Различают следующие типы занятий в школьных мастерских: урок, связанный с объяснением нового материала; урок, связанный с самостоятельным выполнением трудовой задачи; урок, связанный с конструированием и техническим моделированием.
Кроме этих типов занятий, в трудовом обучении применяются занятия, посвященные лабораторным работам, просмотру кинофильмов, экскурсиям, наконец, занятия, посвященные производительному труду, организуемому на основе широкого разделения труда.
Общая структура всех уроков может быть представлена в следующем виде: группу вводят в учебную мастерскую, проверяют явку учащихся на занятие по групповому журналу. Далее следует объяснение и вводный инструктаж по содержанию урока. Учитель проверяет ранее усвоенные знания и знания учеников в связи с вводным объяснением и инструктажем. Учащиеся выполняют полученное задание или упражнение, предусмотренное планом урока. Учитель индивидуально инструктирует учащихся в выполнении изучаемых операций. К концу занятия обычно следует подведение итогов, завершающее урок. Затем следует укладка инструментов и незавершенных работ на место, уборка рабочих мест, мытье рук и уход группа из мастерской. Урок, имеющий целью изучение нового технического материала для формирования новых знаний и умений, чаще всего отличается
именно такой структурой. Если же на уроке продолжается работа, начатая на предыдущих занятиях, структура его несколько меняется. После ввода учащихся в мастерскую и проверки их явки по классному журналу они получают необходимые инструменты и незаконченные предметы и приступают к работе. На таких занятиях в большинстве случаев учитель, переходя от одного рабочего места к другому, инструктирует учеников. В тех случаях, когда наблюдаются общие ошибки для данной группы, учитель останавливает работу, подробно рассказывает о сути ошибки и инструктирует учащихся, объясняя, каким способом должна быть эта ошибка устранена.
Все занятие характерно тем, что учащиеся, как правило, выполняют трудовое задание, не отрываясь для фронтального выслушивания объяснений и указаний учителя. Лишь только в том случае, когда учитель подходит непосредственно к ученику, он прекращает работу, задает учителю соответствующие вопросы, получает необходимое разъяснение и продолжает работу.
Во многих школах установилась практика, когда по окончании занятия школьники предъявляют учителю выполненную работу для ее оценки. На это требуется обыкновенно 30—40 минут. Учитель сидит на своем рабочем месте у доски, и постепенно все учащиеся подходят к нему и предъявляют свои работы. Однако практика эта не общая. Во многих школах оценки проставляются лишь за завершенный предмет. Подробнее об этом будет рассказано в разделе об учете и оценке знаний и умений учащихся.
Третий тип урока, связанный с самостоятельным конструированием и техническим моделированием, включает, кроме операций по обработке материалов, значительное время на обдумывание трудового задания, на подготовку проекта, на изучение чертежей, выбор инструментов, материалов и далее на выполнение трудового задания. Работа учителя и на этом занятии, как и на предыдущих, такая же: учитель переходит от одного рабочего места на другое, проводит с учащимися индивидуальные беседы и инструктаж, помогает им в решении технической части заданий, в выборе инструментов, материалов, в изготовлении данной модели или учебного пособия.
В зависимости от применяемой формы организации учащихся меняется и структура занятия по моделированию. Если в V классе все учащиеся одновременно изготовляют одну и ту же модель, например модель лодки, то объяснения могут быть проводимы сразу для целой группы и далее после общих объяснений будут иметь место индивидуальные объяснения и инструктаж, как это указывалось выше. Если работа организуется звеньями или учащимся даны индивидуальные задания, то структура урока остается такой же, как указано в третьем типе занятий.
Основные учебные рабочие места закрепляются за учащимися на полугодие (или весь год) в начале занятий в данной мастерской. В настоящее время широко распространена практика нумерации рабочих мест и закрепленных за ними инструментов общего пользования. Эта практика оправдывает себя. В начале работы, при размещении учащихся по рабочим местам, им объявляются номера верстаков, за которыми они будут постоянно работать.
Размещение учащихся ведут с учетом роста, состояния зрения и некоторых индивидуальных особенностей учащихся, которые могут явиться причиной размещения их поближе к рабочему месту учителя.
При организации и планировании учебной работы перед учителем в первую очередь встают две задачи: планирование учебного материала по полугодиям, четвертям и отдельным занятиям и подготовка материальной базы.
