uchutrudu.ru
uchutrudu.ru
  • О проекте
  • Концепция предметной области «Технология» 2019
  • Методика занятий в школьных мастерских
  • Охрана труда и техника безопасности
  • Тестирование
  • Презентации
  • Творческие проекты
  • Всероссийская олимпиада
  • XXIII Международная НПК
  • Всероссийская конференция «Технологическое образование»
  • Дополнительные материалы
  • Родителям и учащимся
  • Азбука профориентации
  • Здоровье
  • Записи
  • Задать вопрос
  • Обучение безопасности труда
  • Видеокурсы по 3D моделированию

uchutrudu.ru

Сайт учителя технологии — просто о сложном!

uchutrudu.ru
  • О проекте
  • Концепция предметной области «Технология» 2019
  • Методика занятий в школьных мастерских
  • Охрана труда и техника безопасности
  • Тестирование
  • Презентации
  • Творческие проекты
  • Всероссийская олимпиада
  • XXIII Международная НПК
  • Всероссийская конференция «Технологическое образование»
  • Дополнительные материалы
  • Родителям и учащимся
  • Азбука профориентации
  • Здоровье
  • Записи
  • Задать вопрос
  • Обучение безопасности труда
  • Видеокурсы по 3D моделированию

Особенности процесса трудового обучения

  • Как учили в СССР

Программа занятий в учебных мастерских предусматривает вооружение учащихся системой политехнических знаний, умений и навыков.

Знания — это понятый и закрепленный в памяти круг тех­нических и технологических фактов, правил, законов и теорий, способность объяснения их, исходя из более общих законов и теорий, изученных в основах наук.

Умение — способность выполнить трудовое задание с выбо­ром и применением необходимых инструментов, правильных приемов и операций и получением положительных результатов.

Навык — усовершенствованное умение. Особенности усо­вершенствования состоят в том, что развивается способность выполнять сравнительно сложные действия быстро и четко; сни­жается чувствительность к внешним отвлекающим факторам, внимание работающего концентрируется не на процессе труда, а на его результате; устраняются излишние движения, снижает­ся утомляемость.

Среди учителей труда, методистов и других работников на­родного образования распространены две точки зрения на зада­чи и значение трудового обучения в школе.

Сторонники первой точки зрения исходят из того, что Закон о школе уделяет первостепенное внимание вечерней и сменной школе второго этапа. А это значит, что трудовое обучение в восьмилетней школе должно дать систему знаний, умений и на­выков, позволяющую закончившим восемь классов включаться в трудовую деятельность или в изучение какого-либо вида труда на предприятии. Эти товарищи проявляют заботу о том, чтобы знания, предусматриваемые программой, были достаточно проч­но закреплены в памяти учащихся, чтобы изучаемые приемы и операции были сформированы на уровне закрепленных умений, чтобы у учащихся были развиты технический и технологический кругозор, чтобы была образована известная трудовая сноровка. Иначе говоря, первая группа учителей и методистов относится к кругу знаний, умений и навыков, получаемых на занятиях в мастерских, как к необходимому в жизни элементу общего об­разования, имеющему самостоятельное значение. Они считают также, что подобная постановка трудового обучения является наиболее эффективной и для подготовки учащихся к дальней­шему трудовому обучению в старших классах.

Сторонники второй точки зрения рассматривают все трудо­вое обучение как одно из главных дидактических средств все­стороннего развития учащихся, и в первую очередь как важней­шее средство политехнического развития детей и подростков. Эти товарищи считают второстепенной задачей формирование отдельных, например слесарных, умений, потому что выделяемое время не позволяет придать соответствующим умениям хотя бы первоначальный профессиональный характер, а увлечение уме­ниями, на их взгляд, приносит ущерб общему техническому раз­витию школьников, поскольку в этом случае в трудовое обучение чаще проникает ремесленничество. Сторонники данной концеп­ции не считают первостепенной задачей формирование системы технических и технологических знаний и не настаивают на за­креплении в памяти учащихся тех сведений, которые предусмот­рены программой. По их мнению, широкий круг различных практических работ на занятиях в школьных мастерских, в усло­виях реализации принципа связи трудового обучения с основа­ми наук, обеспечивает ознакомление с различными видами тру­да, технологическими процессами, объектами техники, а также повышает качество знаний учащихся по основам наук, в первую очередь по предметам естественно-математического цикла. В этом они видят решение задач трудового обучения в школьных мастерских.

Обе точки зрения в своем крайнем выражении не могут быть признаны правильными, хотя каждая из них включает ряд вер­ных положений.

