uchutrudu.ru
uchutrudu.ru
  • О проекте
  • Концепция предметной области «Технология» 2019
  • Методика занятий в школьных мастерских
  • Охрана труда и техника безопасности
  • Тестирование
  • Презентации
  • Творческие проекты
  • Всероссийская олимпиада
  • XXIII Международная НПК
  • Всероссийская конференция «Технологическое образование»
  • Дополнительные материалы
  • Родителям и учащимся
  • Азбука профориентации
  • Здоровье
  • Записи
  • Задать вопрос
  • Обучение безопасности труда
  • Видеокурсы по 3D моделированию

uchutrudu.ru

Сайт учителя технологии — просто о сложном!

uchutrudu.ru
  • О проекте
  • Концепция предметной области «Технология» 2019
  • Методика занятий в школьных мастерских
  • Охрана труда и техника безопасности
  • Тестирование
  • Презентации
  • Творческие проекты
  • Всероссийская олимпиада
  • XXIII Международная НПК
  • Всероссийская конференция «Технологическое образование»
  • Дополнительные материалы
  • Родителям и учащимся
  • Азбука профориентации
  • Здоровье
  • Записи
  • Задать вопрос
  • Обучение безопасности труда
  • Видеокурсы по 3D моделированию

Методы обучения

  • Как учили в СССР

Обучение школьников основам труда и техники строится со­гласно известным дидактическим принципам. Практика показы­вает, что отдельные понятия, относящиеся к наукам о природе, обществе, мышлении и производстве, могут быть сформированы в результате рассказа и объяснения учителя, дополненного раз­личными средствами наглядности. Между тем никакие рассказы, никакие средства наглядности не могут обеспечить вооружение школьников соответствующими умениями. В данном случае, кроме объяснения учителя, кроме разнообразных средств на­глядности, необходимы упражнения. Все дело заключается в том, что в процессе формирования понятия необходимые образы могут быть получены на основе рассказа учителя или тех демон­страций, которые он применяет в процессе объяснения. Для об­разования трудовых умений необходимо вначале сформировать ряд кинестетических понятий. Для этого устная речь учителя да­ст незначительный эффект. Показ же, демонстрация приемов ра­боты отражает лишь самую общую сторону изучаемого явления. Сколько бы мы ни рассказывали и ни объясняли, как люди пла­вают, сколько бы мы ни применяли таблиц, кинофильмов и дру­гих средств, наглядно раскрывающих движения плавающего че­ловека, как показывает опыт, этим способом плавать научить не удается. Плавать можно научить только с помощью упражнений в воде. Именно эти первые упражнения обогащают сознание те­ми кинестетическими представлениями и понятиями, которые по­зволят в дальнейшем воспринимать объяснение учителя и раз­личные средства наглядности. Подобным же образом обстоит де­ло и при изучении и освоении трудовых движений и всего, что связано с действиями и поведением человека в процессе труда. Здесь необходимо вначале сформулировать понятия об этих дей­ствиях и поведении, которые будут далее развиваться в процессе восприятия объяснения учителем соответствующих трудовых при­емов.

Любопытен следующий факт. При изучении многих видов труда начальная стадия не может состоять в объяснениях, пото­му что учитель не может опираться на какие-либо образы, имею­щиеся в сознании школьников. В этом случае обучение прямо сразу начинается с соответствующего упражнения. Ученику только показывают, как стоять, как держать инструмент, и пред­лагают прямо подражать учителю. При этом заведомо известно, что учащиеся будут допускать очень много ошибок. Но самая главная ценность этих первоначальных упражнений состоит в том, что ученик приобретает некоторый чувственный опыт, опи­раясь на который, можно давать объяснения хотя бы, например, такие: «Ты делаешь не так, а надо вот так», или: «Ты стоишь согнувшись, а надо стоять прямо». Этим определяются и те методы, которые нашли широкое распространение в трудовом обучении.

Некоторые учителя считают, что полезно сначала подробно проинструктировать ученика о данной работе, а затем начать упражнения. Другие же придерживаются обратного порядка. Так, например, когда учащиеся в V классе приходят на за­нятие, учитель берет рубанок в руки и говорит: «Сейчас мы бу­дем строгать». Он показывает, как он выполняет эту работу, не называя и не объясняя ни инструмента, ни назначения этой работы, ни назначения той доски, которую предполагается стро­гать, а прямо говорит: «Приступайте к работе». Опыт показыва­ет, что такая демонстрация учителя и главным образом жизнен­ная практика детей убеждают их в том, что работа эта не требу­ет никаких знаний, все ясно, и они начинают усиленно трудить­ся. Обычно учитель побуждает учеников работать интенсивнее, и так минут через 10—15, когда он замечает, что большинство детей уже устали, он просит их сесть и на основе замеченных ошибок начинает объяснение. Вот в этом приеме и проявляется забота учителя о создании у детей первоначальных представле­ний об операции строгания. Именно на основе первоначальных представлений о строгании, полученных в процессе упражнений, он может приступить к подробным объяснениям по этой опера­ции.