Известно, что сейчас руководители школ не требуют от преподавателей труда представления календарного плана занятий. Им необходимо лишь иметь планы и конспекты отдельных занятий. Однако то, что занятия связаны с работой в двух мастерских я что успешность их в большой мере зависит от тщательной подготовки инструментов, материалов, технической документации в виде чертежей и инструкционных карт, наглядных пособий, — все это делает обязательным календарное планирование содержания занятий по труду как минимум на четверть или полугодие, чтобы можно было заранее предусмотреть ход учебно-воспитательной работы и сроки, к которым потребуются те или иные материалы, инструменты, чертежи, наглядные пособия и др. Без календарного планирования работа учителя труда может быть значительно осложнена, а в некоторых случаях и сорвана.
Календарный план составляется обычно последующей форме:
№ занятия, дата | Содержание занятия | Объекты труда | Материалы | Инструменты | Наглядные пособия | Примечания |
На первый взгляд может показаться чрезмерно громоздким столь подробное планирование 17—18 занятий. Начинающего учителя может оттолкнуть от этого важного дела необходимость затратить несколько часов. Учителя, работающие несколько лет, хорошо знают, насколько окупает себя тщательно проведенное предварительное планирование, сколько времени благодаря ему удается сэкономить.
Составление плана начинают с анализа программы для данного класса. Учитель должен точно представить себе круг знаний и умений, который предстоит получить учащимся в течение планируемого срока. Но это лишь часть дела. Здесь мы вновь должны попросить читателя обратиться к главе о содержании занятий в учебных мастерских и обратить внимание на принципы его отбора. Они должны найти отражение в плане. Необходимо заранее продумать и создать условия для их реализации. Продумывая систему занятий, учитель постоянно имеет в виду политехнический характер трудового обучения. В процессе занятий в учебных мастерских учащиеся должны получить систему знаний о производстве, связанном с изучаемой технологией и техникой. Ни одно занятие не должно проходить без внесения определенного вклада в развитие политехнического кругозора школьников. Забота учителя о политехническом обучении выражается в том, что, изучая отдельные вопросы технологии, он не опускает сведения о ее характере в промышленных условиях, о путях ее усовершенствования, о применяемых машинах и станках. Рассказывая учащимся об изготовлении, назначении, применении и свойствах различных материалов, он, как правило, раскрывает эти сведения с производственных позиций и иллюстрирует их, исходя из особенностей изучаемого технологического процесса в школьных мастерских.
Именно поэтому в плане каждого занятия появляется краткая заметка о содержании рассказа, объяснения, относящихся к ознакомлению школьников с соответствующей отраслью производства, его техникой, технологией и организацией. В результате такого подхода к планированию четче выясняется политехническая нагрузка на экскурсию, конкретизируется круг сведений о производстве, который постепенно будет развертываться на занятиях и завершаться при посещении школьниками соответствующего предприятия. Учителя труда часто обращают внимание на то, что не обязательно экскурсии планировать в конце полугодия. Экскурсии могут с неменьшей пользой проводиться в разное время в течение полугодия. С этим надо согласиться. Экскурсии можно планировать и в середине полугодия. Полученные учащимися знания учитель использует при изучении последующих тем.
При составлении плана учитель не упускает из виду связь трудового обучения с изучением основ наук. Продумывая содержание занятий, он выясняет, какие сведения из основ наук следует привлечь для раскрытия особенности данной технологической операции, материалов и их свойств, конструкции инструментов, устройства и принципа работы машин, приборов и др. Нередко учителю приходится самому коротко раскрывать некоторые явления, относящиеся к физике, химии, биологии и другим наукам, с помощью которых можно яснее, глубже понять материал из техники или технологии. Эти сведения учащиеся могут получить лишь на следующих этапах изучения основ наук. Примеры таких сведений приведены в главе о вопросах методики технического моделирования.
Далее учитель планирует содержание труда учащихся, объекты работы и условия, при которых они могут носить общественно полезный характер. Это один из центральных вопросов современной методики занятий в учебных мастерских.
Выше указывалось, что качество работ учащихся на занятиях в школьных мастерских все еще оставляет желать лучшего. Многие работы учащихся всех классов не могут быть использованы в дальнейшем, труд перестает быть общественно полезным, и поэтому нередко снижается интерес учащихся к занятиям в мастерских.
Речь идет не об уровне умений, соответствующих данному возрасту, который, разумеется, не может быть достаточно высоким, например, у учащихся V—VI классов, а о той методической и технической подготовке труда учащихся, которая обеспечивала бы изготовление предметов в соответствии с предъявляемыми к ним требованиями.
