uchutrudu.ru
uchutrudu.ru
  • О проекте
  • Концепция предметной области «Технология» 2019
  • Методика занятий в школьных мастерских
  • Охрана труда и техника безопасности
  • Тестирование
  • Презентации
  • Творческие проекты
  • Всероссийская олимпиада
  • XXIII Международная НПК
  • Всероссийская конференция «Технологическое образование»
  • Дополнительные материалы
  • Родителям и учащимся
  • Азбука профориентации
  • Здоровье
  • Записи
  • Задать вопрос
  • Обучение безопасности труда
  • Видеокурсы по 3D моделированию

uchutrudu.ru

Сайт учителя технологии — просто о сложном!

uchutrudu.ru
  • О проекте
  • Концепция предметной области «Технология» 2019
  • Методика занятий в школьных мастерских
  • Охрана труда и техника безопасности
  • Тестирование
  • Презентации
  • Творческие проекты
  • Всероссийская олимпиада
  • XXIII Международная НПК
  • Всероссийская конференция «Технологическое образование»
  • Дополнительные материалы
  • Родителям и учащимся
  • Азбука профориентации
  • Здоровье
  • Записи
  • Задать вопрос
  • Обучение безопасности труда
  • Видеокурсы по 3D моделированию

Типы занятий в школьных мастерских

  • Как учили в СССР

Различают следующие типы занятий в школьных мастерских: урок, связанный с объяснением нового материала; урок, связан­ный с самостоятельным выполнением трудовой задачи; урок, связанный с конструированием и техническим моделированием.

Кроме этих типов занятий, в трудовом обучении применяют­ся занятия, посвященные лабораторным работам, просмотру ки­нофильмов, экскурсиям, наконец, занятия, посвященные произ­водительному труду, организуемому на основе широкого разде­ления труда.

Общая структура всех уроков может быть представлена в следующем виде: группу вводят в учебную мастерскую, проверя­ют явку учащихся на занятие по групповому журналу. Далее следует объяснение и вводный инструктаж по содержанию уро­ка. Учитель проверяет ранее усвоенные знания и знания учени­ков в связи с вводным объяснением и инструктажем. Учащиеся выполняют полученное задание или упражнение, предусмотрен­ное планом урока. Учитель индивидуально инструктирует уча­щихся в выполнении изучаемых операций. К концу занятия обыч­но следует подведение итогов, завершающее урок. Затем следу­ет укладка инструментов и незавершенных работ на место, убор­ка рабочих мест, мытье рук и уход группа из мастерской. Урок, имеющий целью изучение нового технического материала для формирования новых знаний и умений, чаще всего отличается

именно такой структурой. Если же на уроке продолжается рабо­та, начатая на предыдущих занятиях, структура его несколько меняется. После ввода учащихся в мастерскую и проверки их явки по классному журналу они получают необходимые инстру­менты и незаконченные предметы и приступают к работе. На та­ких занятиях в большинстве случаев учитель, переходя от одно­го рабочего места к другому, инструктирует учеников. В тех слу­чаях, когда наблюдаются общие ошибки для данной группы, учи­тель останавливает работу, подробно рассказывает о сути ошиб­ки и инструктирует учащихся, объясняя, каким способом долж­на быть эта ошибка устранена.

Все занятие характерно тем, что учащиеся, как правило, вы­полняют трудовое задание, не отрываясь для фронтального вы­слушивания объяснений и указаний учителя. Лишь только в том случае, когда учитель подходит непосредственно к ученику, он прекращает работу, задает учителю соответствующие вопросы, получает необходимое разъяснение и продолжает работу.

Во многих школах установилась практика, когда по оконча­нии занятия школьники предъявляют учителю выполненную ра­боту для ее оценки. На это требуется обыкновенно 30—40 минут. Учитель сидит на своем рабочем месте у доски, и постепенно все учащиеся подходят к нему и предъявляют свои работы. Однако практика эта не общая. Во многих школах оценки проставля­ются лишь за завершенный предмет. Подробнее об этом будет рассказано в разделе об учете и оценке знаний и умений уча­щихся.

Третий тип урока, связанный с самостоятельным конструиро­ванием и техническим моделированием, включает, кроме опера­ций по обработке материалов, значительное время на обдумыва­ние трудового задания, на подготовку проекта, на изучение чер­тежей, выбор инструментов, материалов и далее на выполнение трудового задания. Работа учителя и на этом занятии, как и на предыдущих, такая же: учитель переходит от одного рабочего места на другое, проводит с учащимися индивидуальные беседы и инструктаж, помогает им в решении технической части зада­ний, в выборе инструментов, материалов, в изготовлении данной модели или учебного пособия.

