Одной из главных задач трудового обучения является воспитание у учащихся творческого отношения к труду. Как указывалось выше, основой коммунистического воспитания, формирования всесторонне развитой личности является творческий труд. Поэтому в объяснительной записке к программам трудового обучения в восьмилетней школе указывается, что в процессе занятий в школьных мастерских должно быть уделено серьезное внимание творчеству школьников, развитию их технического мышления и конструкторских способностей.
В результате реализации программ учащиеся восьмилетней школы должны получить довольно широкий круг политехнических знаний и умений.
Тем не менее учителя труда и методисты продолжают проявлять беспокойство о содержании и главным образом о характере трудового обучения и политехнического образования в восьмилетней школе. Анализ труда передовых рабочих — членов бригад коммунистического труда, новаторов промышленности и сельского хозяйства, анализ содержания и тенденций технического прогресса показывает, что вооружение учащихся техническими и сельскохозяйственными знаниями и умениями есть лишь необходимое, но не достаточное условие подготовки школьников к жизни.
Главная особенность трудовых достижений передовиков и новаторов производства состоит в том, что эти достижения являются результатом творческого совершенствования организации труда, применяемой техники и технологии. Основой их трудовых достижений, как правило, является не интенсификация мускульных затрат. Именно техническое и агротехническое творчество как проявление коммунистического отношения к труду, постоянное искание новых путей и средств повышения производительности труда является характерной особенностью передовых людей производства.
Следовательно, наших учащихся нужно не только вооружать общеобразовательными и политехническими знаниями и умениями, но и воспитывать у них стремление творчески решать предлагаемые трудовые задачи на основе полученных знаний и умений.
Содержание занятий в учебных мастерских позволяет почти на всех уроках воспитывать у учащихся творческое отношение к труду, развивать технический кругозор и конструкторские способности.
Передовые учителя труда реализуют эти возможности, побуждая школьников самостоятельно составлять технологические планы работы, выбирать материалы, инструменты, решать задачи о наиболее выгодном раскрое материалов, о конструкции деталей и их соединений, о способах отделки поверхностей и т. д.
Однако эти возможности значительно расширяются на классных и внеклассных занятиях по техническому моделированию. В массовых школах и в школах-интернатах имеются условия для эффективного развития данного вида учебно-воспитательной работы.
Как известно, политехническое обучение имеет целью ознакомление учащихся с важнейшими отраслями производства и наиболее распространенными орудиями труда. Применительно к производствам, связанным с механической обработкой древесины, металлов и других материалов, с которыми учащиеся знакомятся на занятиях в учебных мастерских, раскрытие и конкретизация сведений о производстве состоит в том, что школьникам систематически разъясняется, как на фабриках и заводах решаются вопросы о том, что делать, т. е. каким должен быть предмет труда, каким требованиям он должен удовлетворять, как его делать, т. е. какими способами и средствами ведется изготовление предмета и как при этом организован труд людей. Иначе говоря, учащиеся постепенно получают сведения о том, как создается конструкция изделия, как разрабатывается технология его изготовления и какая для этого требуется техника, а также как организовано производство. Эта идея пронизывает все содержание занятий в учебных мастерских, отражая политехнический характер трудового обучения.
Однако перед каждым разделом, перед каждой темой программы трудового обучения ставятся свои частные дидактические задачи, в том числе и частные задачи, относящиеся к ознакомлению учащихся с производством. Первые два раздела — изучение приемов обработки древесины и металлов — призваны вооружить учащихся технологическими знаниями и умениями, в частности знаниями и умениями в выполнении обработочных операций. В процессе их изучения и освоения учитель систематически разъясняет, как .аналогичные операции выполняются на промышленных предприятиях с помощью машин, как особенности инструментов, применяемых в мастерских, нашли отражение в рабочих органах технологических машин, что общего в различных режущих инструментах, как они видоизменяются в связи с обработкой различных материалов и т. д. Одновременно учитель рассказывает, как трудятся рабочие. Все эти и многие другие вопросы относятся к технологии и должны ответить на один общий вопрос: как обрабатывают материалы, изготовляют отдельные части изделия, собирают их, отделывают их поверхности? В процессе занятий в учебных мастерских по первому и второму разделам (обработка древесины, обработка металлов) вопрос о конструировании предметов труда почти не рассматривается, так как в соответствии с выделяемым временем основные усилия учителя и учащихся направлены на формирование первоначальных умений. Именно поэтому методика рекомендует вести работу по первым двум разделам с возможно полными чертежами. Разбор их, ознакомь ление учащихся с конструкцией предмета, подлежащего изготовлению, ведется преимущественно в технологическом плане:
На занятиях по техническому моделированию перед учащимися возникает другой, принципиально отличный вопрос: каким должен быть предмет, какова его конструкция? На этих занятиях первой дидактической задачей является обучение элементам конструирования, развитие конструкторских способностей школьников, а второй — закрепление технологических знаний и умений.
Как указывалось выше, почти все занятия в учебных мастерских позволяют развивать техническое творчество школьников. Однако значительно большие возможности в этом отношении появляются на занятиях по техническому моделированию. Предмет труда учащихся требует большой интеллектуальной работы не только для его изготовления, но и для предварительного выяснения принципа действия модели, ее устройства, а затем для конструирования, настройки, наладки и получения требуемого эффекта.
В системе трудового обучения невозможно да и нет надобности знакомить учащихся более глубоко посредством моделирования с отдельными областями техники, например с авиатехникой, судостроением, радиотехникой и т. д.