На занятиях в учебных мастерских применяются рассказ, бе­седа, объяснение, а также различные виды инструктажа.

Несмотря на известные различия перечисленных методов обучения, их следует рассматривать одновременно, поскольку они основываются на устной речи учителя. На занятиях по тру­ду учитель пользуется рассказом, беседой, объяснением, инст­руктажем, чтобы сообщить учащимся сведения о приемах обра­ботки и свойствах материалов, о конструкции инструментов и станков.

Объяснения в зависимости от характера и содержания урока могут проводиться в начале, в середине или в конце его. Важная их особенность на практических занятиях, по крайней мере в V—VI, а иногда в VII классах — сравнительная крат­кость. Они занимают обычно не более 10—20 минут. После этого учащиеся переходят к работе. Краткие сведения, например, о правилах черчения, о сортаментах материалов и другие, давае­мые учителем, учащиеся записывают в свои тетради. Как пра­вило, рассказ, объяснение и инструктаж сопровождаются пока­зом приемов работы, инструментов, образцов изделий, таблиц, картин и других средств наглядности.

Рассказ имеет ряд достоинств. В первую очередь он позво­ляет изложить объясняемый материал в стройной, логически законченной системе. Именно это достоинство делает его распро­страненным методом в обучении труду. Однако у него есть и не­достатки. Главный из них заключается в том, что он требует зна­чительных усилий для поддержания активности школьников. Беседа же не дает возможности полностью сохранить логику изложения намеченного содержания данного урока. Трудно из­бежать различных отступлений и отклонений в связи с вопроса­ми и ответами учащихся. Однако беседа в отличие от рассказа лучше активизирует группу, заставляет всех слушать позволяет вовлечь в работу всех учащихся. Именно поэтому рассказ учителя часто переходит в беседу, и, наоборот, беседа, когда это нужно для большей стройности изложения, переходит в рассказ.

Для формирования трудовых движений, для обучения уча­щихся выполнению отдельных операций применяются различные виды инструктажа. Инструктаж — это то же объяснение, но если мы в нашей педагогике и дидактике привыкли относить объяснение к формированию понятий, то инструктаж — это объ­яснение, направленное на формирование трудовых умений.

Подобное определение инструктажа отличается от принятого в литературе и требует некоторого пояснения. Иногда препода­ватели труда, выслушав краткую характеристику рассказа, бе­седы и объяснения как методов устного изложения, спрашива­ют: «Можно ли считать, что в рассказе и беседе отсутствуют объяснения?» Естественно, что рассказ и беседа не обходятся без объяснений. Учебный материал, раскрываемый в рассказе или в процессе беседы, усваивается учащимися лишь в своей главной основной части, связанной с формированием одного или ряда понятий. Особенность объяснения, как устного метода из­ложения, состоит в том, что учащийся должен усвоить его со­держание, логику, возможно более полно и точно.

Всякий инструктаж предполагает возможно более точное по­нимание и усвоение содержания и, главное, возможно более точ­ное воспроизведение учащимися объясненных трудовых дейст­вий. Иначе говоря, в инструктаже имеются главные качества объяснения, а не рассказа и беседы. То, что в инструктаже при­меняются разнообразные средства наглядности и показ приемов работы учителем, подтверждает положение о том, что он явля­ется одним из видов объяснений.

В методике производственного обучения в понятие «инструк­таж» вкладывается более широкое содержание. Как правило, в профессионально-технических учебных заведениях весь учебный процесс организационно делится на две части. Изучение основ соответствующей технологии, элементов машиноведения, черче­ния, политехнических дисциплин и других предметов ведется в классах, а формирование трудовых умений ведется в мастер­ских. Первую часть ведут преподаватели различных дисциплин, вторую— мастер производственного обучения. Основным мето­дом в учебно-воспитательной работе мастера является инструк­таж. В данном случае инструктаж понимается как система разно­образных методов и приемов, применяемых мастером и направ­ленных в первую очередь на формирование трудовых умений и навыков.

В общеобразовательной школе учитель труда формирует все знания, умения и навыки, предусмотренные программой. Можно было не вводить в методику трудового обучения термин «инст­руктаж», заменив его различными видами объяснений. Однако указанная выше особенность формирования знаний и умений, относящихся к трудовым действиям, делает полезным выделение инструктажа как объяснения особого вида. Это позволит эко­номнее характеризовать отдельные явления методики трудового обучения.

Различают следующие виды инструктажа: по его положению II системе урока — предварительный, текущий и заключительный; по его направленности к учащимся — индивидуальный, зве­ньевой, фронтальный. Кроме того, инструктаж различают так­же по форме — устный и письменный.