В зависимости от применяемой формы организации учащих­ся меняется и структура занятия по моделированию. Если в V классе все учащиеся одновременно изготовляют одну и ту же модель, например модель лодки, то объяснения могут быть проводимы сразу для целой группы и далее после общих объяс­нений будут иметь место индивидуальные объяснения и инструк­таж, как это указывалось выше. Если работа организуется звеньями или учащимся даны индивидуальные задания, то струк­тура урока остается такой же, как указано в третьем типе заня­тий.

Основные учебные рабочие места закрепляются за учащими­ся на полугодие (или весь год) в начале занятий в данной ма­стерской. В настоящее время широко распространена практика нумерации рабочих мест и закрепленных за ними инструментов общего пользования. Эта практика оправдывает себя. В начале работы, при размещении учащихся по рабочим местам, им объяв­ляются номера верстаков, за которыми они будут постоянно ра­ботать.

Размещение учащихся ведут с учетом роста, состояния зре­ния и некоторых индивидуальных особенностей учащихся, кото­рые могут явиться причиной размещения их поближе к рабоче­му месту учителя.

При организации и планировании учебной работы перед учителем в первую очередь встают две задачи: планирование учеб­ного материала по полугодиям, четвертям и отдельным заняти­ям и подготовка материальной базы.

Известно, что сейчас руководители школ не требуют от преподавателей труда представления календарного плана занятий. Им необходимо лишь иметь планы и конспекты отдельных занятий. Однако то, что занятия связаны с работой в двух мастерских я что успешность их в большой мере зависит от тщательной под­готовки инструментов, материалов, технической документации в виде чертежей и инструкционных карт, наглядных пособий, — все это делает обязательным календарное планирование содер­жания занятий по труду как минимум на четверть или полуго­дие, чтобы можно было заранее предусмотреть ход учебно-вос­питательной работы и сроки, к которым потребуются те или иные материалы, инструменты, чертежи, наглядные пособия и др. Без календарного планирования работа учителя труда может быть значительно осложнена, а в некоторых случаях и сорвана.

Календарный план составляется обычно последующей форме:

 

№ заня­тия, дата Содержание занятия Объекты труда Материалы Инстру­менты Нагляд­ные посо­бия Примечания

 

На первый взгляд может показаться чрезмерно громоздким столь подробное планирование 17—18 занятий. Начинающего учителя может оттолкнуть от этого важного дела необходимость затратить несколько часов. Учителя, работающие несколько лет, хорошо знают, насколько окупает себя тщательно проведенное предварительное планирование, сколько времени благодаря ему удается сэкономить.

Составление плана начинают с анализа программы для данного класса. Учитель должен точно представить себе круг знаний и умений, который предстоит получить учащимся в течение планируемого срока. Но это лишь часть дела. Здесь мы вновь должны попросить читателя обратиться к главе о содержании занятий в учебных мастерских и обратить внимание на принци­пы его отбора. Они должны найти отражение в плане. Необхо­димо заранее продумать и создать условия для их реализации. Продумывая систему занятий, учитель постоянно имеет в виду политехнический характер трудового обучения. В процессе за­нятий в учебных мастерских учащиеся должны получить систе­му знаний о производстве, связанном с изучаемой технологией и техникой. Ни одно занятие не должно проходить без внесения определенного вклада в развитие политехнического кругозора школьников. Забота учителя о политехническом обучении выра­жается в том, что, изучая отдельные вопросы технологии, он не опускает сведения о ее характере в промышленных условиях, о путях ее усовершенствования, о применяемых машинах и стан­ках. Рассказывая учащимся об изготовлении, назначении, при­менении и свойствах различных материалов, он, как правило, раскрывает эти сведения с производственных позиций и иллюст­рирует их, исходя из особенностей изучаемого технологического процесса в школьных мастерских.

