uchutrudu.ru
uchutrudu.ru
  • О проекте
  • Концепция предметной области «Технология» 2019
  • Методика занятий в школьных мастерских
  • Охрана труда и техника безопасности
  • Тестирование
  • Презентации
  • Творческие проекты
  • Всероссийская олимпиада
  • XXIII Международная НПК
  • Всероссийская конференция «Технологическое образование»
  • Дополнительные материалы
  • Родителям и учащимся
  • Азбука профориентации
  • Здоровье
  • Записи
  • Задать вопрос
  • Обучение безопасности труда
  • Видеокурсы по 3D моделированию

uchutrudu.ru

Сайт учителя технологии — просто о сложном!

uchutrudu.ru
  • О проекте
  • Концепция предметной области «Технология» 2019
  • Методика занятий в школьных мастерских
  • Охрана труда и техника безопасности
  • Тестирование
  • Презентации
  • Творческие проекты
  • Всероссийская олимпиада
  • XXIII Международная НПК
  • Всероссийская конференция «Технологическое образование»
  • Дополнительные материалы
  • Родителям и учащимся
  • Азбука профориентации
  • Здоровье
  • Записи
  • Задать вопрос
  • Обучение безопасности труда
  • Видеокурсы по 3D моделированию

Учет и оценка знаний и умений учащихся

  • Как учили в СССР

Учет — это контроль хода обучения, освоения учащимися зна­ний и умений, предусмотренных программой. В результате уче­та преподаватель выясняет объем и качество знаний и умений, усвоенных учащимися.

Учет осуществляется в процессе проверки и оценки знаний и умений школьников.

Задача проверки не исчерпывается определением состояния учебно-воспитательной работы и ее результатов. Проверка явля­ется сама по себе определенным звеном учебно-воспитательного процесса, так как сопровождается повторением и закреплением учебного материала, устранением недочетов в знаниях и умени­ях учащихся, воспитанием у них культуры труда, приучением к контролю, к добросовестному отношению к труду.

Учет знаний школьников тесно связан с планированием за­нятий по труду. Если работа в мастерских правильно спланиро­вана, то она будет посильна учащимся, ибо усложнение заданий происходит постепенно и каждый следующий урок основывается на знаниях и умениях, полученных на предыдущем. Проверяя и оценивая знания и умения учащихся, учитель труда анализиру­ет успехи и недостатки его педагогической деятельности и наме­чает меры совершенствования методики обучения. В результате анализа учитель делает вывод и о степени правильности постро­ения урока, доступности объяснений и т. д., что служит важным фактором повышения его квалификации.

Оценка знаний и умений по труду, так же как и по другим предметам, ведется постоянно на всех этапах обучения. Учету подлежит выполнение программы, объем и качество знаний и умений, а также посещаемость занятий.

Для этого учитель постоянно проверяет знания по основам техники и технологии;

  • качество работы, насколько ее результаты отвечают техни­ческим требованиям;
  • правильность приемов работы, соблюдение правил техники безопасности и содержания рабочего места;
  • умение применять знания на практике;
  • степень самостоятельности в работе;
  • время, затраченное на выполнение трудовой задачи, или, что то же, выполнение учебных норм времени.

Названные объекты проверки и образуют основную систему критериев оценок.

Перед учителем труда постоянно возникают вопросы: что сле­дует проверять, что следует оценивать? Какими нормами необ­ходимо руководствоваться при оценке знаний и умений учащих­ся? Наконец, какова методика проверки и оценки знаний и уме­ний учащихся?

Проверка — это деятельность учителя по контролю за ходом учебно-воспитательной работы, за успехами учащихся.

Оценка — это определение качества знаний и умений учащих­ся, проводимое по пятибалльной системе и выражающееся отмет­кой (баллом).

Проверка и оценка взаимосвязаны. Тем не менее оценка яв­ляется лишь одним из звеньев проверки. Достаточно указать на тот факт, что количество оценок у каждого ученика, как правило, не превышает 4—6 в четверть. Между тем учитель многократно проверяет деятельность ученика на каждом занятии. Нередко после занятий можно увидеть учителя труда, просматривающего результаты работы группы на предыдущем занятии. Он внима­тельно проверяет качество объектов (завершенных или незавер­шенных) и анализирует общий успех группы и отдельных уча­щихся. В данном случае его еще не интересует оценка. Он про­веряет ход усвоения отдельных приемов и операций, выясняет, насколько работы удовлетворяют техническим требованиям, ка­кие ошибки являются типичными, что надо предупредить, на что следует обратить внимание школьников. Из этого примера ясна особенность проверки и ее отличие от оценки.

Итак, что следует проверять? Проверяются все звенья учеб­но-воспитательной работы. Проверяются знания и умения, пре­дусмотренные программой, проверяется отношение учащихся к труду, их способность к работе в коллективе, отдельные навыки культуры труда, проявление технического творчества, развитие конструкторских способностей, развитие трудовой сноровки и др.