Центральной задачей является ознакомление учащихся с методами реализации технических идей. Тем не менее изготовление технических моделей, учебных пособий и приборов знакомит учащихся с новыми объектами техники и расширяет их технический кругозор.
Техническое моделирование является весьма благоприятным. содержанием, позволяющим постепенно ставить перед школьниками сначала более простые, затем более сложные задачи по самостоятельному конструированию деталей, узлов и объектов в целом. Наконец, техническое моделирование, вследствие особенности его содержания, позволяет удачно связывать трудовое обучение с другими учебными предметами. Для выяснения принципа действия технической модели, прибора или пособия и для их изготовления учащийся вынужден привлечь знания, полученные на уроках физики, химии, математики, черчения и других предметов.
Исходя из сказанного, на техническое моделирование возлагаются следующие задачи:
- Развитие технического мышления и конструкторских способностей учащихся.
- Закрепление знаний и умений, полученных в процессе изучения технологии обработки древесины, металлов и электромонтажа, путем творческого применения этих знаний и умений в разнообразных сочетаниях и жизненных ситуациях.
- Создание благоприятных условий для установления связи между трудовым обучением и преподаванием основ наук.
Содержание технического моделирования определено в программе трудового обучения. В примерном перечне объектов работы для каждого класса перечислены 7—10 моделей, из которых учитель отбирает 1—2 для изготовления на занятиях в мастерских. Однако учитель может наметить и другие работы, не названные в программе, но близкие к указанным в перечнях по трудности их выполнения. Обычно, выбирая объект для моделирования, учитель продумывает, как организовать занятия, фронтально или звеньями, как объяснить учащимся моделируемые объекты техники, принципы их действия, их устройство и значение в народном хозяйстве. Далее заготавливаются чертежи и необходимые рисунки. При фронтальном изготовлении модели учитель вычерчивает чертежи на доске. При работе звеньями может потребоваться несколько различных чертежей. Затем продумывается содержание объяснения устройства и принципа действия модели, порядок изготовления отдельных деталей, способы их соединения между собой и отделки поверхностей. Наконец, продумывается способ наладки и регулировки модели и ее испытания.
Отбор содержания технического моделирования в учебных мастерских связан с решением вопроса о дидактических мероприятиях, подводящих учащихся к самостоятельной работе над моделью, пособием, прибором, разъясняющих методы конструирования деталей, узлов и моделей.
В соответствии с задачами технического моделирования его содержание должно позволить применять и закреплять ранее освоенные знания и умения по обработке материалов, а также знания и умения по физике, математике и другим учебным предметам.
В связи с этим возникает вопрос о допустимости и целесообразности выполнения работ, связанных с теоретическим материалом, изучаемым на более поздних этапах обучения. Например, можно ли и полезно ли моделировать в V—VI классах объекты, включающие электромонтажные работы? Практика показывает, что можно и очень полезно, при соответствующей подготовке школьников. Некоторое количество работ, предваряющих изучение данного вопроса в курсе, например, физики, химии или математики, вполне допустимо.
В качестве примера можно привести элементарные электромонтажные работы даже в IV классе. Они строятся на основе использования сухих батарей КБС для карманных фонарей, маловольтных лампочек и соответствующей арматуры. Дети изготавливают модель светофора, модели различных осветителей, монтируют электрический звонок и другие аналогичные объекты. Несмотря на то что в начальных классах дети не получают сведений об электричестве и его применении, работы по электромонтажу с карманными батареями, маленькими электрическими двигателями и электромонтажным материалом имеют очень большое образовательное и воспитательное значение.
Наконец, решая вопрос о содержании технического моделирования, необходимо учитывать количество времени, выделяемого для работы по данному разделу. Программой по труду на техническое моделирование выделяется в каждом классе от 12 до 20 часов. Следовательно, отбираемые работы и методы их проведения должны обеспечить их успешное завершение в планируемые сроки и решение поставленных перед техническим моделированием задач.
Программой трудового обучения не предусмотрено объяснение учащимся значения моделирования в науке и технике. Наш опыт показывает, что подобные сведения в элементарной форме необходимо давать школьникам начиная с V класса. Это позволяет повысить интерес к занятиям по техническому моделированию и расширить политехническое значение этой работы.
Приступая к моделированию, учитель рассказывает, что данный метод широко распространен во многих областях науки и техники. Детям в большинстве случаев известно, что качество вновь спроектированных судов и самолетов сначала проверяется на моделях. Без такой проверки было бы неразумно сразу строить дорогостоящие суда, самолеты, ракеты, плотины, турбины и другие объекты техники. Следует подчеркнуть, что модель позволяет увидеть такие достоинства и недостатки объекта, которые трудно обнаружить в «настоящих» самолете, судне, турбине и др.
В VII классе полезно рассказать учащимся, что моделирование во многих случаях является одним из этапов подготовки производства. Известно, что именно подготовка производства связана с конструированием предмета изготовления. В процессе подготовки производства машины или прибора разрабатываются чертежи, технология, конструируются инструменты, приспособления, специальные агрегаты. Для выяснения вопроса о том, насколько удачна конструкция машины или отдельных ее узлов, нередко строятся и испытываются модели. В школьной практике при ознакомлении с организацией подготовки производства на фабриках и заводах учащиеся в качестве практических работ будут изготовлять модели технических объектов (машин, приборов), будут конструировать детали, узлы или объекты в целом, наконец, будут решать отдельные технические задачи.
Таким образом, краткие сведения о моделировании как о методе, применяемом при конструировании, должны войти в содержание объяснений на занятиях в мастерских.