Формирование навыков успешного публичного выступления
Часть I
Публичное выступление как основа составляющей коммуникативной культуры
В современном образовании обозначились четкие тенденции к усилению общегуманитарной составляющей, к совершенствованию на этой основе подготовки будущих специалистов, владеющих основами профессионального общения. У будущих специалистов, наряду с требованиями к профессиональной квалификации, должны быть сформированы такие личностные качества, как умение общаться. Это позволяет выделить коммуникативную компетентность как одну из ключевых в профессиональном образовании.
Учитывая вхождение России в Болонский процесс в настоящее время государственные образовательные организации различных стран, а также финансово-промышленные корпорации формируют «портфели компетенций», на основе которых обучаются, оцениваются и отбираются кадры, то становится очевидным, что формирование коммуникативной компетенции – основное условие качественного образования. Коммуникативная компетентность относится к базовым компетентностям современного человека.
Овладение обучающимися коммуникативной компетентностью в целом — одно из важнейших условий самореализации, социализации молодых людей.
Следует учитывать тот факт, что в нашем высокоскоростном многоуровневом обществе, управляемом компьютерами и технологиями, эффективное вербальное общение крайне необходимо. Современным работодателям важно присутствие у молодых специалистов развитых коммуникативных умений, способности правильно, логично строить свои выступления.
Никто не будет спорить, что публичные выступления — это искусство. Которому можно и нужно учиться. Считать, что любой может выйти и без всякой подготовки или обучения сделать доклад или рассказать о себе самом, очень опасное заблуждение. Умение выступать публично – это необходимый навык.
Публичное выступление — это необходимость в течение всей жизни. Составляющим звеном коммуникативной компетенции является умение выступать публично, которое стало необходимым навыком в современном мире: готовить и проводить лекцию, презентации приходится и преподавателям, и учащимся, и топ-менеджерам, и руководителям направлений, и сотрудникам. К сожалению, нередко самое блестящее содержание тонет под невыразительным выступлением. Страх перед аудиторией, скованность, нервозность знакомы многим.
Если обратить внимание на данные по теме «Топ-10 человеческих страхов всех времён», то можно увидеть, что страх публичных выступлений занимает далеко не последнее место.
Когда у людей спрашивают, что вызывает у них наибольший страх, то чаще всего они называют смерть, а следующий самый распространенный ответ касается выступлений на публике.
И действительно, многие умные и интеллигентные люди, которые не испытывают трудностей, излагая свои мысли собеседнику с глазу на глаз, вдруг словно проглатывают язык и дрожат от страха, оказавшись даже перед самой немногочисленной аудиторией. Бизнесмены губят свою карьеру, боясь выступать на совещаниях, авторы важных идей держат их при себе, вместо того чтобы сделать достоянием гласности.
Таким образом, этот страх известен большинству людей на планете. Так или иначе, мы все боимся в разной степени проявлять свои чувства и эмоции на глазах у других.
Однако для некоторых такой страх становится навязчивым и переходит в фобию. И страдают этими страхами, в основном люди с образным и системным типами мышления.
Если первые – это прирожденные творческие натуры, для которых быть в центре внимания – нужная вещь, но только в следствие определенных особенностей восприятия появляется этот страх сцены или открытых пространств, то для вторых, это скорее страх быть некомпетентным, смешным, глупым и т.п.
Так или иначе, этот страх проявляется у тех, кто в потенциале своем способен получать настоящее наслаждение от публичных выступлений и открытом проявлении своих чувств и эмоций.
Если уж взрослые люди так боятся публичных выступлений, то можно себе представить, как чувствует себя в этот момент ребёнок. В школе практически нет ни одного учебного предмета, на котором учащимся не приходилось бы выступать публично. И любой учитель скажет, что большинство школьников испытывает трудности, когда необходимо в официальной обстановке построить высказывание и произнести его перед классом. Редкий ученик может осознанно, эмоционально представить сообщение, доклад, реферат.
И как итог, выступая перед публикой, очень часто учащиеся не могут быть убедительными и уверенными, что приводит к плачевным результатам в учении. Найти информацию для урока английского языка или русской литературы сегодня не сложно, но спланировать своё выступление и представить полученную информацию — это проблема.
Психологи отмечают: людей, в принципе не способных к публичным выступлениям, практически нет. Основная причина ораторских провалов — это внутренний страх, который надо перебороть. Мощное напряжение, возникающее у подавляющего большинства учащихся перед публичным выступлением, связано в первую очередь с неуверенностью в себе и внутренней закомплексованностью. Человек, привыкший общаться в режиме диалога с одним лицом или в небольшой компании с несколькими людьми, внезапно оказывается перед большой и непонятной для него аудиторией, от общения с которой можно получить все, что угодно.
Умение представить свои мысли в рамках публичного выступления приобретают особую актуальность в школе. Навыки правильно представить себя, структурировать информацию, ответить на вопросы — необходимое условие успеха в ситуациях, где требуется устное изложение информации, например при защите проекта исследовательской деятельности.
Уже на выходе из школы почти каждый школьник сталкивается с вопросом как пройти собеседование в вузе, найти контакт с учебной группой. А с каждым последующим годом, поводов для выступлений только прибавляется. Как говорила мудрая Коко Шанель «первое впечатление нельзя произвести дважды». Но что делать, если человек от рождения не наделен умением красиво слагать мысли и уверенно держаться перед публикой?
Каждому педагогу наверняка знакома ситуация, когда учащийся вкладывает много сил, готовя доклад. А потом из-за волнения этот доклад озвучивается совсем не так, как хотелось бы. В результате не то место (на конференции, например), не то впечатление о том, как он выглядит со стороны (для подростков это весьма важно), не то желание уже вообще что-либо делать.
Поэтому одной из задач учителя является формирование у обучающегося умения подготовить выступление, произнести его так, чтобы убедить, заинтересовать аудиторию. Педагог также может помочь учащимся преодолеть страх и научить их определённым правилам публичного выступления — это одна из важнейших задач и трудностей одновременно, которая возникает в связи с введением новых ФГОС. ФГОС основного общего образования включает в себя требования «формирования коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью».
