Основной формой работы учащихся в мастерских является урок (занятие — сдвоенный урок), проводимый учителем по плану с определенным составом учащихся. В связи с тем что учитель не может руководить обучением более 20—25 человек, для занятий по труду класс делится на две группы, как правило, на группу мальчиков и группу девочек, вследствие имеющейся дифференциации содержания трудового обучения для мальчиков и девочек.
В системе трудового обучения используется ряд форм организации занятий, отвечающих конкретным дидактическим задачам, например: практические занятия, лабораторные занятия, занятия, посвященные производительному труду, занятия-экскурсии и др.
На занятиях в учебных мастерских чаще всего можно встретить следующие организационные формы работы школьников.
Фронтальная организация учебной работы учащихся. Ее особенность заключается в том, что все школьники одновременно выполняют одну и ту же работу. Очевидно, темп работы учащихся различен. Поэтому при фронтальной организации нередко на занятиях можно увидеть учащихся, выполняющих различные операции данного трудового задания. Тем не менее важнейшая особенность этой формы заключается в том, что объяснение учителя воспринимается одновременно всем классом, относится ко всем учащимся, и поэтому она особо выгодна на первых этапах обучения, при формировании первоначальных знаний и умений.
Кроме фронтальной работы, на занятиях в мастерских часто применяется организация работы учащихся отдельными звеньями по 3—5 человек. При этом возможны два варианта. Каждое звено выполняет одно и то же трудовое задание, а отдельные его члены на основе разделения труда выполняют различные работы. Другой вариант заключается в том, что звенья получают различные трудовые задания и, естественно, каждый член звена при этом также выполняет различные работы. Подобная организация учащихся уже не дает возможности учителю вести объяснение сразу всей группе. Данная организация учащихся характеризуется уже работой учителя непосредственно со звеном. Обычно такая организация учащихся оправдывает себя тогда, когда школьники уже вооружены определенным кругом знаний и умений.
Третья форма организации учащихся называется индивидуальной. Суть ее заключается в том, что все учащиеся или большинство из них получают различные индивидуальные задания на сравнительно длительный период. В качестве примера можно привести индивидуально-зачетные работы восьмиклассников.
В практике различных учителей можно увидеть смешанную форму организации работы школьников, являющуюся сочетанием трех перечисленных основных форм. Например, нередко вся группа работает фронтально, за исключением одного звена. Можно также встретить сочетание звеньевой организации работы школьников с индивидуальными заданиями, поручаемыми небольшому числу учащихся.
Применение отдельных форм организации учащихся связано с содержанием обучения, уровнем знаний и умений учащихся, а также выбранным методом обучения. На первых этапах чаще всего учителя применяют фронтальную организацию учащихся. Далее они переходят к звеньевой организации и, наконец, при более полной подготовке учащихся применяют индивидуальную форму.