Передовые учителя труда, анализируя технологию изготовления предмета, рассматривают каждую операцию, каждый прием с точки зрения качества, т. е. с точки зрения точности изготовления деталей, чистоты поверхностей, правильности сборки, доступных учащимся данной группы. Если встречаются операции, которые ручными инструментами могут быть выполнены высококачественно лишь в результате многих упражнений, учитель готовит соответствующие приспособления. Тщательно продуманная методика занятий в сочетании с применением многих приспособлений почти всегда приводит к высокому качеству изделий учащихся. Это в равной мере касается всех возрастов, поскольку старшие школьники получают более сложные трудовые задания.
Поэтому, планируя содержание труда, важно одновременно предусмотреть изготовление в мастерских или на шефствующем предприятии необходимых приспособлений, приобретение специальных инструментов, материалов и др. Важно также продумать подготовку чертежей или эскизов приспособлений. Без них работа часто задерживается. В дальнейшем, при планировании занятий по теме, будут уточняться технология изготовления отдельных деталей и сборки, а также те требования к качеству работы, которые надо объяснить учащимся.
Реализация принципа общественно полезной работы учащихся не исключает некоторых учебных упражнений, необходимых для формирования первоначальных знаний и умений. Реализация этого принципа также предполагает организацию производительного труда, например изготовление деталей или изделии по заказу предприятий на основе широкого разделения труда. В некоторых школах учителя чрезмерно увлекаются такой работой. Она будет в методическом отношении правильной лишь в том случае, если заказ требует применения изучаемых операций и если работа может быть организована как на основе разделения труда, так и на основе выполнения более или менее широкого комплекса каждым учащимся.
Когда учащийся выполняет самостоятельно многооперацион- ное задание, он сталкивается с необходимостью изучить чертеж, спланировать работу, многократно менять инструменты, приспособления, подбирать материалы и т. д. Одним словом, в этом случае создаются благоприятные условия для мыслительной деятельности, для проявления творчества.
Работа на основе широкого разделения труда имеет иные достоинства. Она позволяет поставить учащихся в условия, когда от работы каждого из них зависит работа нескольких учащихся или всей группы. Это весьма важно для решения воспитательных задач на основе коллективного труда.
Учитывая это, при планировании подбираются такие трудовые задачи, которые будут выполняться индивидуально каждым учащимся и коллективно звеньями или всей группой.
Наконец, при планировании занятий на четверть или полугодие учитель включает в занятия ряд трудовых заданий, отдельных педагогических мероприятий, связанных с развитием технического творчества учащихся и их конструкторских способностей. Это касается в значительной мере методики проведения занятий, так как почти любое Содержание, работа над любым изделием позволяют систематически побуждать учащихся самостоятельно решать технологические и конструкторские вопросы, начиная с выбора заготовки и кончая сборкой и отделкой изготовляемого предмета. Особое значение имеет подготовка учащихся к работе по моделированию и проведению занятий, связанных с техническим моделированием, о которых речь идет в главе V. При планировании намечается также решение технических задач, которые конкретизируются при планировании отдельных тем и занятий.
Изучив программу для данного класса, учитель разделяет ее содержание на отдельные занятия. Их содержание записывается коротко, обычно на основе текста программы. Одним из трудных вопросов при календарном планировании является вопрос об объеме содержания занятия, о той «порции» материала, которая может быть реализована в течение 90 минут.
Учитель труда при этом руководствуется следующими соображениями. На каждом занятии примерно 15—20 минут тратятся на рассказ, беседу, инструктирование и минут 60—70 на практические работы учащихся. Необходимо в календарном плане иметь в резерве 1—2 занятия для завершения работ учащихся и I занятие в каждом полугодии для проведения фронтальных контрольных работ. Если к этому добавить одну экскурсию, то отбор предметов для изготовления на занятиях должен учитывать 13—14 занятий в полугодие.
При отборе предметов, намечаемых к изготовлению на занятиях, следует иметь в виду форму и методику организации занятий: желательно взять предметы, необходимые во многих экземплярах, позволяющие организовать фронтальную работу группы, а также такие, которые нужны в 1—5 экземплярах для работы звеньями или в виде индивидуальных заданий.
Обычно в школах в течение года выясняется перечень работ, в первую очередь вытекающий из нужд учебных кабинетов и хозяйства школы. К этому перечню добавляется ряд заданий промышленных предприятий, детских садов, колхозов, совхозов. При календарном планировании намеченные объекты распределяются по классам и группам с учетом посильности для учащихся требуемой технологии и круга операций, предусмотренного программой.
За календарным планированием следует более детальное планирование отдельных тем и занятий. Перед каждым занятием ставится определенная задача по накоплению новых знаний и умений или по закреплению ранее изученных. На отдельные занятия учитель составляет краткие конспекты, в которых конкретизируются отдельные стороны занятия, намеченные в календарном плане.