Публичные выступления относятся к коммуникативным универсальным учебным действиям. Учащийся должен научиться адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий. Сосредоточившись на содержании, многие педагоги упускают из виду форму, то, каким образом учащийся будет выполнять подобные задачи. Что делать педагогу с этим новым вызовом современного образовательного процесса и с чего начать?
Вначале следует, конечно, определиться, что важно для развития навыков публичного выступления. Чтобы успешно выступить перед публикой, нужно обладать многими навыками, которые можно представить как совокупность трех важных компонентов: хорошее эмоциональное состояние, тщательная подготовка и навыки публичного выступления. Тщательная подготовка подразумевает великолепное знание темы своего выступления проработку всех вопросов, которые может задать аудитория, и своих аргументов. Навыки публичного выступления предполагают живой интерактивный диалог с аудиторией. Важно не только то, что человек говорит, а какую реакцию у слушателей вызывают его слова. Эта тема актуальна в современных условиях, когда требования к образованию значительно повысились со стороны общества. Развитие навыков публичных выступлений занимает более важное место в содержании образования, чем может показаться на первый взгляд. В современном мире, в котором живут и развиваются учащиеся, как никогда актуальны проблемы открытости, толерантности, коммуникативности. Именно через общение лежит путь к жизненному и профессиональному успеху для большинства учащихся старших классов. Ученые полагают, что вовсе не IQ (коэффициент интеллекта) является залогом жизненного успеха. Не менее важен так называемый эмоциональный интеллект EQ — способность владеть и управлять эмоциями. Умение выступать на публике является одним из качеств тесно связанных с эмоциональным развитием, когда человек сталкивается с умением находить контакт с людьми, заинтересовывать, учится привлекать их на свою сторону.
Публичное выступление — это живое действие говорящего человека, которое осуществляется в контакте с тем или иным сообществом, с группой людей. Публичное выступление осуществляется в рамках соотношения между активным модератором и определенной воспринимающей человеческой средой. При этом выступающее лицо берет на себя особую роль. Оно сознательно стремится воздействовать на среду, в том числе намерено передавать информацию, знания, оказывать эмоциональное влияние, побуждать к определенному действию.
Часть II
Формирование навыков публичных выступлений
2.1. Навыки и умения, необходимые для успешного публичного выступления
Умение красноречиво выступать не присуще человеку от рождения. Поэтому роль педагога в этом вопросе очевидна.
В современном информационном обществе учащиеся встречаются со многими трудностями. В первую очередь – это затруднение в выборе нужной информации из огромного потока. Во вторую – это не только неумение выступить со своей работой перед аудиторией, но и ее боязнь: учащиеся боятся собственного класса, боятся быть высмеянными.
Наблюдения показывают, что современные подростки не умеют связанно и четко формулировать свои мысли, публично отстаивать свою точку зрения, обладают малым словарным запасом.
Причинами подобной ситуации являются достижения в сфере информационных технологий. Современный молодой человек много времени проводит за компьютером в социальных сетях, увлекается играми. Поэтому чаще ему проще написать что-то, чем произнести вслух тоже самое перед аудиторией. Информационные технологии заменили чтение художественной литературы, заменили занятия спортом. Современный молодой человек свободное время проводит сидя за компьютером, вместо того, чтобы читать книги, посещать развивающие кружки, общаться со сверстниками. Такой образ жизни неблагоприятно сказывается на физическом и психологическом состоянии, уровень культуры снижается.
Публичное выступление — устная форма речи. И чем более ей свойственны все характеристики живого разговора, тем сильнее ее воздействие на слушателей. В то же время это речь подготовленная, базой для нее, как правило, служит написанный текст. Успешное публичное выступление требует многочисленных навыков:
- навыки риторики;
- навыки логики в части построения выражений и последовательности их развертывания в тексте выступления в процессе его воплощения;
- навыки аргументации в том случае, если по окончании выступления публикой будут заданы вопросы;
- навыки контраргументации в том случае, если по окончании выступления в аудитории появится и расширится дискуссия;
- специализированные навыки представления текста публичной монологической речи перед широкой публикой.
Хорошее выступление на публике предполагает множество различных умений:
- Умение подготовить выступление. На данном этапе необходимо определить:
-Тему выступления. Она должна выражать главную мысль, которую следует донести до слушателей.
-Цель выступления. Она должна выразить смысл и направленность действий выступающего, содержание выступления, отбор и накопление материала, знаний, сведений, которые обладают актуальностью, не повторяют известное, а имеют признаки новизны.
— Материал должен быть обоснован сильными доводами, опираться на факты. Содержание выступления должно содержать в себе информацию, интересную и понятную аудитории.
-Форму изложения материала: доклад, презентация, речь и т.д. В любом случае избранная форма должна представлять собой организованный и сгруппированный материал, способный содействовать концентрации внимания слушателей на значимых в профессиональной среде вопросах.
- Правильно устанавливать контакт с аудиторией.
Цель вступления состоит в том, чтобы установить между автором выступления и слушателями доверительное дружелюбное поле общения. На данном этапе выступающий должен стараться заинтересовать и вовлечь публику.
- Привлекать и удерживать внимание аудитории, отслеживать реакцию аудитории и своевременно реагировать на снижение внимания.
- Разрабатывать структуру презентации в соответствии с поставленными задачами, выбирать аргументы, подходящие для определенной аудитории.
- Уверенно держаться перед большой аудиторией, уверенно и позитивно отвечать на вопросы.
Необходимо тренироваться в предвосхищении вопросов и различать типы вопросов, использовать разные методы при ответе на них. Вопросы могут содержать требование дать о чем-либо новую информацию. Чаще всего они задаются на публичных встречах. Грамотные ответы на них предполагают обширную эрудицию выступающего. Встречаются вопросы корректные либо некорректные. Корректный вопрос опирается на истинные предпосылки. Он отсылает к весьма определенной области знания или деятельности. В нем не содержится противоречия. Некорректный вопрос основан на ложных или путанных знаниях, на противоречащих суждениях или суждения, смысл которого не определен. На логически корректный вопрос можно дать истинный ответ. На логически некорректные вопросы зачастую вообще нельзя дать осмысленного ответа. Выступающему полезно научиться распознавать провокационные вопросы. Их смысл в том, чтобы поставить в затруднительное положение выступающего. С помощью таких вопросов предпринимается попытка ввести ложную, либо двусмысленную информацию об обсуждаемых событиях, о человеке, о знаниях и т.д.