В результате проверки учитель намечает пути устранения не­дочетов в обучении и воспитании школьников. Иногда задают вопрос: как следует понимать проверку результатов воспитания? Результаты обучения проверяются путем устного опроса, провер­ки работ школьников, путем постановки контрольных работ и многими другими способами.

Результаты воспитания, например отношение учащихся к тру­ду, способность работать в коллективе, уровень организационных навыков, отношение к материалам и инструментам и другие ка­чества, проверяются путем организации таких условий, в кото­рых должно проявиться соответствующее качество или соответ­ствующий навык школьника. Некоторые из них проверяются в результате постоянного наблюдения школьников в процессе вы­полнения трудовых задач индивидуально или в составе звеньев. Однако часто учителю приходится продумывать такие условия и такие задания, в которых проявились бы не только знания и умения, но и отношение ученика к тому или иному явлению. Так, учитель школы № 315 Москвы А. Г. Катков при организа­ции занятий по моделированию одновременно в двух мастерских поручил ученику Сергею Н. помочь звену, изготовлявшему мо­дель вертолета. Работа над данной моделью велась в мастер­ской по обработке древесины, в которой учитель бывал сравни­тельно мало времени. Во время занятий он заходил сюда на 3—5 минут посмотреть, как работают мальчики, имеются ли какие-либо затруднения.

А. Г. Каткова интересовала не только необходимость оказа­ния практической помощи звену, но и деятельность Сергея Н. в данной ситуации. Сергею удалось с достаточной скромностью рассказать учащимся о поручении учителя и очень добросове­стно помочь отстающему звену. При этом помощь выразилась не только в том, что он сам начал опиливать деревянную болван­ку корпуса, но и в том, что он очень ловко и уверенно распре­делял работу между членами звена, избежав каких-либо возра­жений и споров. Все звено дружно и весьма уплотненно рабо­тало вместе с Сергеем.

Можно привести примеры, хорошо известные учителям тру­да, когда подобное задание учителя реализуется менее успешно. Анализ причин такого рода неудач или отдельных недочетов да­ет учителю серьезную пищу для размышлений о воспитатель­ной работе на уроках труда.

Итак, повторяем, учету и проверке подлежат все знания и умения учащихся, а также результаты их воспитания.

Следует постоянно помнить основные требования к проверке знаний и умений учащихся: во-первых, индивидуальность и все­сторонность, во-вторых, систематичность и своевременность и, наконец, в-третьих,. объективность. Выполнение последнего не­редко требует от учителя известного напряжения воли. Очень часто на методических объединениях можно услышать рассказы учителей об использовании оценки в качестве инструмента поощрения и порицания. Учитель завышает балл школьнику, проявившему старательность, хотя и не достигшему необходи­мых результатов. И, наоборот, нередко снижается балл учени­ку, предъявившему хорошую работу, но нарушившему дисцип­лину, сломавшему инструмент и т. д. Очевидно, в данных слу­чаях имеет место отступление от требования объективности оценки. Допустимо ли это? Надо стараться, чтобы оценки соот­ветствовали результатам проверки.

Дидактика учит, что единство результатов проверки и оцен­ки еще не означает их тождественности. Действительно оценка (отметка) имеет ряд других функций, в том числе и функцию поощрения и порицания. Проверка же должна дать объектив­ную картину состояния знаний и умений группы и развития успехов каждого учащегося. Следовательно, в тех случаях, а их должно быть возможно меньше, когда из педагогических сооб­ражений учитель несколько отступает от объективной оценки знаний и умений ученика, он должен добиться в ближайшем бу­дущем определенного результата, к которому он стремился, сни­жая или завышая оценку. Во всех случаях такая «необъектив­ная» оценка в педагогическом понимании является временной и в недалеком будущем должна быть компенсирована рядом объективных оценок. Тог учитель, который позволяет себе не­сколько раз необъективно оценить работу ученика, допускает серьезную ошибку. Такие оценки не дают ожидаемых педагоги­ческих результатов и могут принести лишь вред.

Различают текущий, периодический и итоговый учет знаний и умений учащихся.

Некоторые учителя перед концом каждого занятия предлага­ют учащимся поочередно показать выполненную сегодня рабо­ту. Осмотрев ее, они ставят оценку в журнал и сообщают ее ученику. Такая постоянная проверка результатов труда школь­ников полностью себя оправдывает. Что касается оценок, то их полезнее выставлять периодически за выполнение задания в целом или его основной части, причем в этом не должно быть шаблона. Можно часто пользоваться устной оценкой без зане­сения балла в журнал.

Полезно практиковать оценку ответов учащихся у доски с внесением отметки в журнал. Это один из видов текущей про­верки и оценки знаний учащихся.

К периодическому учету относится проверка и оценка работ (обычно одного, двух изделий), связанных с изучением темы. Итоговыми проверками являются контрольные работы в V—VII классах или зачетные работы восьмиклассников.