Именно поэтому в плане каждого занятия появляется крат­кая заметка о содержании рассказа, объяснения, относящихся к ознакомлению школьников с соответствующей отраслью произ­водства, его техникой, технологией и организацией. В результате такого подхода к планированию четче выясняется политехниче­ская нагрузка на экскурсию, конкретизируется круг сведений о производстве, который постепенно будет развертываться на за­нятиях и завершаться при посещении школьниками соответст­вующего предприятия. Учителя труда часто обращают внимание на то, что не обязательно экскурсии планировать в конце полу­годия. Экскурсии могут с неменьшей пользой проводиться в раз­ное время в течение полугодия. С этим надо согласиться. Экскур­сии можно планировать и в середине полугодия. Полученные учащимися знания учитель использует при изучении последую­щих тем.

При составлении плана учитель не упускает из виду связь трудового обучения с изучением основ наук. Продумывая содер­жание занятий, он выясняет, какие сведения из основ наук сле­дует привлечь для раскрытия особенности данной технологиче­ской операции, материалов и их свойств, конструкции инструмен­тов, устройства и принципа работы машин, приборов и др. Неред­ко учителю приходится самому коротко раскрывать некоторые явления, относящиеся к физике, химии, биологии и другим нау­кам, с помощью которых можно яснее, глубже понять материал из техники или технологии. Эти сведения учащиеся могут полу­чить лишь на следующих этапах изучения основ наук. Примеры таких сведений приведены в главе о вопросах методики техни­ческого моделирования.

Далее учитель планирует содержание труда учащихся, объек­ты работы и условия, при которых они могут носить общественно полезный характер. Это один из центральных вопросов современ­ной методики занятий в учебных мастерских.

Выше указывалось, что качество работ учащихся на заняти­ях в школьных мастерских все еще оставляет желать лучшего. Многие работы учащихся всех классов не могут быть использо­ваны в дальнейшем, труд перестает быть общественно полезным, и поэтому нередко снижается интерес учащихся к занятиям в мастерских.

Речь идет не об уровне умений, соответствующих данному возрасту, который, разумеется, не может быть достаточно высо­ким, например, у учащихся V—VI классов, а о той методической и технической подготовке труда учащихся, которая обеспечи­вала бы изготовление предметов в соответствии с предъявляе­мыми к ним требованиями.

Передовые учителя труда, анализируя технологию изготов­ления предмета, рассматривают каждую операцию, каждый прием с точки зрения качества, т. е. с точки зрения точности из­готовления деталей, чистоты поверхностей, правильности сбор­ки, доступных учащимся данной группы. Если встречаются опе­рации, которые ручными инструментами могут быть выполнены высококачественно лишь в результате многих упражнений, учи­тель готовит соответствующие приспособления. Тщательно про­думанная методика занятий в сочетании с применением многих приспособлений почти всегда приводит к высокому качеству из­делий учащихся. Это в равной мере касается всех возрастов, по­скольку старшие школьники получают более сложные трудовые задания.

Поэтому, планируя содержание труда, важно одновременно предусмотреть изготовление в мастерских или на шефствующем предприятии необходимых приспособлений, приобретение спе­циальных инструментов, материалов и др. Важно также проду­мать подготовку чертежей или эскизов приспособлений. Без них работа часто задерживается. В дальнейшем, при планировании занятий по теме, будут уточняться технология изготовления от­дельных деталей и сборки, а также те требования к качеству ра­боты, которые надо объяснить учащимся.

Реализация принципа общественно полезной работы учащих­ся не исключает некоторых учебных упражнений, необходимых для формирования первоначальных знаний и умений. Реализа­ция этого принципа также предполагает организацию произво­дительного труда, например изготовление деталей или изделии по заказу предприятий на основе широкого разделения труда. В некоторых школах учителя чрезмерно увлекаются такой рабо­той. Она будет в методическом отношении правильной лишь в том случае, если заказ требует применения изучаемых операций и если работа может быть организована как на основе разделе­ния труда, так и на основе выполнения более или менее широко­го комплекса каждым учащимся.

Когда учащийся выполняет самостоятельно многооперацион- ное задание, он сталкивается с необходимостью изучить чертеж, спланировать работу, многократно менять инструменты, при­способления, подбирать материалы и т. д. Одним словом, в этом случае создаются благоприятные условия для мыслительной дея­тельности, для проявления творчества.

Работа на основе широкого разделения труда имеет иные до­стоинства. Она позволяет поставить учащихся в условия, когда от работы каждого из них зависит работа нескольких учащихся или всей группы. Это весьма важно для решения воспитательных задач на основе коллективного труда.

Учитывая это, при планировании подбираются такие трудо­вые задачи, которые будут выполняться индивидуально каждым учащимся и коллективно звеньями или всей группой.