В конспектах отражается фактическое развитие обучения, которое в той или иной мере может отклоняться от календарного плана. В конспектах намечаются технические задачи для группы и для отдельных учащихся, вопросы, которые следует задать группе для проверки их знаний и закрепления изученного. В конспектах обычно появляются повторные работы для всей группы или для отдельных- учащихся, индивидуальные задания для тех школьников, которые вырвались вперед и успели закончить работу, выполняемую фронтально, и др. В конспектах обычно намечаются мероприятия по проверке и оценке знаний и умений учащихся.
В заключение вновь обратим внимание учителей на то, что чем тщательнее, чем продуманнее осуществлены все звенья планирования работы, тем успешнее проходят занятия, тем больше времени можно сэкономить, наконец, тем меньше усилий потребует от учителя учебная работа, т. е. реализация этих планов.
Исходя из разработанных планов, учитель уточняет содержание занятия, его отдельные элементы. Продумываются вводная, основная и заключительная части занятия. Готовясь к занятию, учитель просматривает соответствующую литературу, отмечает новые термины и понятия, которые следует разъяснить ученикам, выделяет теоретический материал, требующий объяснения, намечает содержание беседы или рассказа, подготавливает необходимые наглядные пособия и все, что потребуется для работы учащихся: проверяет наличие и содержание инструмента, подбирает соответствующий материал в виде заготовок, чертежи, инструкционные карты и делает чертеж на доске.
Существенным моментом в подготовке к уроку является контрольное изготовление преподавателем предмета, который предстоит (как правило, фронтально)- делать школьникам. Во- первых, этот предмет явится наглядным пособием при объяснении трудового задания, во-вторых, в процессе его изготовления учитель уточнит технологию, которую будет рекомендовать учащимся, и время, необходимое для данной работы.
Если на уроке предполагается показать учебный кинофильм, учитель должен его предварительно просмотреть и продумать, какие места фильма требуют разъяснения, как будет организована беседа с учащимися после демонстрации для выяснения, что они узнали из кинофильма, на что обратили внимание. Учитель продумывает вопросы, которые будет задавать учащимся. Некоторые фильмы могут потребовать предварительных объяснений. Учитель кратко рассказывает о содержании кинофильма и называет ряд его мест, на которые следует обратить- особое внимание. В процессе подготовки к киноуроку проверяется качество затемнения, проекции и другие технические моменты.
Подготовка к экскурсии на промышленные предприятия начинается с непосредственного просмотра учителем всего того, что увидят учащиеся. Уточняется организационная сторона дела: можно ли будет провести по цехам целую группу (20 человек) или, что бывает чаще всего, придется разделить ее на две части? Учитель выясняет, кто из технического персонала предприятия сможет оказать ему помощь в проведении экскурсии. Далее намечаются объекты, которые должны быть осмотрены учениками более подробно и соответствующим образом разъяснены им. Только после такой предварительной подготовки можно рассчитывать на то, что экскурсия пройдет успешно.
Если на занятии предполагается провести лабораторную работу, учитель предварительно сам ее проделывает, продумывает содержание объяснений, намечает вопросы учащимся и тщательно подбирает все необходимые материалы, инструменты, принадлежности.
В зависимости от содержания урока и его цели учитель применяет различные методы. Он должен все время иметь в виду всю группу в целом и каждого ученика в отдельности. В ходе работы учитель постоянно переходит от одного рабочего места к другому, наблюдает, как выполняется трудовое задание, помогает отдельным школьникам разобраться в чертеже, исправляет рабочую позу, хватку инструмента, показывает приемы работы и т. д. В тех случаях, когда какая-либо ошибка наблюдается у многих учеников, он предлагает прекратить работу, объясняет сущность ошибки и как ее следует предупредить или исправить.
За 10 минут до конца занятия преподаватель предупреждает учащихся, что через 5 минут они должны сдать законченные и незавершенные работы. Обычно на своих работах школьники пишут свои фамилии. Дежурные собирают изделия и укладывают в шкаф или на стеллажи. В заключительной части обычно, подводятся краткие итоги занятия. Нередко учитель называет фамилии учащихся, которые хорошо работали, и тех, кто трудился недостаточно добросовестно.
За 5 минут до конца занятий ученики начинают убирать свои рабочие места и помещение мастерской. Инструменты укладываются на место постоянного хранения. Если есть возможность, учащиеся моют руки в мастерской или идут в умывальник, находящийся вне ее.