- Управлять своим голосом, жестикуляцией, мимикой в процессе выступления. Здесь важна также логическая составляющая речи, связность и последовательность изложения предлагаемого слушателям материала. Не помешают и специальные приемы красноречия, привлечение ярких образов по ходу выступления. Выступление будет выигрывать, если применяются средства наглядности, рисунки, диаграммы, таблицы, демонстрационная техника, используются видеосюжеты.
- Настраиваться на выступление, выбирая оптимальное эмоциональное состояние.
- Выявлять элементы личного стиля выступления (слова, жесты, позы), мешающие эффективному выступлению и заменять их на помогающие (адекватные) конкретной ситуации.
- Создавать у аудитории наиболее благоприятное впечатление о себе, демонстрируя дружелюбие, терпимость, содействие, тактичность.
Если у человека присутствуют перечисленные навыки и умения, то он сможет преуспеть в любой сфере деятельности. Главное, что нужно помнить, что для удержания нужных навыков в оптимальной форме нужно регулярно проводить практические занятия.
2.2. Основные виды публичных выступлений
Публичная речь произносится с целью информирования слушателей и оказания на них желаемого воздействия (убеждение, внушение, воодушевление, призыв к действию и т.д.). По своему характеру она представляет собой монологическую речь, то есть рассчитанную на пассивное восприятие, не предполагающую ответной словесной реакции.
Обратимся к классификации Бендецкой М.Е., Фомиченко Л.Г., которые выделяют четыре основных вида публичных выступлений: информационное, протокольно-этикетное, развлекательное, убеждающее.
Цель информационного публичного выступления — сообщить некоторую информацию. Информационный жанр используется в научном докладе, сообщении, лекции, в монологе учителя при объяснении, в рассказе о каком-либо случае или при описании некоторого явления, в ответе ученика на уроке. Инструкция, объявление о предстоящем событии тоже относятся к информационным выступлениям.
Цель протокольно-этикетного — соблюсти некоторый общепринятый ритуал, протокол, этикет. В этом случае можно говорить о протокольно-этикетном выступлении: приветствие официальной делегации, официальное поздравление юбиляра, вступительное слово перед каким-либо мероприятием, выступление с оценкой заслуг человека или организации (похвальное слово), официальный тост и др.
Цель развлекательного— развлечь собравшихся. В таком случае имеется ввиду развлекательное выступление. Таковы, например, многие неофициальные рассказы об интересных происшествиях, смешных случаях из жизни и др.
Цель убеждающего — убедить. Убеждающая речь в ораторском искусстве призвана показать правильность занимаемой оратором позиции, укрепить или изменить мнение аудитории этому вопросу. Типичные случаи убеждающих выступлений выступления в научных дискуссиях, агитационные, рекламные выступления.
Цели, которые ставит перед собой оратор, могут сочетаться. В результате чего выступления могут приобретать комплексный характер. Можно, например, говорить об информационно-этикетных, информационно-развлекательных, информационно-убеждающих выступлениях, возможны также и другие смешанные типы.
Рассмотрим, какие виды публичных выступлений по форме существуют.
Доклад — развернутое сообщение, которое раскрывает или важную научную или общественно-политическую проблему, на определенную тему. Доклад содержит ряд определенных вопросов с выводами и предложениями. Информация, которая содержится в докладе, рассчитана на подготовленную аудиторию, готовую к восприятию и обсуждению проблем.
Сообщение — небольшое по времени выступление, в котором рассматривается один небольшой вопрос или проблема. Сообщения обязательно должны быть короткими, содержать конкретную, фактическую информацию, иметь наглядные примеры и исчерпывающе раскрывать одну небольшую тему.
Выступление — подготовленное сообщение при обсуждении какого- либо заранее объявленного вопроса. Тема может быть выбрана заранее (в рамках обсуждаемой проблемы) либо сформулирована в ходе обсуждения проблемы (импровизационное выступление).
Лекция — является одной из форм пропаганды, передачи, разъяснения сугубо научных, научно-учебных, научно-популярных знаний через устное изложения учебного материала, научной темы, которая имеет систематический характер.
Беседа — развернутый, подготовленный (т.е. заранее продуманный оратором) диалог со слушателями. Беседа может включать достаточно продолжительные отрезки речи оратора (монологи), но она предполагает обязательное задавание вопросов слушателям, выслушивание, анализ и комментирование их ответов.
Высказывание — предложение, рассматриваемое в его коммуникативной функции, в конкретной речевой ситуации. По мнению ученого-филолога М.М. Бахтина: «Предложение, утвердительное по своей природе, становится реальным утверждением лишь в контексте утвердительного высказывания». В формальном плане термин «высказывание» используют для обозначения любых интонационно оформленных речевых единиц, в т. ч. и не имеющих грамматического оформления в качестве предложения. К числу параметров, отличающих высказывание от предложения, иногда относят и его актуальное членение, задаваемое порядком слов и интонацией. В «Философском энциклопедическом словаре» есть ещё определение понятия высказывание — передача, воспроизведение в словесной форме тех или иных обстоятельств дела, которые всегда бывают обусловлены временем, интересом, воображением, намерением, аффектом, окружающей средой, возрастом, полом и т.д. В логике употребляется несколько понятий высказывания, существенно различающихся между собой. Перечень разных видов, изучаемых логикой, показывает, что область данного понятия является гетерогенной и не имеет четких границ.
Монолог – развернутое и относительно завершенное по смыслу высказывание одного лица в адрес другого лица (группы людей, общества) с целью привлечения внимания, разъяснения или постановки проблемы. Монолог не требует ответа, он используется для самовыражения его автора. Принято считать, что публичная речь — это монологическая речь, которая в «Словаре лингвистических терминов» характеризуется как «речь, обращенная, прежде всего к самому себе, не рассчитанная на словесную реакцию собеседника. Монолог характеризуется более сложным синтаксическим построением и стремлением охватить более обширное тематическое содержание по сравнению с тем, которое характеризует обмен репликами в диалоге». По способу изложения содержания различаются три типа монологов: описание, повествование, рассуждение.
Дискуссия:
1) устная (реже письменная) форма организации публичной речи, в процессе которой сталкиваются различные, как правило, противоположные точки зрения.
