Тема 3. Информация, необходимая при выборе учебного заведения
В нашей стране количество учебных заведений профессионального образования очень велико, только высших учебных заведений более двух тысяч. Безусловно, это затрудняет выбор.
Для того чтобы принять решение о выборе специальности и учебного заведения, необходимо знать, к какому типу относится учебное заведение (университет, институт, техникум, колледж, лицей), и ознакомиться с лицензией данного заведения на право ведения профессиональной образовательной деятельности, так как высшее учебное заведение вправе объявлять прием граждан только при наличии лицензии.
Лицензия выдается на основании экспертизы. Предметом и содержанием экспертизы является установление соответствия условий осуществления образовательного процесса требованиям к обеспеченности учебными площадями, санитарным и гигиеническим нормам, охране здоровья обучающихся и работников образовательных учреждений, оборудованию учебных помещений, оснащенности учебного процесса и образовательному цензу педагогических работников. Лицензию учебное заведение получает при открытии.
Также необходимо проверить наличие у учебного заведения свидетельства о государственной аккредитации. Государственную аккредитацию вуз может получить по результатам государственной аттестации только после- первого выпуска студентов, так как в процедуру получения свидетельства входит оценка знаний, приобретенных в процессе обучения. Если вуз имеет аккредитацию, это значит, что уровень образования соответствует государственному стандарту о высшем образовании, благодаря которому регламентируется содержание и объем учебных программ, название специальностей, специализаций и квалификаций, а также профессиональный уровень преподавательского состава и материально-техническая база учреждения. Только при наличии у негосударственного вуза свидетельства о государственной аккредитации вы можете получить диплом государственного образца. Если вуз не имеет государственной аккредитации, то по его окончании вы полу-чаете диплом установленного образца. Следует помнить, что свидетельство о государственной аккредитации действительно в течение 5 лет с момента получения.
Обратите внимание на тот факт, что в Российской Федерации существуют различные формы собственности учебных заведений: государственные (в том числе муниципальные и субъектов Федерации) и негосударственные (учредителями которых являются юридические или физические лица). Все аккредитованные учебные заведения, независимо от формы собственности, имеют равные права на выдачу дипломов государственного образца и предоставление отсрочки от призыва на срочную военную службу.
Важнейшим вопросом для абитуриента является и вопрос специальности и квалификации, которые он получит в процессе обучения. Напомним, что специальность — это совокупность знаний, умений и навыков, приобретенных в результате образования и обеспечивающих постановку и решение определенных профессиональных задач. Квалификация по направлению подготовки и специальности высшего профессионального образования определяет уровень обученности, подготовленности к выполнению определенных профессиональных задач. Еще раз уточним, что в высшем профессиональном образовании существует три квалификационных уровня:
- Бакалавр — базовое высшее профессиональное образование без узкой специализации, ориентированное на практическую деятельность (срок обучения 4 года).
- Магистр — высшее профессиональное образование, ориентированное на научно-исследовательскую деятельность. В рамках учебной про-граммы предусмотрено написание магистерской диссертации, т.е. научного исследования по определенной теме (срок обучения 6 лет).
- Дипломированный специалист (срок обучения 5 лет).
Аккредитованное учебное заведение ведет подготовку в рамках государственного образовательного стандарта, федеральный компонент определяет основное содержание учебной программы, требования к уровню и квалификации преподавателей, программные требования по каждому курсу; региональный компонент и компонент учебного заведения позволяют наполнить программу подготовки дополнительными, специальными дисциплинами, что и отличает одно учебное заведение от другого. Таким образом, проверив наличие у учебного заведения аккредитации, вы убеждаетесь в том, что содержание учебного процесса и состав преподавателей будет соответствовать государственным требованиям.
Так как для вас важно не только получение теоретических знаний, но и практическая подготовка к профессиональной деятельности, следует обращать внимание и на организацию практического обучения студентов (базы прохождения практики, выполняемые обязанности). От качества организации практики во многом зависит уровень профессиональной компетентности специалиста. В начальном профессиональном образовании — это основа обучения. Мастерские и лаборатории в учебном заведении могут быть оснащены по последнему слову техники, однако только работа на действующем производстве позволит приобрести необходимые трудовые навыки, опыт взаимодействия в коллективе, увидеть результат своего труда, обратить внимание на то, что пока не получается.
Колледжи и техникумы в основном имеют базовые предприятия, где проходят практику студенты, однако вопрос прохождения практики по социально-гуманитарным специальностям решается сложно.
Основные проблемы при организации практики испытывают именно учебные заведения высшего профессионального образования, во-первых, потому, что вузов у нас больше всего, во-вторых, потому, что, выходя на практику, студенты еще не имеют никаких навыков и у многих работодателей вследствие этого сложился негативный опыт сотрудничества с вузами, от которого стараются отказаться.
Немаловажным для поступающих являются и условия, которые предоставляет учебное заведение для обучения, — помещение, оборудование, учебные материалы. Выполнение основных требований к условиям обучения проверяется во время процедуры государственной аккредитации. Понять, устраивают ли вас условия обучения, можно, только побывав непосредственно в учебном заведении, если есть такая возможность (как правило, все учебные заведения устраивают дни открытых дверей, когда можно и познакомиться с особенностями содержания обучения в данном учебном заведении, и оценить условия обучения).
Обратите внимание при выборе учебного заведения, оказывает ли оно помощь в трудоустройстве выпускников, какова статистика трудоустройства по выбранной вами специальности.
При выборе учебного заведения важно знать еще и следующее:
~ какие формы обучения (дневная, вечерняя, заочная, экстернат) предоставляются;
~ какова продолжительность обучения;
~ есть ли возможности получения образования с оплатой стоимости обучения;
~ предоставляются ли услуги в области дополнительного образования;
~ организуется ли досуг студентов;
~ насколько удобно для вас место расположения учебного заведения; имеется ли возможность проживания в общежитии;
~ каков порядок приема в учебное заведение и что представляют собой вступительные испытания.
Информационные источники при выборе образовательного маршрута
Итоги
Учебное заведение профессионального образования должно иметь лицензию на право ведения образовательной деятельности и свидетельство о государственной аккредитации, вести подготовку по специальностям и направлениям в соответствии с этими документами.
Качество образования зависит от квалификации преподавательского состава, содержания учебных программ, материально-технической базы и возможностей организации практического обучения.
Выбор учебного заведения осуществляется после сбора и анализа информации по нескольким учебным заведениям, так как необходимо иметь запасной вариант учебного заведения.