Поскольку инструктаж — это вид объяснения, связанный с формированием трудовых движений, постольку в процессе ин­структирования учитель в особенности интересуется теми перво­начальными образами, которые помогут ему довести до сознания учащихся объясняемый материал по данной трудовой задаче. Например, приступая к объяснению опиливания, учитель снача­ла подробно рассказывает о том, где и для каких целей приме­няется в настоящее время эта операция, какими инструментами пользуются для различных видов опиливания, какую точность обработки плоскостей и криволинейных поверхностей можно по­лучить в результате различных видов опиливания. Когда же учи­тель начинает обучать самому процессу опиливания, он начинает инструктировать учащихся, т. е. объяснять, как следует выпол­нять данный вид работы. На первый взгляд может показаться, что инструктирование содержит лишь указания к тому, как дей­ствовать инструментом. Практика показывает, что это не так. В инструктирование включается очень много элементов, кото­рые можно было бы отнести к рассказу, объяснениям, демонст­рации, упражнениям. Здесь-то и раскрывается единство трудо­вых и мыслительных процессов. Их нельзя разъединить, несмот­ря на то, что каждый из них отличается своими особенностями: нельзя правильно выполнить трудовое движение, не имея поня­тия о его структуре, темпе, ритме, развиваемых усилиях. На­пример, нельзя правильно передвигать напильник, не имея по­нятия о том, как им следует балансировать в процессе работы. Однако нельзя себе ясно представить, как им надо балансиро­вать и как им балансируют во время работы, не выполнив ряда упражнений напильником, безотносительно к тому, имеется или не имеется уже соответствующее понятие о данной работе. Вот эта взаимосвязь действия и мышления в трудовом обучении и заставляет преподавателя труда часто сменять инструктирова­ние и рассказ, в зависимости от конкретной дидактической зада­чи данного урока.

Особенность различных видов инструктажа ясна из их назва­ния. Некоторого разъяснения требует лишь письменный инст­руктаж. На занятиях в школьных мастерских широко применя­ются различные инструкционные карточки. В дальнейшем под инструкционными техническими документами мы будем понимать такие, которые содержат объяснения, относящиеся к способу из­готовления, порядку отдельных операций или раскрывающие спо­соб выполнения операций. Исходя из этого, технологическая кар­та есть один из видов инструкционной технической документации.

В перечне методов, применяемых в трудовом обучении, не указан метод демонстраций, приводимый во многих частных ме­тодиках. Объясняется это тем, что подобного метода вне расска­за, объяснения и инструктажа не существует. В трудовом обуче­нии любые демонстрации являются составной частью названных выше методов, имеющих в качестве основы устное изложение учителя. Как правило, преподаватель труда демонстрирует изу­чаемые предметы, например материалы, инструменты, машины, и другие различные наглядные пособия, например чертежи, учеб­ные таблицы, диаграммы, модели, макеты и т. д., наконец, трудо­вые приемы. Последние демонстрации имеют особое значение, поскольку в них должна раскрываться рабочая поза, хватка инструментов, конструкция движения и его особенности, выра­жающиеся в скорости, силе, темпе, ритме, точности, координа­ции и др.

О демонстрации следует в первую очередь сказать следую­щее: она должна быть хорошо видна всем учащимся и правиль­но сочетаться с объяснением или инструктажем учителя. Для ак­тивизации восприятия демонстрируемого объекта или явления важно, чтобы учащиеся увидели их в соответствующий момент объяснения или инструктажа, когда они подготовлены должным образом к наблюдению. Наибольшего продумывания, подготов­ки, в том числе и предварительной тренировки, требуют демонст­рации приемов работы. Учитель обычно показывает выполнение приема или операции в рабочем темпе, затем в замедленном темпе с остановками, выделяя отдельные трудно воспринимае­мые движения и обращая внимание на положение рук, инстру­мента и др. Далее демонстрируется работа учителя вновь в ра­бочем темпе. После этого часто приглашают отдельных учащих­ся к рабочему месту учителя для повторения показанного. Убе­дившись в том, что учащиеся понимают содержание объяснения и связанную с ним демонстрацию, учитель организует первона­чальные упражнения. Такого рода схема имеет весьма широкое распространение.

В трудовом обучении широко применяются лабораторные ра­боты, упражнения и практические работы.

Лабораторные работы — один из видов трудовых за­дач, которые состоят в практическом изучении свойств материа­лов, взаимодействия инструмента и материала, способов заточки и наладки инструментов, термической обработки и др. Лабора­торные работы чаще всего представляют собой небольшие техни­ческие или технологические исследования, направленные на рас­ширение технического кругозора учащихся, на изучение отдель­ных элементов техники и технологии. В V классе, например, при­меняется лабораторная работа по изучению свойств различных листовых металлов. Учащиеся путем простейших технологиче­ских проб и непосредственного наблюдения листовой стали, ли­стового алюминия, листовой меди и других имеющихся в мастер­ской материалов узнают их свойства, как, например, вес, упругость, цвет, блеск, твердость и др. Отдельные полоски этих ме­таллов они сгибают, пробуют их ломать, надпилить напильником, сравнивают их упругость и получают представление о внешнем виде и отдельных свойствах этих видов материалов.