2) коллективное обсуждение какого-либо спорного вопроса или проблемы, в ходе которого познается объективная истина. Сущность дискуссии состоит в коллективном обсуждении спорного проблемного вопроса — обмене мнениями и идеями, высказывании собственных суждений и отношений, доказательстве или опровержении фактов и положений. Такое обсуждение проводится в целях поиска истины, нахождения ответа на поставленный вопрос, для сближения позиций и отношений, в целях рождения нового знания. Дискуссия предполагает наличие действительно спорного вопроса, участие в ней компетентных людей, зрелых, умеющих слышать другое мнение, подбирать и излагать аргументы, способных идти на компромиссы. Дискуссия требует большой подготовки, четкой организации, ей противопоказаны псевдопроблемы и псевдообсуждения. Дискуссионная форма используется также при проведении «круглых столов», в работе экспертных групп, на форумах, симпозиумах и т.д. Участвуя в дискуссиях, человек обогащает свою культуру общения. Для успешного применения метода дискуссии необходимо, чтобы участники обладали знаниями или опытом относительно предмета обсуждения. Зрители следят за происходящим, большей частью не вступая в обсуждения.
Полемика – спор, дискуссия, столкновение мнений по какому-либо вопросу. Полемика является таким видом диалога (шире — полилога), в котором противоборствующие стороны активно взаимодействуют, обмениваясь мнениями. Но кроме необходимого для диалога общего фундамента, общей основы взаимодействия, полемике необходимы различия в позициях противоборствующих сторон, каждая из которых вынуждена не только излагать, но и постоянно уточнять собственную позицию, отвергая мнения своих оппонентов. Полемическая ситуация возникает тогда, когда для одного из участников общения оказываются неубедительными доводы другого, что приводит к столкновению мнений, точек зрения, идей. Несмотря на отсутствие обоснованной классификации видов полемики, часто указывают следующие, противоположные в некотором смысле, пары: диалектическая (направленная на достижение истины) и эристическая (направленная на достижение победы); содержательная и формальная (спор ради спора, спор на публику и т. п.); основательная и безосновательная; конструктивная и деструктивная; стихийная и организованная; двусторонняя и многосторонняя; устная и письменная и др. Среди форм осуществления полемики условно называют: дискуссию (от лат. discussio — исследование, рассмотрение), где доминируют аргументация и четкий регламент; спор, где эмоциональная и нравственная стороны получают свое развитие; свару (перебранку), где эмоциональная сторона берет верх, а содержательность и аргументированность нивелируются.
Многие из данных форм публичных выступлений активно используются педагогами на уроках. Их применение способствует развитию речи учащихся, умению говорить красиво и грамотно, а также вселяет уверенность в своих силах.
2.3. Методы, применяемые на уроке, для формирования навыков публичного выступления
Современное общество ждет успешного выпускника школы, который способен мыслить, общаться, прогнозировать события и явления, обладающего высокой степенью мобильности. Успешный выпускник – это выпускник, с развитыми качествами успешности, перед которым открыты все дороги в будущее. Основы успешности закладываются в школе и, в частности, именно это направление является основным ориентиром при работе современного учителя.
Коммуникативная компетентность относится к базовым компетентностям современного человека. Составляющим звеном коммуникативной компетенции является и умение выступать публично.
Коммуникативные навыки включают в себя умение максимально эффективно доносить свою точку зрения во время презентаций и публичных выступлений перед аудиторией.
На современном этапе всё большее общественное значение приобретает проблема развития у школьников устной речи, состояние развитости которой на сегодняшний день не очень высокое, а это напрямую связано с формированием у учащихся коммуникативных универсальных учебных действий, при овладении которыми ученик должен уметь:
– с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
– адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции;
– представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме;
– спрашивать, интересоваться чужим мнением и высказывать своё;
– вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
– понимать возможности различных точек зрения, не совпадающих с собственной;
– быть готовым к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции;
– аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов образом;
– брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);
– с помощью вопросов добывать недостающую информацию;
– управлять поведением партнёра;
– убеждать своего собеседника в чём-либо;
– устанавливать рабочие отношения и эффективно сотрудничать;
– использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний своих чувств, мыслей, побуждений и иных составляющих внутреннего мира.
Особенности освоения учащимися личностно значимых, осмысленных коммуникативных действий можно проследить на уроках разных образовательных областей. Деятельность учителя связана с организацией, регулированием, сопровождением сотрудничества и кооперации учащихся в ценностной коммуникативной ситуации урока, стимулированием субъектов коммуникации, на основе усиливающей или ослабевающей помощи, оцениванием процесса и результатов. Деятельность ученика представлена индивидуальным поэтапным освоением коммуникативных действий в обучении.
Основной формой организации обучения и воспитания учащихся был, есть и в обозримом будущем остается урок. Он является не только важной организационной, но и, прежде всего, педагогической единицей процесса обучения и воспитания, его нравственность, а также основные принципы, методы и средства обучения получают реальную конкретизацию и находят свое правильное решение и воплощаются в жизнь только в ходе урока и через него. Каждый урок вносит свой специфический, свойственный лишь ему вклад в решение задач. Урок выполняет конкретную функцию, в которой находит выражение определенная часть более крупных блоков учебного материала.
Урок как форма организации обучения прочно занял свое место в школе в качестве основной организационной формы обучения. Хороший урок — дело не простое. Искусство проведения уроков во многом зависит от понимания и выполнения учителем социальных и педагогических требований, которые определяются задачами школы, закономерностями и принципами обучения. Немаловажным условием проведения урока является грамотная постановка задач урока и успешная их реализация.
Преимущества урока как формы организации педагогического процесса: он имеет благоприятные возможности для сочетания фронтальной, групповой и индивидуальной работы; позволяет учителю систематически и последовательно излагать материал, управлять развитием познавательных способностей и формировать научное мировоззрение учащихся; стимулирует другие виды деятельности школьников, в том числе внеклассную и домашнюю; на уроке ученики овладевают не только системой знаний, умений и навыков, но и самими методами познавательной деятельности; урок позволяет эффективно решать воспитательные задачи через содержание и методы педагогической деятельности.