У сторонников первой точки зрения следует взять стремление сформировать у учащихся систему знаний по основам техники. Нельзя согласиться с концепцией «ознакомления» и отказаться от закрепления в памяти учащихся основных сведений по технике, технологии и организации производства.

В пределах выделяемого времени, в соответствии с современ­ным состоянием методики трудового обучения, нет возможности довести умения в выполнении многих включенных в програм­му операций до уровня, позволяющего учащимся самостоятель­но выполнять на производстве даже сравнительно простые виды труда. В результате работы в мастерских учащиеся должны знать и понимать требования к качеству отдельных работ и до­биваться требуемой точности и чистоты не столько многократны­ми упражнениями, сколько широким применением разнообразных приспособлений и специальных инструментов.

В этом отношении правы сторонники второй точки зрения, защищающие идею разностороннего технического развития.

Преподаватели труда нередко говорят, что в педагогических коллективах школ утвердилось мнение о «важных» и «неваж­ных» предметах учебного плана. Ко вторым обычно относят труд, физическую культуру и пение. Можно было бы не гово­рить об этом ошибочном мнении, которое легко рассеивается при первом вдумчивом взгляде на задачи отдельных предметов, ес­ли бы из этого не следовали существенные для практики мето­дические выводы, выражающиеся в серьезной недооценке систе­мы знаний по труду.

К этому следует добавить еще одно обстоятельство, усугуб­ляющее недооценку трудового обучения. Общешкольная проб­лема перегрузки учащихся до настоящего времени еще не нашла своего удовлетворительного решения ни в теоретических рабо­тах, ни в практике учебно-воспитательной работы школы. Есте­ственно, любая попытка расширить объем знаний, подлежащий освоению учащимися различных классов, встречается со спра­ведливым противодействием научных и практических работни­ков народного образования. Отсюда стремление придать трудо­вому обучению сугубо практический характер. При этом имеет­ся в виду не столько особенность содержания предмета, сколь­ко исключение теоретического материала, требующего закрепле­ния в памяти. Здесь также допускается ошибка, состоящая в попытке решить большую общешкольную проблему о перегрузке за счет снижения теоретического уровня трудового обучения в восьмилетней школе.

Таким образом, те работники школ, которые не придают со­ответствующего значения системе знаний по основам техники, которые придерживаются концепции «ознакомления», удовлет­воряясь лишь самим фактом работы учащихся на занятиях в школьных мастерских в указанном выше смысле, допускают ошибку, серьезно снижают учебно-воспитательное значение тру­дового обучения.

Занятия в школьных мастерских носят и должны носить практический характер. Главную часть содержания составляет система практических работ, на что отводится основной объем учебного времени. Это правильно, в этом проявляется единство содержания и метода. Но в содержание занятий в мастерских входят знания по технике, технологии и организации производ­ства. Преподаватели труда должны проявить серьезную заботу о том, чтобы у учащихся были сформированы соответствующие понятия и чтобы в их памяти были закреплены важнейшие тех­нические сведения. Именно тогда они станут знаниями, позво­ляющими связать трудовое обучение с основами наук и реализо­вать задачи политехнического обучения. В этом состоит пер­вая особенность трудового обучения.

В педагогической и психологической литературе уделяется большое внимание процессу формирования умений и навыков и в связи с этим содержанию понятий «умение» и «навык». При более тщательном исследовании этой проблемы, вследствие раз­личного подхода к ее решению, высказываются противоречивые суждения. Речь идет о взаимоотношении умений и навыков, о том, что является первичным и что вторичным. Выше дано опре­деление понятия «навык», из которого следует, что вначале фор­мируется умение, которое, совершенствуясь в процессе упраж­нений, достигает уровня навыка. Однако вопрос о взаимоотно­шении умений и навыков требует некоторого уточнения. Об уме­ниях и навыках часто говорят в пределах, например, одной опе­рации и в пределах целой профессии или специальности.

Первые умения — назовем их частными — относятся к одно­му узкому виду труда, к одной операции.

Вторые умения — назовем их общими — связаны с широким кругом знаний и умений в выполнении многих операций и частных приемов, а также со способностью применять эти знания и умения в различных сочетаниях и в разнообразных трудовых си­туациях.

Отождествление взаимоотношения умений и навыков по от­ношению к общим и частным умениям может привести к ошибке.

Приведенное выше определение понятия «навык» относится к частным умениям.

Взаимосвязь общих умений и соответствующих навыков ус­ложняется. Общие умения могут образоваться из частных усо­вершенствованных умений. Поэтому в данном случае первичны­ми могут оказаться навыки, а вторичными общие умения.