Контрольные работы проводятся в течение одного занятия, зачетные—10—14 занятий.

Наконец, важно периодически предлагать учащимся техни­ческие задачи. Они раскрывают не только уровень знаний и умений, но и дают возможность проявить техническую догадку, сметку, показать умение творчески использовать накопленные знания по основам техники и технологии, а также по основам наук.

В зависимости от содержания контрольной работы она мо­жет ставиться с предварительным объяснением учителя и без него, лишь с точной формулировкой задания.

Можно ли указать нормы производительности, точности и чистоты обработки, которые могли бы служить основой для объективной проверки и оценки знаний и, в особенности, уме­ний учащихся V—VIII классов? Исследования ряда учителей и методистов привели к созданию некоторых обоснованных норм, о которых написан ряд статей в методических журналах и в ру­ководствах для учителей.

Тем не менее, на наш взгляд, все эти весьма интересные и важные результаты на современном этапе развития методики трудового обучения могут помочь учителю лишь планировать работу, ориентировочно наметить время для изготовления вы­бранного предмета, но не вооружают его данными для провер­ки и оценки. Разнообразие объектов работы на занятиях в учеб- ных мастерских, различное состояние оборудования, применяе­мых инструментов и материалов затрудняет централизованное нормирование учебных работ. Учителю придется полагаться здесь на личный опыт, который образуется в результате наблю­дения работы многих учащихся, мальчиков и девочек различных параллельных классов, в условиях выполнения одного и того же трудового задания. Анализ результатов работы многих школь­ников обнаруживает так называемые средние работы, лучшие и худшие. Подобный подход достаточно объективен и не имеет от­ношения к вопросу о необъективности оценки, о котором сказа­но выше.

Оценка знаний и умений учащихся на занятиях в мастер­ских ведется учителем на базе норм, лично им принятых на ос­нове опыта работы.

Переходя во время занятий от одного рабочего места к дру­гому, учитель нередко высказывает свое мнение о качестве ра­бот учащихся. Следует иметь в виду, что это необходимо делать с определенной осторожностью и тактом. Известно, что мнение учителя весьма авторитетно для школьников. Иногда неболь­шое поощрение может серьезно поддержать учащегося, закре­пить в нем веру в свои силы и возможности. Напротив, резко от­рицательная оценка способна на длительный срок вывести уче­ника из уверенного состояния, необходимого для успешного труда.

Беседуя с учащимися, учитель находит в их работе положи­тельные и отрицательные моменты. О тех и других он высказы­вает свое мнение без восторженных похвал и без резких осуждений. Тем самым обеспечиваются правильные взаимоотноше­ния учителя с учащимися и высокое уважение к его сужде­ниям.

В тех случаях, когда выполняется коллективная работа (звеном или всей группой), оценка результата коллективного труда не должна заслонять работу отдельных его членов. На­блюдая работу учащихся, учитель может оценить работу каждо­го из них над порученной частью общего задания. Принимая, на­пример, работу звена, учитель оценивает работу отдельных уча­щихся в соответствии с их фактическими знаниями и умениями.

К проверке и оценке знаний и умений относятся отчетные ве­сенние выставки работ учащихся. Показ изделий на выставке является одним из видов поощрения учеников. Учитель должен проследить за тем, чтобы все экспонаты были сохранены и по закрытии выставки переданы по назначению.

Рекомендуется прочесть похожие записи:

  1. Методика занятий в учебных мастерских в СССР
  2. Особенности процесса трудового обучения
  3. Понятие о методах и формах
  4. Системы трудового обучения
Формы и методы
4 июля, 2016 admin

Навигация по записям

Должностные обязанности заведующего мастерской → ← Типы занятий в школьных мастерских

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Рубрики

  • Без категории
  • В каждой шутке есть доля шутки
  • Видео
  • Воспитание
  • Как учили в СССР
  • Личные финансы
  • Материально-техническое обеспечение
  • Методика обучения
  • Повышение квалификации
  • Семейная экономика
  • Современное технологическое образование
  • Творческий проект
  • Тесты
  • Техника безопасности
  • Участие в олимпиадах и конкурсах
  • ФГОС
  • Это интересно
    • Азбука профориентации
    • Здоровье
  • О проекте
  • Концепция предметной области «Технология» 2019
  • Методика занятий в школьных мастерских
  • Охрана труда и техника безопасности
  • Тестирование
  • Презентации
  • Творческие проекты
  • Всероссийская олимпиада
  • XXIII Международная НПК
  • Всероссийская конференция «Технологическое образование»
  • Дополнительные материалы
  • Родителям и учащимся
  • Азбука профориентации
  • Здоровье
  • Записи
  • Задать вопрос
  • Обучение безопасности труда
  • Видеокурсы по 3D моделированию
Работает на WordPress | тема SG Window