На уроках важно грамотно организовать познавательную деятельность учащихся для того, чтобы не только разнообразить уроки и вызвать интерес учащихся к предмету, а сформировать устойчивую мотивацию к образованию в целом. Решить данную проблему возможно через создание условий для активной позиции ученика в процессе обучения. Успешный ученик – это ученик, обладающий развитыми компетентностями, важнейшей из которых является коммуникативная. Именно на уроке формируются основные навыки публичных выступлений. Обучающиеся сталкиваются с необходимостью выступать перед классом с монологическим рассказом, докладом, презентацией, защитой проекта.
Одним из важных факторов публичного выступления является умение ясно, понятно, красиво говорить.
Рассмотрим, какими основными речевыми навыками и умениями должны овладеть школьники на уроках.
Речь идет о формировании у учащихся следующих общепредметных коммуникативных компетенций:
- вдумчивого чтения, что необходимо для успешного усвоения предметов. Учитель должен постоянно уделять внимание развитию у школьников читательских интересов и навыков чтения, анализу текста, поиску нужной информации в справочной, научной и художественной литературе, составлению плана ответа по тексту, собственных вопросов к нему;
- устного диалога: задавать вопросы собеседнику, конструировать ответы на вопросы, свободно участвовать в беседе. Развитию диалогической речи учащихся способствуют такие виды учебной деятельности, как ролевая или деловая игра, инсценирование отдельных эпизодов и сцен, защита проектных работ и презентаций и др.;
- письменного диалога, включающего в себя грамотное оформление анкеты, заявления, резюме, написание эссе, сочинения- интервью и т.д.;
- групповая работа на уроках требует от ученика умения участвовать в дискуссии: спорить, отстаивая свою точку на различные вопросы, затронутые в дискуссии;
- монологической речи: давать развернутый ответ на вопрос, составлять словесное описание какого-либо события, исторического лица, рассуждение по заданной теме, выступление с устным сообщением, докладом, презентация проектной работы, проведение экскурсии в музее и т.д.;
- грамотного письма. Развитию письменной речи способствуют такие формы деятельности, как обучение конспектированию текста, составление плана ответа или статьи, эссе или сочинения на злободневную тему, составление памяток, инструкций, заполнение таблиц и др.
Работе над связной речью учащихся необходимо уделять особое внимание. Важным средством формирования коммуникативной компетенции учащихся является словарная работа. Она должна быть организована таким образом, чтобы дети не ограничивались механическим запоминанием, а знали значение слова, сферу его употребления, умели находить ему применение в коммуникативных ситуациях. При подобной работе важна межпредметная связь с уроками общешкольного цикла. Способы расширения словарного запаса: чтение книг, просмотр видеоматериалов, использование энциклопедий и словарей. Превосходным источником новых слов, информации является общение.
Ученики приходят к выводу, что лексикон человека зависит от степени его начитанности, грамотности, внутренней культуры, что современному человеку необходимо постоянно пополнять свой словарный запас.
Развитию диалогической речи учащихся способствуют такие виды учебной деятельности: ролевая или деловая игра, инсценированные отдельных эпизодов и сцен, защита проектных работ и презентаций и др.; письменного диалога, включающего в себя грамотное оформление анкеты, заявления, резюме, написание эссе, сочинения — интервью и т.д.; групповая работа на уроках требует от ученика умения участвовать в дискуссии: спорить, отстаивая свою точку на различные вопросы, затронутые в дискуссии; монологической речи: давать развернутый ответ на вопрос, составлять словесное описание какого-либо события, исторического лица, рассуждение по заданной теме, выступление с устным сообщением, докладом, презентация проектной работы, проведение экскурсии в музее и т.д.; развитию письменной речи способствуют такие формы деятельности, как обучение конспектированию текста, составление плана ответа или статьи, эссе или сочинения на злободневную тему, составление памяток, инструкций, заполнение таблиц и др.
Работа по анализу текста на уроке способствует формированию у учеников важнейших коммуникативных умений: самостоятельно создавать устный и письменный текст, отражающий зрелую авторскую позицию, новизну суждений, высокий уровень языковой культуры. К текстам желательно прилагать разноуровневые задания.
Почему важно развивать речевые навыки учащихся? Практика показывает, что творческие работы, которые учащиеся представляют публике, отличает бедность словаря, однотипность синтаксических конструкций. В свою очередь бедный словарный запас не позволяет им доходчиво и в должной степени выразить свои мысли, мнение или отношение к чему-либо, объяснить точку зрения, передать смысл того, что они хотят донести до аудитории.
Поэтому выступающий (оратор) должен быть начитанным, обладать грамотной речью, уметь ясно выражать свои мысли.
Рассмотрим, какие формы и методы работы на уроке можно использовать для формирования навыков публичных выступлений. Для развития и формирования навыков публичных выступлений учащихся целесообразно активно использовать групповую форму работы. Эту форму работы можно использовать на любом этапе урока. Целью групповой работы является вовлечение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала. Ученики с низкими учебными возможностями в группах высказываются чаще, стараются проявить активность, быть полезным в общей работе. Учащиеся, объединяющиеся в группы, привыкают работать вместе, учатся находить общий язык и преодолевать сложности общения.
Опыт применения групповой формы работы в учебном процессе отчетливо показывает, что данная форма работы создает наиболее комфортные условия для общения учащихся, позволяет им строить субъективные отношения между собой, между учащимися и учителем, что активизирует обратную связь, формирует навыки говорения перед публикой. В рамках практически всех учебных предметов организация деятельности в групповой форме способствует развитию способности самостоятельно (в группах) решать сложные задания, вплоть до построения новых знаний. Именно групповые формы работы являются эффективным средством развития коммуникативных компетенций учащихся, способствуют формированию адекватной самооценки ребенка, а значит, самореализации своего «я».
Учащиеся всегда готовы делиться тем, что они хорошо знают (своими выводами, находками). Подобная форма располагает к общению на заданную тему. Следовательно, идет активная работа по формированию умения полно и точно выражать свою мысль, отрабатываются навыки владения монологической (презентация итогов работы группы) и диалогической (обсуждение в парах, группе) речью, умения общаться с аудиторией. Развивается умение отстаивать свою точку зрения, использовать доказательства, делать выводы. Это в свою очередь помогает развивать уверенность в себе.
