Требования, предъявляемые к разработке тестовых заданий
Одной из форм аттестации является тестирование — процедура, позволяющая объективно установить уровень учебных достижений учащихся, то есть:
- теоретических знаний,
- интеллектуальных умений,
- практических навыков.
Но, чтобы эффективно использовать систему тестирования, необходимо помнить о некоторых правилах (положениях), касающихся тестов, то есть – о целях, о требованиях, о полезных рекомендациях.
Цели. Целями построения комплексной системы промежуточного и итогового контроля знаний учащихся являются:
- систематизация знаний;
- использование потенциала дисциплины для формирования умений и навыков свободного поиска информации, ее отбора и пересмотра знаний;
- развитие навыков анализа информации;
- формирование у учащихся умений и навыков исследовательской деятельности;
- стимулирование мотивации учащихся к учебе на основе информирования их о результатах учебной деятельности;
- овладение учащимися технологической диагностики знаний и умений.
Требования. Для того чтобы тесты могли выявлять достижение (знания) учащимися одного из уровней усвоения в процессе обучения, сами тесты должны быть разработаны с учетом названных исходных положений и отвечать определенным требованиям:
- соответствие теста содержанию и объему полученной студентами информации;
- соответствие теста контролируемому уровню усвоения;
- определенность теста;
- простота теста;
- однозначность теста;
- надежность теста.
Рекомендации по применению.
При использовании тестирования в учебном процессе рекомендуется:
- четко формулировать цель тестирования:
- определение промежуточного уровня знаний;
- определение итогового уровня знаний;
- повторение определенного материала;
- решение определенной проблемы;
- помнить, что при увеличении количества содержащихся в тесте заданий повышает его надежность;
- тест должен включать по возможности заданий различных типов и видов, так как это повышает его достоверность;
- помнить, что дихототомическое построение ответов (по принципу: «да»-«нет») снижает надежность тестов;
- формулировать каждое тестовое задание максимально просто;
- не включать в текст теста прямые цитаты из книг;
- не использовать в тесте задания-ловушки, провокационные вопросы;
- не должно быть в тесте задач, дающих ответы на другие вопросы;
- избегать вопросов, ответить на которые можно на основе общей эрудиции без специальных знаний, полученных при изучении данной дисциплины;
- не вводить в тест задания или вопросы, касающихся мелких деталей и частностей;
- использовать оригинальный подход в постановке вопросов, так как это повышает привлекательность теста;
- использовать (целесообразно) диаграммы, таблицы, рисунки, схемы, блок-схемы и др., поясняющие задания;
- помнить, что каждое задание не должно иметь многоцелевую направленность и призвана выявлять лишь один, определенный аспект;
- формулировать каждое задание или вопрос на обычном и ясном (однозначность терминов) языке, понятном испытуемым.
Правила составления тестовых заданий.
- Нельзя включать ответы, неправильность которых на момент тестирования не может быть обоснована учащимися.
- Неправильные ответы должны конструироваться на основе типичных ошибок и должны быть правдоподобными.
- Правильные ответы среди всех предлагаемых ответов должны размещаться в случайном порядке.
- Вопросы не должны повторять формулировки учебника.
- Ответы на одни вопросы не должны быть подсказками для ответов на другие.
Классификация форм и видов тестовых заданий.
Любой тест представляет собой совокупность нескольких тестовых заданий, каждое из которых является минимальной составляющей единицей теста, состоящей из условия (вопроса) и в зависимости от типа задания может содержать или не содержать набор ответов для выбора. Выделяют четыре основные формы тестовых заданий:
- закрытой формы, в которой тестируемые выбирают правильные ответы из нескольких предложенных;
- открытой формы, где ответы дают сами испытуемые;
- на соответствие, при ответе на которые элементам одного множества требуется поставить в соответствие элементы другого множества.
Диагностика качества обучения должна представлять собой сочетание традиционных форм и методов контроля и тестового контроля, позволяющего достаточно точно, объективно оценить качество усвоения.