В VII классе ставится уже более сложная лабораторная ра­бота, например по определению влажности древесины. Эта лабо­раторная работа требует применения сушильного шкафа, физи­ко-технических весов. В процессе данной лабораторной работы учащиеся взвешивают и измеряют образцы, измеряют темпера­туру, проводят ряд вычислений для определения процента влаж­ности. Все это позволяет удачно применить на занятиях по тру­ду знания, полученные в процессе изучения основ наук, например ботаники и физики.

Большое количество лабораторных работ применяется в процессе изучения элементов машиноведения и электротехники в VII и VIII классах.

Упражнениями называются такие работы учащихся, дидактическая задача которых в большинстве случаев состоит в первоначальном формировании умений в выполнении изучаемой операции. Характерной особенностью упражнений является узость трудовой задачи, ее ограниченность в пределах одной опе­рации или одного приема работы.

Практическими работами называются трудовые за­дачи по изготовлению деталей или предметов, состоящих из ря­да деталей. Практические работы требуют применения несколь­ких приемов и операций и по существу представляют собой из­вестный комплекс. Практическим работам учащихся постоянно стремятся придать общественно полезный характер.

Применение в учебной работе по труду лабораторных работ, упражнений и практических работ соответственно называют ме­тодом лабораторных работ, методом упражнений и методом практических работ.

В целях более полного решения задачи технического разви­тия школьников некоторые учителя труда стали применять в учебной работе различные технические задачи. Учащимся пред­лагаются задачи, требующие конструкторского или технологичес­кого решения. Многие задачи реализуются в материале. Одна­ко применяются и такие, которые решаются лишь в виде проек­та, описания технологии, расчета и т. д.

Технические задачи применяются на всех этапах обучения. Их отличительная особенность — сравнительно узкий объем со­держания. Время, необходимое для решения задачи, как прави­ло, не превышает 45—90 минут.

 

Так же как и в других учебных предметах, в трудовом обу­чении широко применяются различные экскурсии, главным обра­зом на промышленные предприятия, на которых учащиеся зна­комятся с применяемым там станочным оборудованием, техно­логией и организацией производства.

Все шире в трудовое обучение входит кино. Ряд фильмов по­зволяет на занятиях по труду эффективнее разъяснить, напри­мер,- выполнение правил техники безопасности, устройство и принципы работы некоторых станков, технологию изготовле­ния ряда сложных технических объектов, наконец, производство широко распространенных материалов, например стали, чугуна и др.

Многие преподаватели труда применяют в своей работе и другие методические приемы. Так, например, они предлагают учащимся литературу для углубления их знаний по технологии, об изготовляемых ими приборах и моделях и др.

Очевидно, ни один из перечисленных методов и приемов обучения не является универсальным. В своей работе учителя применяют различные методические средства и по-разному органи­зуют занятия, сообразуясь с учебными целями и задачами воспитания, а также с имеющимся оборудованием и материалами.

Рекомендуется прочесть похожие записи:

  1. Методика занятий в учебных мастерских в СССР
  2. Особенности процесса трудового обучения
  3. Понятие о методах и формах
  4. Системы трудового обучения
Формы и методы
4 июля, 2016 admin

Навигация по записям

Типы занятий в школьных мастерских → ← Формы организации учебной работы

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Рубрики

  • Без категории
  • В каждой шутке есть доля шутки
  • Видео
  • Воспитание
  • Как учили в СССР
  • Личные финансы
  • Материально-техническое обеспечение
  • Методика обучения
  • Повышение квалификации
  • Семейная экономика
  • Современное технологическое образование
  • Творческий проект
  • Тесты
  • Техника безопасности
  • Участие в олимпиадах и конкурсах
  • ФГОС
  • Это интересно
    • Азбука профориентации
    • Здоровье
  • О проекте
  • Концепция предметной области «Технология» 2019
  • Методика занятий в школьных мастерских
  • Охрана труда и техника безопасности
  • Тестирование
  • Презентации
  • Творческие проекты
  • Всероссийская олимпиада
  • XXIII Международная НПК
  • Всероссийская конференция «Технологическое образование»
  • Дополнительные материалы
  • Родителям и учащимся
  • Азбука профориентации
  • Здоровье
  • Записи
  • Задать вопрос
  • Обучение безопасности труда
  • Видеокурсы по 3D моделированию
Работает на WordPress | тема SG Window