Развитие коммуникативных умений и навыков учащихся происходит как в общении микрогруппы, так и в диалоге между группами. Эффективность работы каждой группы зависит от того, насколько удается реализовать две основные функции в диалоговом режиме: решение учебных задач и оказание поддержки членам группы в ходе совместной работы. Здесь очень важен эмоциональный климат микрогруппы и желание и возможность членов группы поддерживать друг друга. Поэтому учитель должен уделить пристальное внимание составу группы.
Работа в группах требует совершенно определенной атмосферы урока: атмосферы дискуссии, спора, рассуждения, доказательств, совместного поиска истины.
Среди методов групповой работы, которые помогают учителю формировать грамотную, аргументированную речь учащихся, следует выделить учебную дискуссию. Дискуссия — это один из самых важных методов развития коммуникативных навыков. По мнению А.В. Стешова «Дискуссия – это термин, являющийся синонимом логики как искусство обдумывать, рассуждать, излагать мысли соответственно законам разума». Она развивает мышление, учит проводить полемику, учит уважать мнение собеседника, выслушивать чужую точку зрения. Дискуссия – это обмен мнениями, идеями, суждениями ради поиска истины. Данный вид работы позволяет педагогу и учащимся приходить к совместному решению сложных задач. В ходе проведения дискуссии создаётся положительный психологический климат для поиска решения поставленной задачи, выслушиваются альтернативные точки зрения. Главная функция учебной дискуссии – стимулирование познавательного интереса; а также обучение навыкам диалогической и монологической речи, рассуждения, самостоятельного высказывания, развитие навыков общения в коллективе, воспитание положительных качеств личности, толерантного отношения к людям.
Метод мозгового штурма является одним из способов поиска новых идей. Он представляет собой способ решения проблемы или задачи на базе стимулирования творческой активности. В ходе проведения мозгового штурма участники высказывают большое количество вариантов решения, а затем из высказанных идей отбираются наиболее перспективные, удачные, практичные. Его применение способно значительно повысить активность всех школьников, так как в работу включаются все ребята. В ходе работы дети получают возможность продемонстрировать свои знания и задуматься о возможных вариантах решения задачи. При этом они учатся коротко и максимально четко выражать свои мысли, анализировать их. Метод мозговой атаки предполагает объединение усилий нескольких людей, и возможность развивать идеи друг друга.
Частным случаем групповой совместной деятельности обучающихся является работа парами. Реализовываться она, например, может так. Ученики получают задание под одним и тем же номером: один ученик становится исполнителем – он должен выполнять это задание, а другой – контролером – должен проконтролировать ход и правильность полученного результата. При этом у контролера имеется подробная инструкция выполнения задания. При выполнении следующего задания дети меняются ролями: кто был исполнителем становится контролером, а контролер – исполнителем. Использование парной формы контроля позволяет решить одну важную задачу: обучающиеся, контролируя друг друга, постепенно научаются контролировать и себя, становятся более внимательными. Объясняется это тем, что внимание, являясь внутренним контролем, формируется на базе внешнего контроля. Работа в парах или группах помогает организации общения, так как каждый ребенок имеет возможность говорить с заинтересованным собеседником, высказывать свою точку зрения, уметь договариваться в атмосфере доверия и доброжелательности, свободы и взаимопонимания, быть в сотворчестве равных и разных. Групповая поддержка вызывает чувство защищенности, и даже самые робкие и тревожные дети преодолевают страх. А это очень важно при публичных выступлениях.
Способствует формированию и развитию навыков публичных выступлений применение метода проектов. Учитель, организуя проектную деятельность, создает такие условия для учащихся, при которых они погружаются в процесс выполнения творческого задания, овладевают коммуникативными умениями, работая в группе. Необходимым качеством человека XXI века является владение навыками исследовательской работы. Чтобы решить поставленную задачу, учащиеся знакомятся с материалами справочников и энциклопедий, используют монографии, научные публикации, выясняют разные точки зрения на решаемую проблему и анализируют их. Совместная работа в различных ситуациях формирует у учащихся навыки ведения дискуссии, формирует умение выяснять точки зрения своих одноклассников, умение понятно для всех формулировать свое мнение, приводить веские аргументы.
Результатом проекта должен быть публично продемонстрирован продукт работы в сопровождении устного сообщения, в котором четко излагается информация о результатах проектной деятельности, необходимо обратить внимание на различные аспекты деятельности группы, выяснить какие трудности встретились в реализации и как они были преодолены. После выступления учащиеся должны быть готовы к вопросам, которые могут появиться у учителей и членов других групп.
Поэтому задача учителя — научить детей лаконично выражать свои мысли, работать с ясностью, не бояться публичных выступлений, чтобы быть внутренне готовыми к возможным вопросам, связанных с проектом.
Развитие речевых навыков и использование различных методов на уроке сформируют у учащихся начальное понятие риторики, требований к публичному выступлению, умение определять цель, подбирать материал, доказательства, работать над языком, отвечать на вопросы, спорить, анализировать выступления товарищей.
Часть III
Правила, которые помогут учащемуся успешно выступить
Скоро открытый урок, конференция или олимпиада, где учащимся придется говорить перед большим количеством людей, а они не могут избавиться от мыслей о катастрофическом провале? Как в данной ситуации им может помочь педагог?
Рассмотрим несколько правил, которые помогут учащемуся успешно выступить.
- Подготовка речи
Вначале следует сделать «каркас» будущего публичного выступления:
- Определить мотивацию слушания людьми данного выступления. Для чего это им нужно? Что полезного или интересного они узнают для себя?
- Выделить главную идею речи.
- Выделить подзаголовки, разделив идею на несколько составных частей.
- Определить ключевые слова, которые следует повторить несколько раз, чтобы присутствующие лучше запомнили, о чем им рассказывается.
- Необходимо тщательно продумать план и структуру будущей речи. Она должна включать введение, основную часть и выводы (окончание)
- Подготовить необходимые схемы, иллюстрации, графики для зрительного закрепления информации.
- Определить момент в ходе выступления, когда стоит обратиться к аудитории с каким-то вопросом, с просьбой что-то назвать, пересчитать — это поможет присутствующим сконцентрировать свое внимание на обсуждении темы и значительно повысит эффективность восприятия данного материала.
- Учащемуся необходимо идеально владеть сведениями, о которых он планирует сообщить публике, не сомневаться в предоставляемой информации и хорошо ориентироваться в теме выступления.
