятий (в том числе дистанционных) и т.д.
Переход к новым, более эффективным, методам стимулирования массовой проектно-исследовательской работы учащихся потребовал проведения серии обучающих семинаров, тренингов и открытых дискуссий. Здесь могут помочь родители – представители родительского и попечительского советов: привлечение специалистов из сферы науки, бизнеса, журналистики, управления.
Социальные и научно-исследовательские проекты, необходимые в основной и старшей школе как воздух, учат старшеклассников основам проектного менеджмента и научного исследования. Кроме того, они способны принести реальную общественную пользу, а для каждого участника – стать осязаемым успехом, первой ступенькой в профессиональной карьере.
(из статьи «Как мы изобретали велосипед, или организация проектно-исследовательской работы в гимназии «Корифей»).
М.Калужская, к.п.н.,
научный руководитель Гимназии № 210,
г. Екатеринбург