Наконец, при планировании занятий на четверть или полуго­дие учитель включает в занятия ряд трудовых заданий, отдель­ных педагогических мероприятий, связанных с развитием техни­ческого творчества учащихся и их конструкторских способно­стей. Это касается в значительной мере методики проведения занятий, так как почти любое Содержание, работа над любым из­делием позволяют систематически побуждать учащихся само­стоятельно решать технологические и конструкторские вопросы, начиная с выбора заготовки и кончая сборкой и отделкой изго­товляемого предмета. Особое значение имеет подготовка уча­щихся к работе по моделированию и проведению занятий, свя­занных с техническим моделированием, о которых речь идет в главе V. При планировании намечается также решение техниче­ских задач, которые конкретизируются при планировании от­дельных тем и занятий.

Изучив программу для данного класса, учитель разделяет ее содержание на отдельные занятия. Их содержание записыва­ется коротко, обычно на основе текста программы. Одним из трудных вопросов при календарном планировании является во­прос об объеме содержания занятия, о той «порции» материала, которая может быть реализована в течение 90 минут.

Учитель труда при этом руководствуется следующими сооб­ражениями. На каждом занятии примерно 15—20 минут тратят­ся на рассказ, беседу, инструктирование и минут 60—70 на прак­тические работы учащихся. Необходимо в календарном плане иметь в резерве 1—2 занятия для завершения работ учащихся и I занятие в каждом полугодии для проведения фронтальных контрольных работ. Если к этому добавить одну экскурсию, то отбор предметов для изготовления на занятиях должен учитывать 13—14 занятий в полугодие.

При отборе предметов, намечаемых к изготовлению на заня­тиях, следует иметь в виду форму и методику организации заня­тий: желательно взять предметы, необходимые во многих эк­земплярах, позволяющие организовать фронтальную работу группы, а также такие, которые нужны в 1—5 экземплярах для работы звеньями или в виде индивидуальных заданий.

Обычно в школах в течение года выясняется перечень работ, в первую очередь вытекающий из нужд учебных кабинетов и хо­зяйства школы. К этому перечню добавляется ряд заданий про­мышленных предприятий, детских садов, колхозов, совхозов. При календарном планировании намеченные объекты распре­деляются по классам и группам с учетом посильности для уча­щихся требуемой технологии и круга операций, предусмотрен­ного программой.

За календарным планированием следует более детальное планирование отдельных тем и занятий. Перед каждым занятием ставится определенная задача по накоплению новых знаний и умений или по закреплению ранее изученных. На отдельные за­нятия учитель составляет краткие конспекты, в которых конкре­тизируются отдельные стороны занятия, намеченные в календар­ном плане.

В конспектах отражается фактическое развитие обучения, которое в той или иной мере может отклоняться от календарно­го плана. В конспектах намечаются технические задачи для группы и для отдельных учащихся, вопросы, которые следует задать группе для проверки их знаний и закрепления изучен­ного. В конспектах обычно появляются повторные работы для всей группы или для отдельных- учащихся, индивидуальные за­дания для тех школьников, которые вырвались вперед и успе­ли закончить работу, выполняемую фронтально, и др. В кон­спектах обычно намечаются мероприятия по проверке и оцен­ке знаний и умений учащихся.

В заключение вновь обратим внимание учителей на то, что чем тщательнее, чем продуманнее осуществлены все звенья планирования работы, тем успешнее проходят занятия, тем больше времени можно сэкономить, наконец, тем меньше уси­лий потребует от учителя учебная работа, т. е. реализация этих планов.

Исходя из разработанных планов, учитель уточняет содер­жание занятия, его отдельные элементы. Продумываются ввод­ная, основная и заключительная части занятия. Готовясь к за­нятию, учитель просматривает соответствующую литературу, отмечает новые термины и понятия, которые следует разъяс­нить ученикам, выделяет теоретический материал, требующий объяснения, намечает содержание беседы или рассказа, подготавливает необходимые наглядные пособия и все, что потребу­ется для работы учащихся: проверяет наличие и содержание инструмента, подбирает соответствующий материал в виде за­готовок, чертежи, инструкционные карты и делает чертеж на доске.

Существенным моментом в подготовке к уроку является контрольное изготовление преподавателем предмета, который предстоит (как правило, фронтально)- делать школьникам. Во- первых, этот предмет явится наглядным пособием при объясне­нии трудового задания, во-вторых, в процессе его изготовления учитель уточнит технологию, которую будет рекомендовать учащимся, и время, необходимое для данной работы.