- Когда речь подготовлена, нужно записать ее основные положения или тезисы на небольшие карточки. Расположить их последовательно. Такими карточками очень удобно пользоваться во время выступления.
- Произнести речь несколько раз вслух (лучше перед зеркалом), чтобы привыкнуть к тексту и хорошо прочувствовать все нюансы. Такая предварительная тренировка снизит волнение, позволит почувствовать себя уверенно и увеличит шансы на успех.
У любого выступления есть начало – своего рода завязка, развитие действия и заключительная часть. Трудно сказать, которая из них является главной, но, в любом случае, весь ход выступления определяется тем, насколько удастся заинтересовать публику. Большинство людей в ожидании выступающего чаще занято пустой болтовней или легкими мыслями. Повернуть их внимание в свою сторону всегда можно. Оригинальное начало всегда интригует, привлекает внимание, располагает к остальной части выступления. С первых секунд выступающий должен привлечь к себе внимание и наладить контакт со слушателями настроить аудиторию на контакт. Первые слова выступающего должны быть чрезвычайно просты, доступны, понятны и интересны (должны отвлечь, зацепить внимание).
Например: можно рассказать какую-либо интересную историю, факт, возможно, шутку. Можно вспомнить выдающееся историческое событие, обязательно связывая его с темой выступления.
- Место выступления. Организация пространства
- Учащемуся следует заранее установить необходимое оборудование и аппаратуру;
- Потренироваться, как пользоваться аппаратурой;
- Расставить достаточное количество столов, стульев;
- Проверить наличие вспомогательных материалов (маркеры, указка, губка, чистые листы бумаги и т.д.)
- Поведение во время выступления
- Следует помнить, что публичное выступление не должно напоминать сеанс массового гипноза. А лучший способ усыпить аудиторию — говорить, не меняя темпа и громкости, стоять на сцене, у доски, за кафедрой, не меняя положения или ходить, не меняя скорости движения, читать по листу.
- Говорить нужно не очень быстро, делая паузы в конце смысловых фраз — чтобы слушатели успевали осознать сказанное. Стоит также учитывать, что человек забывает примерно 90% того, что он слышит, 60% того, что он видит, и лишь 10% того, что делает. Поэтому, чтобы выступление оказалось успешным, нужно обеспечить интерактивное общение с залом.
Например: использовать фотографии, картинки, графики, схемы, диаграммы, а также очень хорошо срабатывает прием просьбы о помощи, например, дать знак, когда истекут 15 минут — это поможет сконцентрировать внимание публики; раздать материалы и другое, спросить, не стоит ли включить дополнительное освещение, не передвинуть ли доску? Отвечая на эти вопросы, аудитория вовлекается в принятие решений, чувствует заботу о себе и собственную важность.
- Нужно постоянно удерживать зрительный контакт с аудиторией. Опытный оратор всегда следит за вниманием слушателей, переводя взгляд из передних рядов на задние.
- Очень серьезно следует подходить к формулированию ответов на поставленные вопросы. Ответы дают возможность еще раз подчеркнуть основные положения речи.
- Не в коем случае не нужно говорить следующее: «Я не знаю, что сказать в ответ на этот вопрос». В этом случае, нужно ответить: «Сейчас я не могу ответить, но обязательно найду ответ на этот вопрос». Главное, чего ждут от выступающего – это честность.
- Нужно быть готовым к тому, что могут найтись слушатели, которые не согласны с чем-то в данном выступлении. Поэтому необходимо заранее, подготовить аргументы, которые убедят аудиторию в правильности изложенной информации.
- В заключение выступления следует четко и громко повторить основную идею, о которой шла речь.
- Не забыть в конце своего выступления поблагодарить аудиторию за внимание, посмотреть в глаза слушателям и сказать что-нибудь приятное, продемонстрировав удовлетворение от общения с аудиторией. Такой позитивный информационный импульс в финале хорошо запомнится всем, кто слушал данное выступление.
- Успешное публичное выступление — несколько секретов.
При входе в аудиторию, следует двигаться уверенно, не делать суетливых движений. Идти нужно своей обычной походкой, чтобы убедить присутствующих в своей уверенности. Для того чтобы показать свою значимость и вызвать уважение аудитории, необходимо контролировать максимально допустимое пространство. Не нужно стараться показать себя маленьким человеком и не таиться где-то в углу сцены. Обязательно следует занять место в центре или же хотя бы направлять в центр свой взгляд время от времени. При сильном волнении, можно сделать несколько глубоких вдохов и выдохов перед началом речи. Пауза также может помочь, чтобы за несколько секунд изучить пространство вокруг. Следует помнить театральную аксиому: чем талантливее актер, тем большую паузу он умеет держать. Далее нужно внимательно осмотреть зал, присмотреться ко всей аудитории. Остановиться взглядом на нескольких из присутствующих, которые станут зрительными точками опоры, маяками в данном выступлении. Можно подарить персональное внимание как можно большему количеству людей, но обязательно пройтись взглядом по всему пространству зала — слева направо, от первого к последнему ряду. Не стоит задерживать взгляд долго на задних рядах. Нужно помнить, что их всегда занимают наиболее заинтересованные люди, в их глазах можно найти поддержку. Зафиксировав несколько таких зрительных «якорей», можно начинать говорить. Мимика и жесты дают человеку куда больше впечатлений, чем все, что произносит выступающий. Жестами можно сконцентрировать внимание на важности информации. При жестикулировании существует три правила: первое — не кладите руки в карманы; второе — не прячьте их за спину; третье — не занимайте их посторонними предметами. Руки — это помощники, которые всегда должны быть свободными и готовыми объединиться в единое целое с мыслями. Нельзя применять «оборонительные» или «защитные» движения тела, например, скрещивание рук на груди, закладывание их за спину. Скрещивание рук демонстрирует неуверенность в том, что человек говорит. Лучше всего занять открытую позу и время от времени демонстрировать улыбку. Постоянно нужно контролировать свою осанку, спину держать прямой, голову поднятой, двигаться естественно. Во время публичного выступления не нужно застывать, будто памятник, и не отбрасывать голову назад, так как этим можно оттолкнуть аудиторию и задержать поток психологической энергии, который должен динамично влиять на присутствующих. Обязательно нужно двигаться. Нужно показать себя живым, энергичным, динамичным. Движения должны быть короткими, точными и убедительными. Когда нужно что-то подчеркнуть, можно воспользоваться жестом приближения тела к присутствующим. Если есть возможность приблизиться к аудитории, то можно это сделать тогда, когда нужно сообщить ей что-то важное донести и убедить присутствующих в правоте.