В методике трудового обучения в восьмилетней школе проб­лема навыка в соответствии с приведенными выше соображениями выступает в первую очередь в плане трудового воспи­тания и значительно реже в плане освоения отдельных обрабо­точных операций или их целого комплекса.

В процессе трудового обучения преподаватели добиваются формирования навыков правильного содержания рабочего мес­та, продумывания плана предстоящей работы, экономного рас­ходования материала. У учащихся постепенно воспитывается стремление выполнить порученную работу в соответствии с предъявленными техническими требованиями, красиво офор­мить результаты труда.

Эти навыки часто относят не к усовершенствованным умени­ям, а к отдельным положительным качествам личности, являю­щимся результатом трудового воспитания. От этого дело не ме­няется. Суть заключается в том, что именно эти и подобные им качества формируются у учащихся на всех этапах обучения с I по VIII класс включительно, обращаясь в навыки.

Что касается обработочных операций, то при их освоении первой задачей является формирование правильных приемов владения инструментами и на их основе — правильных умений, а также достижение понимания требований к качеству выполня­емой работы. Только на основе такого понимания проявляется постоянно действующий самоконтроль, стремление учащихся использовать различные приспособления, часто восполняющие отсутствие необходимых навыков. Формирование у школьников стремления к выполнению трудового задания согласно техническим требованиям является одной из важнейших методических и воспитательных задач.

Из этого следует вторая особенность трудового обучения: при формировании трудовых умений их, как правило, не дово­дят до уровня навыка. Поэтому общие умения, образующиеся на основе частных, также базируются не на навыках, а на уме­ниях, преимущественно не закрепленных достаточным количест­вом упражнений.

В профессионально-технических учебных заведениях круг ра­бот, выполняемых учащимися в процессе обучения, относится непосредственно к изучаемой профессии. Так, например, если готовится слесарь-сборщик, то и объекты, изготовляемые им, от­носятся к кругу тех объектов, которые будут фигурировать в его производственной деятельности.

Общеобразовательная восьмилетняя школа не ставит перед собой задачи профессиональной подготовки. Главная задача восьмилетней школы — подготовить учащихся к будущей разно­образной практической деятельности. Из этого вытекает поли­технический характер трудового обучения. Круг знаний и уме­ний, получаемых учащимися в восьмилетней школе, должен явиться лишь основой для дальнейшей работы на предприятиях или в школах второго этапа. Поэтому важно, чтобы знания и умения могли быть легко применимы в разнообразных услови­ях и ситуациях, чтобы полученные умения и навыки могли без особого труда быть использованы при освоении различных про­фессий и специальностей. Именно поэтому программа занятий в школьных мастерских предусматривает изготовление множе­ства объектов, включающих одновременно обработку металлов, древесины, пластмасс и других материалов, требующих приме­нения различных обработочных и монтажных операций, чего нет в работах, выполняемых в профессиональных учебных заведе­ниях. Изготовление таких объектов позволяет придать политех­нический характер знаниям и умениям школьников, позволяет привить учащимся наиболее общие трудовые умения, важные для многих видов труда. Такова третья особенность трудово­го обучения.

Рекомендуется прочесть похожие записи:

  1. Методика занятий в учебных мастерских в СССР
  2. Понятие о методах и формах
  3. Системы трудового обучения
  4. Формы организации учебной работы
Формы и методы
4 июля, 2016 admin

Навигация по записям

Понятие о методах и формах → ← Методика занятий в учебных мастерских в СССР

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Рубрики

  • Без категории
  • В каждой шутке есть доля шутки
  • Видео
  • Воспитание
  • Как учили в СССР
  • Личные финансы
  • Материально-техническое обеспечение
  • Методика обучения
  • Повышение квалификации
  • Семейная экономика
  • Современное технологическое образование
  • Творческий проект
  • Тесты
  • Техника безопасности
  • Участие в олимпиадах и конкурсах
  • ФГОС
  • Это интересно
    • Азбука профориентации
    • Здоровье
  • О проекте
  • Концепция предметной области «Технология» 2019
  • Методика занятий в школьных мастерских
  • Охрана труда и техника безопасности
  • Тестирование
  • Презентации
  • Творческие проекты
  • Всероссийская олимпиада
  • XXIII Международная НПК
  • Всероссийская конференция «Технологическое образование»
  • Дополнительные материалы
  • Родителям и учащимся
  • Азбука профориентации
  • Здоровье
  • Записи
  • Задать вопрос
  • Обучение безопасности труда
  • Видеокурсы по 3D моделированию
Работает на WordPress | тема SG Window