В педагогической литературе можно встретить несколько взглядов на содержание понятий «методы» и «формы» обучения. Большинство авторов считают, что метод — это способ (путь) работы учителя и учащихся, способ формирования у учащихся соответствующих знаний, умений и навыков. Формой принято называть ту организацию учащихся, в которой реализуется данный метод обучения.
Поскольку любой способ преподавания и учения связан с определенной организацией учащихся для учебной работы, постольку метод и форма неразрывны и диалектически связаны между собой. Однако нельзя говорить о форме и методе обучения вне конкретного содержания изучаемого материала. Способ передачи знаний, способ формирования умений и навыков зависит от того, чему нужно научить учащихся. Следовательно, форма и метод не только связаны между собой, но и определяются конкретными дидактическими задачами, вытекающими из содержания обучения.
Очевидно, наилучшие результаты могут быть получены тогда, когда удается для данного содержания выбрать наиболее эффективный способ преподавания и учения, а также наиболее соответствующую организацию учащихся. Из этого следует неразрывная связь и взаимозависимость содержания, форм и методов обучения.
Многолетний опыт преподавания, отраженный в многочисленных дидактических работах, позволяет назвать весьма ограниченное число методов обучения. Чаще всего количество их не выходит за пределы первого десятка. Между тем постоянно меняющиеся с возрастом психофизиологические особенности и познавательные способности школьников, а также многообразие содержания всех учебных предметов требуют применения множества методов, множества подходов в процессе преподавания и учения.
Трудности в строгой классификации приемов и методов преподавания состоят в том, что в опыте учебной работы они применяются в совокупности, в сочетании, образуя целую систему приемов и методов. Классификация методов и приемов учебной работы не является самоцелью. Она может дать положительные результаты лишь в том случае, если возникают возможности эффективно раскрыть явления обучения и учения и на этой основе построить соответствующие рекомендации.
В настоящее время обнаруживаются различные точки зрения в подходе к классификации методов обучения и, главное, в обосновании различных классификаций. Одни авторы берут за основу деятельность учителя, другие — деятельность учащихся, третьи— способ восприятия школьниками изучаемого материала и т. д. Мы считаем, что наличие нескольких подходов к этой проблеме полезно, хотя и не видим пока каких-либо решающих продвижений в раскрытии существа проблемы метода обучения.
Исходя из опыта занятий в учебных мастерских, в данной работе принимается следующая система методов и форм обучения.
Методы | Формы |
Рассказ, беседа, обьяснение (инструктаж) Лабораторная работа Упражнения Практическая работа Решение технических задач Экскурсия Кино Работа с литературой
|
Занятие — основная форма организации учебной работы в мастерских, которая в соответствии с дидактической задачей строится в виде практических занятий, лабораторных занятий, занятий с производительным трудом, экскурсий и т. д. На занятиях применяются следующие формы организации работы учащихся: фронтальная, звеньевая, индивидуальная, смешанная. |