Не нужно демонстрировать превосходства или легкомысленности при общении с аудиторией, нельзя вещать «свысока» менторским тоном. Очень серьезно следует подходить к формулированию ответов на поставленные вопросы — ответы дают возможность еще раз подчеркнуть основные положения речи выступающего. Нужно избегать раздражения, враждебности или сарказма, даже если вопросы неприятны. Куда лучше — спокойствие, доброжелательность и легкий юмор.
Умение уверенно выступать перед публикой помогает человеку быстрее развивать карьеру, завоевывать уважение и добиваться своих целей. Как было уже сказано, многие не могут им воспользоваться, так как по разным причинам боятся выступать публично. Основная причина – неуверенность в себе и страх, что это заметят окружающие.
Человек появляется на свет, не ведая страха. С этим чувством не рождаются – его приобретают в процессе развития. Все страхи, которые мучают его в зрелом возрасте, являются результатом детского опыта и его негативного закрепления, которому, возможно, поспособствовали и окружающие. И так как это нечто приобретенное, есть все шансы избавиться от любого страха, в том числе и от боязни выступлений на публике.
Стоит отметить, что основная причина страха сцены у взрослых – деструктивная критика, объектом которой они стали в детском возрасте. Когда родители ругают ребенка по любому поводу, в нем зарождается и развивается страх провала и отвержения. А в зрелой жизни это приводит к сверхчувствительному восприятию мнения окружающих. В подобной болезненной реакции проявляется страх провала и отвержения, внушенного в раннем детстве, еще до достижения пятилетнего возраста. Но эти чувства могут быть заменены другими – чувством уверенности в себе, спокойствия, компетентности и самоконтроля.
Можно воспользоваться 10 советами от Дейла Карнеги из книги «Искусство публичных выступлений», которые помогут учащимся преодолеть страх.
- Будьте уверенны перед аудиторией (погрузитесь в вашу тему, рассчитывайте на успех, возьмите на себя контроль над вашей аудиторией);
- Тема и подготовка к публичному выступлению (держите ваши мысли организованными);
- Эффективность благодаря изменению высоты тона голоса (при выступлении следите, как ваш голос меняется, когда вы говорите. И помните, что при большем количестве интонаций ваш голос будет звучать более приятно для вашей аудитории).
- Пауза и ее сила (паузы могут быть использованы по ряду различных причин. Например, дать вашей аудитории мысленно подготовиться к следующей мысли, или создать интригу, или позволить вашему сообщению поглотиться аудиторией).
- Чувства и восторг (будьте в восторге от вашей темы, это поможет вашей аудитории быть в восторге от нее тоже).
- Голос (не позволяйте себе нервничать, потому что нет причин, чтобы нервничать. Следите за дыханием и попробуйте попроизносить гласные звуки, чтобы расслабиться и подготовиться к своей речи).
- Соответствие жестов вашей речи (жесты должны быть отражением того, что вы чувствуете, помогая вам передать то, что вы хотите донести до вашей аудитории).
- Влияние на толпу (руководите своей аудиторией через свои мысли и держите ее занятой. Утвердите себя в качестве лидера и получите уважение вашей аудитории).
- Пополняйте свой словарный запас (если вам непонятен смысл какого-то слова, то посмотрите в словарь и запомните его значение).
- Тренировка памяти (запомните ключевые моменты вашего выступления и некоторые слова, связанные с ними)
Дейл Карнеги, возможно, и предложил эти советы уже много лет назад, но они не подвластны времени. Использование всего нескольких из них поможет учащимся в преодолении страха публичных выступлений, значительно увеличит их уверенность в себе и сделает их лучшими ораторами.
Искусство публичного выступления — это величайший дар, которым может обладать каждый человек. Любое публичное выступление — это в первую очередь презентация себя. От того как и в какой форме будет проходить общение с аудиторией или собеседником зависит успех всего мероприятия. Важно не только грамотно подать материал и донести необходимую информацию, нужно заинтересовать и понравиться слушающим.
Те, кто постоянно выступает, у кого есть практика публичных выступлений, определённый опыт в ораторском искусстве, знают, что начинать надо с малого. Т.е. пересилить себя и начинать выступать, сначала перед маленькой доброжелательной аудиторией — это могут быть группа, класс, кружек по интересам, потом более большой, потом еще больше.
Подводя итог, нельзя не обратить внимание на насущность рассматриваемой темы. Сегодня главная задача учителей заключается не в том, чтобы быть хорошими ораторами, но создать условия для развития навыков публичного выступления обучающихся. Это поможет им эффективно общаться с публикой, используя богатое разнообразие языка, язык тела, голосовые данные и структурированный подход к организации представляемого материала и содержания.
Приобретая навыки и умения выступать перед аудиторией, учащиеся вооружаются одним из главных инструментов профессионального успеха – умению позиционировать себя, внятно изъясняться и грамотно выражать свои мысли.
Литература:
- Алексеев А.А. Громова Л.А. Поймите меня правильно. С-Пб. Экономическая школа. 1993
- Андреев В. И. Деловая риторика. — Казань, 1993
- Бадмаев Б. Ц. Выступление, беседа — всегда общение. М., 2003
- Безменова Н. А. Теория и история риторики. М.: «Наука», 2001
- Введенская Л. А., Павлова Л. Г., Кашаева Е. Ю. Русский язык и культура речи. — Ростов н/Д, 2005
- Гуревич С. С., Погорелко В. Ф., Герман М. А. Основы риторики. Киев, 2001
- Дейл Карнеги. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей выступая публично. М. Комета.1989
- Добрович М.А. Общение: Наука и искусство. М. 1977 г
- Зимняя И. А. Воздейственность выступления лектора. М., 2005
- Кохтев Н. Н. Основы ораторской речи, М., 2002
- Симонов П.В. Ершов П.М. Темперамент, личность, характер. М. 1984