Если на уроке предполагается показать учебный кино­фильм, учитель должен его предварительно просмотреть и про­думать, какие места фильма требуют разъяснения, как будет организована беседа с учащимися после демонстрации для выяснения, что они узнали из кинофильма, на что обратили внимание. Учитель продумывает вопросы, которые будет зада­вать учащимся. Некоторые фильмы могут потребовать предва­рительных объяснений. Учитель кратко рассказывает о содер­жании кинофильма и называет ряд его мест, на которые сле­дует обратить- особое внимание. В процессе подготовки к кино­уроку проверяется качество затемнения, проекции и другие технические моменты.

Подготовка к экскурсии на промышленные предприятия на­чинается с непосредственного просмотра учителем всего того, что увидят учащиеся. Уточняется организационная сторона де­ла: можно ли будет провести по цехам целую группу (20 чело­век) или, что бывает чаще всего, придется разделить ее на две части? Учитель выясняет, кто из технического персонала пред­приятия сможет оказать ему помощь в проведении экскур­сии. Далее намечаются объекты, которые должны быть ос­мотрены учениками более подробно и соответствующим образом разъяснены им. Только после такой предварительной под­готовки можно рассчитывать на то, что экскурсия пройдет успешно.

Если на занятии предполагается провести лабораторную ра­боту, учитель предварительно сам ее проделывает, продумы­вает содержание объяснений, намечает вопросы учащимся и тщательно подбирает все необходимые материалы, инструмен­ты, принадлежности.

В зависимости от содержания урока и его цели учитель применяет различные методы. Он должен все время иметь в виду всю группу в целом и каждого ученика в отдельности. В ходе работы учитель постоянно переходит от одного рабочего места к другому, наблюдает, как выполняется трудовое задание, по­могает отдельным школьникам разобраться в чертеже, исправляет рабочую позу, хватку инструмента, показывает приемы ра­боты и т. д. В тех случаях, когда какая-либо ошибка наблюда­ется у многих учеников, он предлагает прекратить работу, объяс­няет сущность ошибки и как ее следует предупредить или ис­править.

За 10 минут до конца занятия преподаватель предупреждает учащихся, что через 5 минут они должны сдать законченные и незавершенные работы. Обычно на своих работах школьники пишут свои фамилии. Дежурные собирают изделия и укладыва­ют в шкаф или на стеллажи. В заключительной части обычно, подводятся краткие итоги занятия. Нередко учитель называет фамилии учащихся, которые хорошо работали, и тех, кто тру­дился недостаточно добросовестно.

За 5 минут до конца занятий ученики начинают убирать свои рабочие места и помещение мастерской. Инструменты уклады­ваются на место постоянного хранения. Если есть возможность, учащиеся моют руки в мастерской или идут в умывальник, нахо­дящийся вне ее.

Рекомендуется прочесть похожие записи:

  1. Методика занятий в учебных мастерских в СССР
  2. Особенности процесса трудового обучения
  3. Понятие о методах и формах
  4. Системы трудового обучения
Формы и методы
4 июля, 2016 admin

Навигация по записям

Учет и оценка знаний и умений учащихся → ← Методы обучения

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Рубрики

  • Без категории
  • В каждой шутке есть доля шутки
  • Видео
  • Воспитание
  • Как учили в СССР
  • Личные финансы
  • Материально-техническое обеспечение
  • Методика обучения
  • Повышение квалификации
  • Семейная экономика
  • Современное технологическое образование
  • Творческий проект
  • Тесты
  • Техника безопасности
  • Участие в олимпиадах и конкурсах
  • ФГОС
  • Это интересно
    • Азбука профориентации
    • Здоровье
  • О проекте
  • Концепция предметной области «Технология» 2019
  • Методика занятий в школьных мастерских
  • Охрана труда и техника безопасности
  • Тестирование
  • Презентации
  • Творческие проекты
  • Всероссийская олимпиада
  • XXIII Международная НПК
  • Всероссийская конференция «Технологическое образование»
  • Дополнительные материалы
  • Родителям и учащимся
  • Азбука профориентации
  • Здоровье
  • Записи
  • Задать вопрос
  • Обучение безопасности труда
  • Видеокурсы по 3D моделированию
Работает на WordPress | тема SG Window