Обычно тест состоит из задания и эталона, который является образцом (последовательно и абсолютно правильно выполненное задание).
Простота процедуры, непосредственное фиксирование результатов, возможность индивидуального и группового контроля, удобство математической обработки, механизация проверки ответов, небольшие затраты времени и другие преимущества тестирования очевидны. Однако при тестировании, механизированном контроле несколько снижается качество контроля по сравнению с обычным, «ручным». Ни одна контрольная машина, ни один тест не могут сравниться ни сегодня, ни в обозримом будущем с учителем по своим адаптационным способностям, по возможности учета истории и предыстории обучения и ответов обучающегося. Поэтому тестовые задания, тестовые методы контроля не всегда могут быть признаны исчерпывающими и полностью исключающими методы, основанные на педагогическом наблюдении и систематическом изучении деятельности обучающегося в учебных мастерских. Вот почему оценки отдельных обучающихся с помощью тестов дополняются и контролируются оценкой, основанной на длительном наблюдении в учебном классе, лаборатории, учебной мастерской.
Стандартизированный (тестовый) и традиционный контроль должны не исключать, а взаимно дополнять друг друга. Так требует образовательный стандарт.
Стандартизированные диагностические методики для определения качества обучения представляют собою подробные тесты целевого назначения с краткими методическими рекомендациями по особенностям их применения. При разработке тестов контроля теоретических знаний можно пользоваться уровневым подходом В. П. Беспалько (Беспалько В. П. Инструменты диагностики качества знаний учащихся / В. П. Беспалько / Школьные технологии. – 2006. – № 2. – С. 138–150. ).
Тест состоит из задания и эталона — образца правильно выполненного задания. Сущность тестирования — сличение каждой операции фактически выполненного задания с эталоном. Исходным документом для разработки теста является программа обучения.
Алгоритм разработки тестов контроля качества деятельности обучающихся с учетом уровней освоения деятельности (умений и навыков) в процессе обучения
- Определить объект тестирования.
Необходимо весь учебный материал разбить на учебные элементы: понятия, определения, факты, закономерности, законы, теории, процессы, явления, формулы, правильность выполнения трудовых приемов, полнота и правильность освоения трудовых операций (видов работ), рациональность и качество способов выполнения работ комплексного характера, обслуживания оборудования, управления процессом и т. д. Учебный элемент – это минимальный объём учебного материала имеющий логически законченную мысль.
- Определить уровень освоения деятельности, контролируемой с помощью теста.
1 уровень — первоначальное освоение приемов, операций и способов выполнения простых комплексных работ.
2 уровень — выполнение комплексных работ средней сложности на базе освоенных и закрепленных трудовых приемов и операций; освоение приемов и способов работы на новом оборудовании, применения новых инструментов, приборов, оснастки; освоение новых технологий.
3–4 уровни — проверка успешности сформированности мастерства.
- Сформулировать задание. Требования к заданиям:
– типичность для профессии;
– ограниченность во времени выполнения теста (не более 1–1,5 часа);
– посильность для выполнения на соответствующем этапе обучения;
– однозначность эталона выполнения теста;
– четкость и определенность формулировок и условных обозначений.
- Определить условия выполнения теста. Указывается: место, оборудование и оснащение для проведения тестирования; характер заготовок, используемые материалы и другие исходные данные; требования к результатам выполнения теста по качественным и количественным показателям; учебно-техническая документация.
- Разработать эталон выполнения теста. Для тестов контроля правильности выполнения приемов и операций — перечень и описание правил, способов, количественных параметров и другие требования к качеству выполнения приемов и операций. Для тестов-процессов — описание технологических операций и переходов в рациональной их последовательности.
- Определить существенные операции. Существенными операциями эталона являются только те операции, которые определяют успешность, т. е. полноту, правильность, качество выполнения задания, и являются целью контроля, осуществляемого с помощью данного теста.
- Экспертная оценка и отработка содержания теста.
В качестве экспертов следует привлекать опытных учителей и методистов.